Внешняя политика Юстиниана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение внешней политики императора Юстиниана позволяет сделать важные в историческом плане наблюдения. Речь идёт о результатах как наступательных, так и оборонительных действий византийских армий, а также дипломатической деятельности правительства, длительное время оказывавших влияние на жизнь Византийской империи и всего средневекового мира в целом. Очень важным аспектом являются вопросы о политическом и военном управлении империей в период международной нестабильности на конкретном примере внешней политики императора Юстиниана. Главной целью является выяснение причин, вследствие которых Византия, одно из самых могущественных государств рассматриваемого периода, утратила былую значимость на международной арене.

Работа содержит 1 файл

Яковлев_Курсовая_работа_Внешняя_политика_Юстиниана.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

Византийская дипломатия при императоре Юстиниане.

В последний период своего существования Римская империя почувствовала необходимость искусства ведения переговоров. В этом деле византийские императоры достигли исключительной изобретательности. Они ослабляли варваров, разжигая раздоры между ними, приобретали дружбу пограничных племен и народов субсидиями и лестью или обращали варваров в христианство. Комбинируя применение этих дипломатических способов в своей внешней политике, Юстиниану удалось распространить свое влияние на Аравию и Абиссинию и держать в страхе племена, жившие около Черного моря и Кавказа. Такие же методы стали применяться в более позднюю эпоху, когда Византии стали угрожать болгары, мадьяры и русские.

Постоянные усилия византийских императоров подкрепить силу оружия дипломатическими комбинациями, и способы, которые они при этом применяли, внесли новый элемент в дипломатическую практику. Метод разжигания вражды между правителями соседних стран делал необходимым для правительства в Константинополе получение точной информации о честолюбивых замыслах, слабостях и ресурсах тех, с которыми оно собиралось иметь дело. Поэтому послы византийских императоров не только представляли интересы империи при дворах правителей иностранных государств, но также составляли подробные донесения о внутреннем положении чужих стран и о взаимоотношениях этих стран между собой. Для этой цели нужно было обладать не только качествами посланника или оратора. Нужны были люди наблюдательные, с большим опытом и присутствием здравого смысла. Таким образом, постепенно развился тип профессионального дипломата. Постепенно посланник трансформировался в оратора, а оратора сменил опытный наблюдатель.

Восточная Римская империя  достигла в царствование Юстиниана наивысшего могущества. Ее дипломатические связи охватывали огромное пространство от Китая и Индии до Атлантического океана, от Внутренней Африки до причерноморских степей. Юстиниан умело чередовал применение виртуозной дипломатической политики с точными военными ударами, которые расширили пределы его империи далеко на запад.

Осуществление грандиозного плана восстановления Римской империи  требовало постоянной и напряженной  деятельности дипломатии в различных  регионах мира. Для завоевания западной части бывшей Римской империи, прежде всего, следовало обеспечить безопасность на востоке и севере, попытаться избежать войны с Ираном, нейтрализовать варваров на Дунае, найти союзников среди окружавших империю народов. В варварских королевствах Запада ситуация также требовала больших дипломатических усилий для привлечения на сторону Византии всех недовольных господством вандалов в Северной Африке, остготов в Италии и вестготов в Испании. «Происходит живой обмен посольствами; Юстиниан внимательно следит за событиями и настроениями общественного мнения в Италии. Ему делали подробные донесения его послы обо всем происходившем в Равенне и в Риме и, между прочим, о неудовольствиях между Теодатом и правительницей, с одной стороны, и о непопулярности соправителя – с другой».81 В связи с этим Юстиниан для оценивания обстановки отправил в качестве посланника к остготской королеве Амаласунте ритора Петра Патрикия, который прославился особой силой убеждения в судебных разбирательствах в Константинополе. «Петр же в качестве посла был уже в пути; ему были даны императором предварительные инструкции встретиться тайно от всех других с Теодатом и, дав ему клятвенные уверения, что ничего из того, о чем они ведут переговоры, не станет кому бы то ни было известным, спокойно заключить с ним договор относительно Этрурии (Тосканы); а затем, тайно встретившись с Амалазунтой, он должен был со всей ловкостью договориться с ней обо всей Италии, как будет полезно для них обоих. Официально же он шел послом для переговоров о Лилибее».82 Пользуясь страхом и малодушием Теодата, он убедил его довериться Юстиниану и уступить ему всю Италию. С этим известием он возвратился в Константинополь, но был вторично отправлен в Равенну для приведения в исполнение обещаний Теодата.83 Но так как в это время византийский полководец Мунд был разбит в Далмации готами, то Теодат резко изменил направление своей политики по отношению к Византии и не выполнил своего обещания.84 Он нарушил права посольства, продержав Петра 3 года в заключении. В 538 г. Петр был освобожден Витигесом, и впоследствии награжден Юстинианом званием магистра оффициев.85 В 550 г. Петр Патрикий был возведен в звание патриция и отправлен в Персию для заключения перемирия с царем Хосровом, но эта миссия оказалась безуспешной.86 В 552 г. Петр был уполномочен вести переговоры с папой Вигилием, задержанным в Халкидоне по делу о трех главах. Вигилий, рассказывая об этих событиях, называет Петра экс-консулом, патрицием и магистром, также рефендарием и человеком знаменитым.87

Если сильного врага  нельзя было ни купить, ни победить обычными способами, Юстиниан прибегал к политическому или экономическому способам воздействия. Самым опасным соперником Византии продолжало оставаться персидское государство Сасанидов, особенно усилившееся при Хосрове I. Военные действия против Персии были неудачными. Тогда Юстиниан поднял против Хосрова всех его соседей. Против Ирана были брошены гунны, кочевники Сирийской пустыни, бедуины Неджда, арабы Йемена, Эфиопское царство Аксума. Юстиниан поддерживал царей Лазики, преграждавших Персии путь к Черному морю. Чтобы избежать посредничества Персии в торговле с Индией и Китаем, Юстиниан стремился направить эту торговлю по морским путям, через Красное море.

Через 10 лет, Петр опять был направлен в Персию для заключения мира, и на этот раз с большим успехом. «В конце 561 года на границе между Нисибином и Дарой съехались уполномоченные от обоих держав для выработки условий мирного договора. То были лучший дипломат Юстиниана магистр Петр».88 Он заключил необходимый мир с царем Хосровом на пятьдесят лет. Вернувшись из Персии в Византию, он вскоре умер. «Петр после того удалился без успеха из пределов мидийских. Однако же он заключил договор с персами, вследствие которого война между обеими державами прекращена. Миды выступили из области колхийской и возвратились в свои земли. Петр же скоро по прибытии в Византию скончался».89 Историк Менандр Протектор сообщает об официальных донесениях, сделанных Петром Патрикием о своей мисси в Персию.90

Византия со всех сторон была окружена беспокойными, постоянно  мигрирующими племенами варваров. Византийцы тщательно собирали и записывали сведения об этих племенах. Они хотели иметь точную информацию об их нравах, военной силе, торговых связях, о междоусобиях, о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании полученных сведений строилась византийская дипломатия, которая переросла в «науку об управлении варварами»91.

Главной задачей византийской дипломатии было заставить варваров служить империи, вместо того чтобы угрожать ей. Наиболее простым способом был наем их в качестве военной силы. Вождей варварских племен и правителей государств подкупали, заставляя вести войны в интересах Византии. «Притом отправлен был к аварам посланником Валентин, один из царских мечников. Ему предписано было ввести то племя в союз с римлянами и заставить его действовать против римских врагов».92 Ежегодно Византия выплачивала пограничным племенам большие суммы. «Предводитель аваров, вместе с переводчиком Виталианом, отправил к царю Таргития с требованием от него уступки Сирмия и обычных денег, которые кутригуры и утигуры получали от царя Юстиниана».93 За это они должны были защищать границы империи. Их вождям раздавали пышные византийские титулы, знаки отличия, золотые или серебряные диадемы, мантии, жезлы. «Вскоре посланы были в подарок аварам цепочки, украшенные золотом, и ложа, и шелковые одежды, и множество других вещей, которые могли бы смягчить души, исполненные надменности».94 Варварам отводили земли, где они селились на положении вассальных союзников (федератов). Лангобарды получили земли в Норике и Паннонии, герулы — в Дакии, гунны — во Фракии, авары на Саве. 95 Так одни варвары служили оплотом Империи против других. Варварских вождей старались покрепче привязать к византийскому двору. За них выдавали девушек из знатных фамилий. Их сыновей воспитывали при Константинопольском дворе в духе преданности интересам империи; одновременно они служили заложниками на случай измены отцов.96 В то же время в Константинополе внимательно следили за распрями, обычными в княжеских родах варваров. Неудачным претендентам, изгнанным князьям давали приют и держали их про запас, на всякий случай, чтобы выставить своего кандидата на освободившийся престол или выдвинуть опасного соперника против зарвавшегося варварского правителя.

Однако применение этих методов давало временный эффект и ненадежный результат. Варвары, получавшие от Византии деньги, требовали все большие суммы и угрожали перейти в лагерь врагов империи. Важно было не давать им усиливаться, ослаблять их взаимными усобицами. Старое римское правило «разделяй и властвуй» нашло широкое применение в византийской политике. Юстиниан возвел натравливание одних варваров на других в целую систему. На болгар он натравливал гуннов, на гуннов — аваров, на гепидов – лангобардов.97 Чтобы захватить королевство вандалов, император привлек на свою сторону остготов, а остготов разгромил при содействии франков.98 Военное вмешательство во внутренние дела других государств было одним из средств политики Юстиниана. В Африке и Италии Юстиниан использовал социальную борьбу в этих странах, в частности недовольство римских землевладельцев, вызванное захватом их земель варварами, и возмущение духовенства господством варваров-ариан.

Чтобы еще крепче держать  в руках своих вассалов, для внушения соответствующего представления о могуществе и престиже империи, в Константинополе устраивались пышные приемы. В течение всего царствования Юстиниана Константинополь постоянно посещали посольства иностранных государств. Герулов, гуннов, гепидов, аваров, сарацинов, аксумитов, лазов, иверов осыпали знаками внимания, одаривали подарками и провожали с большой пышностью. Прокопий Кесарийский в «Тайной истории» с неодобрением высказывается по этому поводу. «Тот же (Юстиниан), не испытывая никаких колебаний, но даже преисполненный радости от такого дела, считал за великую удачу выплескивать богатство римлян, швыряя его морскому прибою или варварам, постоянно, день за днем отсылая каждого из них с раздутыми кошельками».99

Дипломатия служила развитию торговли, а расширение торговых связей в свою очередь использовалось Византией как одно из сильнейших орудий дипломатии. Торговые города, расположенные на окраинах империи, были форпостами ее политического влияния. Купцы, торговавшие с отдаленными народами, приносили в Византию сведения о них. С византийскими товарами к варварам проникало и политическое влияние Византии. За купцами следовали миссионеры. Распространение христианства также было одним из важнейших дипломатических орудий византийских императоров на протяжении многих столетий. Византийские миссионеры проникали в горы Кавказа, на равнины Причерноморья, в Эфиопию, в оазисы Сахары. Миссионеры были в то же время и дипломатами, трудившимися для укрепления византийского влияния. В противоположность папскому Риму, который не допускал церковной службы на национальных языках, Византия облегчала своим миссионерам дело распространения христианства, разрешая службу на местных языках и переводя священное писание на языки народов, которые были готовы принять христианскую веру. Евангелие было переведено на готский, гуннский, абиссинский, болгарский и другие языки.100 Эта гибкая политика приносила свои плоды. В обращенных странах утверждалось византийское влияние духовенство, зависимое от Византии, играло огромную роль в варварских государствах как единственный носитель грамотности.

Византийским послам предписывались определенные правила поведения. При дворах иностранных государств посол должен был проявлять приветливость, щедрость, хвалить все, что увидит при чужом дворе, но так, чтобы это не противоречило византийским порядкам. Он должен был объективно оценивать обстоятельства, не навязывая силой то, что можно было добиться другими средствами.

В целом дипломатическую  политику Юстиниана можно охарактеризовать как политику, которую, быть может с несколько большим искусством, Византийская империя практиковала в течение всех средних веков. Благодаря профессионализму своих дипломатов, неутомимой деятельности миссионеров Византия просуществовала столько столетий и устояла против стольких завоевателей. Благодаря этому, она распространила свою цивилизацию по всему Востоку и оставила в истории неизгладимый след.

 

Заключение

В этой работе была сделана  попытка дать оценку внешнеполитической деятельности Юстиниана в целом, а также установить, идёт ли в данном случае речь о последовательной и планомерно осуществляемой политике с целью реанимировать Римскую империю, или же всего лишь о роковых случайностях и авантюризме императора и его военачальников, приведших к значительным изменениям на политической карте мира в VI веке.

Рассмотрев войну с персами в период правления Юстиниана в 527 – 531 гг. было сделано предположение, что маловероятно, что Юстиниан в то время планировал направить силы Империи на запад, где переворот в государстве вандалов, якобы, открывал широкие горизонты для восстановления власти римского императора в Африке, где православное население находилось под игом иноверных варваров. Можно предположить, что Юстиниана, скорее, больше беспокоили восточные и южные границы Империи, т.к. варварские королевства были, в большинстве своем лояльны к Римской империи и, хоть и номинально, но признавали константинопольского императора своим сюзереном и даже чеканили монеты с его изображением. Основная и постоянная угроза в то время исходила как раз от Персии на востоке, от воинственных арабских племен на юге и от варваров на дунайской границе. Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что такой желанный для Юстиниана мир с Персией изначально никоим образом не служил поводом для военной экспансии на запад, а давал лишь возможность византийскому государству собраться с силами для окончательного утверждения своего влияния на востоке и юге. Скорее всего, будучи дальновидным политиком, в то время  Юстиниан понимал, что «вечный» мир далеко не вечен. Это стало очевидным в 540 г. вначале второй персидской войны, которая могла бы закончиться несколько по иному, не будь у Византийской империи такой неожиданной и затяжной военной кампании на западе, начавшейся через 2 года после заключения «вечного» мира на востоке.

Быстрое и почти беспрепятственное  завоевание Северной Африки византийскими  войсками под предводительством  Велизария рассматривалось современниками как большой успех. Сторонники римских традиций и приверженцы ортодоксальной веры были удовлетворены поражением еретиков-вандалов, кроме того, как казалось, эта победа способствовала восстановлению Римской империи в ее прежнем величии. Походом в Африку началась завоевательная военная кампания императора Юстиниана на западе. Некоторая доля удачи в реализации столь авантюрного предприятия, потребовавшего в целом немного средств и людских ресурсов, но принесшего казне большую добычу, активизировала императора к составлению новых завоевательных планов. На очереди стояла итальянская война, которая началась по окончании похода в Африку. В новелле, изданной после покорения Африки, Юстиниан выказывает пожелание, чтобы Бог дал ему силы освободить и другую страну от господства ариан.

Таким образом, вследствие этих походов на отдаленный юго-запад Византийское государство значительно расширилась за счет новых завоеванных территорий. Кроме островов Сардинии, Корсики и Балеарских островов к Империи была присоединена часть Испании и Западной Африки.

Дипломатическую политику Юстиниана, в целом, можно охарактеризовать как политику, которую, быть может с несколько большим искусством, Византийская империя практиковала в течении всех средних веков. Благодаря профессионализму своих дипломатов, неутомимой деятельности миссионеров Византия просуществовала столько столетий и устояла против стольких завоевателей. Благодаря этому, она распространила свою цивилизацию по всему Востоку и оставила в истории неизгладимый след. Ф.И. Успенский находит у Евсевия Памфила, главного идеолога Империи Константина следующую формулу для идеи универсальной империи: «Один Бог владычествует всеми, одна империя для обладания всеми народами. В одно и то же время по небесному изволению появились два ростка, которые поднялись над землей и покрыли своей тенью весь мир – это Римская империя и христианская вера, предназначенные соединить в своих недрах весь род человеческий в вечном единении. Весь мир составит одну нацию, все люди соединятся в одну семью под общим скипетром».101 Перед честолюбием Юстиниана открылась перспектива, о которой он не помышлял в начале завоеваний – объединить весь мир в единое христианское государство. С точки зрения императора, все правители в границах прежней Римской империи должны признавать в нем своего господина. Как защитник христианской церкви и единственный блюститель истины, Юстиниан считал, что обладает исключительным правом везде распространять знание подлинной веры, а так как весь мир должен принадлежать царству Божьему, то по божественному праву вся земля должна быть подчинена императору.

Информация о работе Внешняя политика Юстиниана