Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 11:15, реферат
Природа и сущность политической власти
Функционирование власти и её рессурсы
Легитимность политической власти
нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть,
сражаясь, чем жить на коленях".
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического
властвования
определяются, прежде всего, политической
культурой населения
Власть как способность и возможность проводить свою волю вопреки сопротивлению других основана на использовании различных методов и средств к которым относятся влияние, авторитет, закон, прямое насилие. С их помощью власть оказывает воздействие и достигает поставленных целей. Совокупность методов и средств, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществить влияние на объект – это ресурсы власти.
По мере развития человеческого общества ресурсы властвования изменились. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя. Переход от кровнородственных к имущественным отношениям привели к смене ресурсов власти, которыми стали сила и богатство.
В индустриальных обществах преобладающим ресурсом стала организация: бюрократия, партии, движения. В современных обществах властные отношения стали больше зависеть от того, кто обладает информацией, которая при сохранении роли других ресурсов, становится важнейшим средством властвования. Информация способна создать желательные властям настроения и убеждения у населения, для чего создана разветвленная система манипулирования общественным сознанием.
Типология ресурсов властвования может осуществляться по различным основаниям. Одна из наиболее ранних и общераспространенных систем типологий - антропологическая. В ней типы властвования различаются установками, мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя является личный пример и следование моральным принципам – справедливости, гуманности, заботе о благе народа.
Н. Макиавелли положил в основу классификации типов властвования любовь и страх. Оба ресурса различаются способом воздействия. Страх – прочнее и тверже, а любовь очень тонка, она держится на очень зыбкой основе - человеческой благодарности. Помимо страха и любви Макиавелли в качестве ресурса усматривал еще и человеческие страсти и пороки (лживость, боязливость, алчность).
Антропологический принцип использовал позднее такие ресурсы как убеждение и интерес.
Ресурсы убеждения могут использоваться как в демократических, так и в тоталитарных системах. Ресурсы интереса являются основой взаимоотношений власти и индивида в демократических системах с развитым гражданским обществом, где политика лишена таинственности и выступает как своеобразная сфера купли и продажи: политики покупают избирателей обещаниями в обмен на их голоса, а избиратели голосуют за тех, кто реально может удовлетворить их материальные ресурсы, т.е. имеет место обмен ресурсами.
Использование тех или иных ресурсов зависит от типа режима. В тоталитарном режиме власть опирается на ресурсы страха и убеждения.
Одна из наиболее современных типологий ресурсов власти представлена американским социологом О. Тоффлером – «смещения власти».
В истории человечества власть опиралась на три ресурса - силу, богатство, знание.
В
зависимости от того, какому ресурсу
отдается предпочтение, могут устанавливаться
различные типы властвования. Если
власть основана на силе, она представляет
собой тип властвования низкого
качества. Власть среднего качества основана
на богатстве. Наконец, власть высшего
качества связана со знанием. Определяющей
тенденцией мирового развития является
переход от типа властвования низшего
качества к власти высшего качества.
Власть силы, по мнению О. Тоффлера, изжила
себя, несмотря на ее использование в прошлом,
так и настоящем. Решающим ресурсом является
- знание. Массовое развитие и использование
информационной техники, способной хранить,
перерабатывать и передавать знания, делают
ненужным огромный штат управленцев-бюрократов.
Т.к., современное общество развивается
в направлении «антибюрократических форм
власти».
Ресурсы власти - средства, использование которых |
обеспечивает влияние на объект власти в соответствии |
с целями субъекта |
Экономические: |
- материальные
ценности,необходимые для |
производства и потребления; |
- деньги; |
- плодородные земли; |
- полезные ископаемые и т.п. |
Социально-политические: |
-
численность населения, его |
- социальное единство; |
-
социальная стабильность и |
-
демократизм общественных |
- участие населения в политике; |
-
патриотизм гражданского |
Морально-идеологические: |
- идеалы, интересы, убеждения людей; |
- идеология, вера, доверие, общественное настроение; |
- чувства (патриотические, национальные, религиозные), |
эмоции людей и т.п. |
Информационно-культурные: |
- знания и информация; |
- институты науки и образования; |
- язык; |
- пропаганда во всех её формах; |
- средства массовой информации и т.п. |
Силовые: |
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми- |
лиция, службы безопасности, суд, прокуратура) |
Функционирование
власти.
Функционирование власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют власть с разных сторон: во-первых, выделение внутри ее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Верховенство государственной власти представляет исключительное право государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определить статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Средоточие политической власти у государства означает верховенство по отношению к другим политическим институтам: политические партии, движения. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и равноправии в отношениях с другими государствами.
Суверенитет
и независимость
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которое принимает власть, и добровольности их выполнения населением.
Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Она означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения.
Легитимность
является важнейшим признаком
Легитимность
власти бывает трех типов: традиционный,
харизматический и рационально-
Власть
– способность одного субъекта навязывать
свою волю группам, массам, организациям,
индивидам, используя при этом институт
государства и его ресурсы.
3.
Легитимность политической
власти.
Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл – признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.
В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.
Легитимность – это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.
Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой. Демократическая власть уделяет легитимности своих действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля.
Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.
Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений.
Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы. Традиционная легитимность присутствует и в современных политических системах. По своей мотивации она схожа с отношениями в патриархальной семье, где младшие повинуются старшим. Поэтому, как считал М.Вебер, полезно сохранять наследственную монархию и в условиях демократии, чтобы подкреплять авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
В модернизирующемся обществе, еще не освоившем демократический тип управления, распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами (Будда, Христос, Магомет, Соломон, Александр Македонский, Цезарь и др.). Элементы харизмы были у Ленина, Сталина, Мао, Де Голля, Гитлера, Тито, Троцкого, Рузвельта, Черчилля, Неру. Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна.