Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 11:15, реферат
Природа и сущность политической власти
Функционирование власти и её рессурсы
Легитимность политической власти
Тема
: «Власть как политическое
явление»
Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение
в политологию. –
М., 2000.
Гаджиев
К. С. Введение в политическую
науку – М., 1997.
– Глава 3.
(Основой политики является власть.) Политика отличается от других сфер жизни общества тем, что её основой является власть. Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю.
Власть способствует
По своей природе власть – явление социальное,
т.к. возникает в обществе. Общество без
власти – это хаос, саморазрушение социальных
связей. Общество пронизано
властными отношениями. Например,
они имеют место в семье, т.к. родители
могут оказывать воздействие на своих
детей, до достижения ими определённого
возраста; по традиции все члены семьи
должны подчинятся отцу, а это также властные
отношения. Тоже и в уч. заведениях, там
есть люди, которые принимают решения
и подчиняющиеся им. Не существует сферы,
в которой нельзя было бы обнаружить хотя
бы очень слабых властных отношений.
Кратология-часть
политической науки,которая
изучает властные
отношения,формирование
и функционирование
властных институтов
и их взаимодействие
с позавластными элементами
общества.
Политическая
власть-это способность,
Политическая Влада в любом обществе шире,чем государственная:
1.Т.к.политическая власть возникла раньше
2.Каждая
государственная власть
3.Государственная
власть публичная,а
4.Только
государственная власть имеет
официальное право на
Государственная
власть-официальная
форма политической
власти,которая базируется
на специальном аппарате
и обладает монополией
на определённой территории
для формирования законодательной
базы и использования
силы.
Власть
можно классифицировать по разным основаниям.
Типология
политической власти
по следующим признакам:
По
степени институциализации
власть различают:
Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;
Неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах.
По объему прерогатив
власти различают:
международная власть всемирных организаций;
международная власть союзов, блоков стран;
власть государства во внешнеполитических отношениях;
государственная власть;
ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).
По субъекту власти:
личная (царская, королевская, президентская и т.п.);
коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);
парламентская;
правительственная;
судебная.
По структуре правящего
субъекта власть различается:
единоличная (монарх, диктатор);
единоначальная (президент, премьер-министр);
полиархическая (группа власти, олигархия).
По применяемым
методам выделяются:
власть-господство;
власть-насилие;
власть-авторитет;
харизматическая власть и др.
По режиму правления:
демократическая;
авторитарная;
деспотическая;
тоталитарная;
бюрократическая и др.
По социальному типу :
рабовладельческая;
феодальная;
капиталистическая;
социалистическая.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что политическая
власть существует в каждом
обществе в той или иной
форме, органически
Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами, власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:
Таким образом,
Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные концепции.
Будучи социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетворения потребностей заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это требовало концентрации власти в руках вождей, групп для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Т.о. анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.
Но в результате нарастания социального неравенства обнаружилась слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институализация власти. Т.е. она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, различных групп, партий и других организаций.
Власть как общественное явление имеет ряд специфических «измерений»:
Структура
власти.
Основными компонентами власти являются ее субъект, объект.
Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и
характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть
отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже
мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее
первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические
организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно
представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь
народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может
нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от
приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу
1999г.).
Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,
указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой
выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера
содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта,
исполнителей
- второго важнейшего элемента власти.
Объект
власти.
Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, с
доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если
такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к
ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными
средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда
<