Власть как политическое явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 11:15, реферат

Описание работы

Природа и сущность политической власти
Функционирование власти и её рессурсы
Легитимность политической власти

Работа содержит 1 файл

лекция власть.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Тема  : «Власть как политическое явление» 

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –  М., 2000. 

Гаджиев К. С. Введение в политическую науку – М., 1997. – Глава 3. 
 

  1. Природа и  сущность политической власти
  2. Функционирование власти и её рессурсы
  3. Легитимность политической власти.
 
    1. Природа и сущность политической власти
 

      (Основой политики является власть.)   Политика отличается от других сфер жизни общества тем, что её основой является власть. Власть – это возможность с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, традицию) оказывать воздействие на людей и тем самым осуществлять собственную волю. 

      Власть способствует эффективному  удовлетворению общезначимых, групповых  и частных интересов. По этой  причине она выступает как  главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.

           По своей природе власть – явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, саморазрушение социальных связей. Общество пронизано властными отношениями. Например, они имеют место в семье, т.к. родители могут оказывать воздействие на своих детей, до достижения ими определённого возраста; по традиции все члены семьи должны подчинятся отцу, а это также властные отношения. Тоже и в уч. заведениях, там есть люди, которые принимают решения и подчиняющиеся им. Не существует сферы, в которой нельзя было бы обнаружить хотя бы очень слабых властных отношений. 

Кратология-часть  политической науки,которая  изучает властные отношения,формирование и функционирование властных институтов и их взаимодействие с позавластными элементами общества. 

Политическая  власть-это способность,возможность  осуществлять влияние на деятельность и поведение людей,что не всегда оформлено как государственный институт. 

Политическая  Влада в любом обществе шире,чем государственная:

1.Т.к.политическая  власть возникла раньше

2.Каждая  государственная власть является  политической,но не каждая политическая  власть является государственной.

3.Государственная  власть публичная,а политическая  власть имеет много скрытых  форм существования,что расширяет способы и площадь влияния последней.

4.Только  государственная власть имеет  официальное право на использование  силы(армии) в свою пользу. 

Государственная власть-официальная  форма политической власти,которая базируется на специальном аппарате и обладает монополией на определённой территории для формирования законодательной базы и использования силы. 

Власть  можно классифицировать по разным основаниям.  

       Типология политической власти по следующим признакам:    

   По степени институциализации власть различают:  

Институционно организованная власть в форме различных  учреждений со структурами руководящих  и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это  президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;

Неинституционная, неформальная власть - власть в малых  неформальных группах.

         По объему прерогатив  власти различают:  

     международная власть всемирных организаций;

     международная власть союзов, блоков стран;

     власть  государства во внешнеполитических отношениях;

     государственная власть;

     ассоциативная власть (партийная, групповая, местной  администрации).

         По субъекту власти:  

     личная (царская, королевская, президентская  и т.п.);

     коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);

     парламентская;

     правительственная;

     судебная.

         По структуре правящего субъекта власть различается:  

     единоличная (монарх, диктатор);

     единоначальная (президент, премьер-министр);

     полиархическая (группа власти, олигархия).

         По применяемым  методам выделяются:  

     власть-господство;

     власть-насилие;

     власть-авторитет;

     харизматическая власть и др.

         По режиму правления:  

     демократическая;

     авторитарная;

     деспотическая;

     тоталитарная;

     бюрократическая и др.

         По социальному типу :  

     рабовладельческая;

     феодальная;

     капиталистическая;

     социалистическая.

         Таким образом, можно сделать  вывод о том, что политическая  власть существует в каждом  обществе в той или иной  форме, органически пронизывает  все общественные сферы. 

  

          Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами, власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:

      • Поведенческий. Сторонники этого подхода  объясняют природу власти  психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти – отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналистическая, мифологическая).
      • Социологический. С позиции этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Наиболее распространенным  является позитивистско-социологическое определение власти, данное М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства-подчинения.

 
 
 
 
 

Таким образом,

           Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные  концепции.

         Будучи  социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетворения потребностей заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это требовало концентрации власти в руках вождей, групп для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Т.о. анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

         Но  в результате нарастания социального  неравенства обнаружилась  слабость индивидуализированной власти  как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институализация власти. Т.е. она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как  выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, различных групп, партий и других организаций.

         Власть  как общественное явление имеет  ряд специфических «измерений»:

      • Она выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных);
      • Связана с деятельностью лидеров элит, масс, т.е. проявляется в действиях;
      • Опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти);
      • Ей свойственны изменения, т.е. снижение или повышение эффективности легитимности; эффективности, соотношения функций законодательных и исполнительных органов;
      • Результаты реализации власти.
 
 

     Структура власти. 
 

         Основными компонентами власти  являются ее субъект, объект.

         Средства (ресурсы) и процесс,  приводящий в движение все  ее  элементы  и

     характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и  объекта.

     Субъект власти воплощает  ее активное, направляющее  начало.  Им  может  быть

     отдельный человек, организация, общность людей,  например,  народ  или  даже

     мировое сообщество, объединенное в ООН.

         Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее

     первичными  субъектами  являются   индивиды,   вторичными   -   политические

     организации,   субъектами   наиболее   высокого   уровня,    непосредственно

     представляющими во властных отношениях различные общественные группы и  весь

     народ, - политические элиты и  лидеры.  Связь  между  этими  уровнями  может

     нарушаться. Так, например, лидеры нередко  отрываются  от  масс  и  даже  от

     приведших их к  власти  партий  (например,  выборы  в  Государственную  Думу

     1999г.).

         Субъект  определяется  содержанием властного отношения через приказ

     (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта  власти,

     указываются  (или  подразумеваются)  санкции,  которые   влечет   за   собой

     выполнение   или   невыполнение   распоряжения.   От   приказа,    характера

     содержащихся  в нем требования во многом зависит  отношение  к  нему  объекта,

     исполнителей - второго важнейшего элемента власти. 

     Объект  власти. 

         Власть  - всегда   двустороннее,   асимметричное   взаимодействие,   с

     доминированием  воли властителя. Она невозможна без  подчинения объекта.  Если

     такого  подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то,  что стремящийся к

     ней субъект обладает ярко  выраженной  волей  властвования  и  даже  мощными

     средствами  принуждения. В конечном счете, у  объекта  властной  воли  всегда

<

Информация о работе Власть как политическое явление