Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, реферат
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы. Начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель работы – раскрыть основные положения учения Платона о государстве.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Жизнь и сочинения Платона……………………………………………4
Глава II.Учение Платона о государстве.................................................................7
2.1 Идеальное государство………………………………………….................8
2.2 Характеристика сословий………………………………………………...11
2.3 Добродетели государства………………………………………...............18
2.4 Отрицательные формы государства……………………………..............19
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература………………………………………………………………………...23
Ради пользы подвластных и государства
в целом, правители прибегают
ко лжи и обману: жеребьевка, в
ходе которой формируются в дни
определенных празднеств разовые брачные
пары, подстраивается так, чтобы лучшие
соединялись с лучшими, а худшие
— с худшими. По поводу качества браков
Платон говорит, что «наше небольшое стадо
должно быть самым отборным», а касаясь
количества, требует, «чтобы государство
у нас по возможности не увеличивалось
и не уменьшалось.24
Сохранению и дальнейшему
Родители и дети не должны знать друг друга.
Поэтому каждый молодой человек должен
чтить в старшем поколении своих родителей,
а каждый старший человек должен видеть
в младшем поколении своих детей, любить
и воспитывать их.
Уничтожив частную собственность,
Платон упраздняет и семью, чтобы
всецело заменить и семейные интересы
общегосударственными.
Только при условии общности жен и детей
достигается совершенное единство граждан,
единство интересов. Тяжбы и взаимные
обвинения разве не исчезнут у них, попросту
говоря, потому, что у них не будет никакой
собственности, кроме своего тела? Все
остальное у них общее. Поэтому они не
будут склонны к распрям, которые так часто
возникают у людей из-за имущества или
по поводу детей и родственников.25
Платон не излагает подробных законов, которые руководствовали бы поступками граждан его государства, считая это излишним.
2. 3 Добродетели государства
Так как вышеуказанные сословия
вполне соответствуют трём сторонам
человеческой души, то и добродетели,
свойственные последним, переносятся
у
Платона равным образом на первые. Так,
мудрость, есть добродетель правителей;
мужество свойственно более всего сословию
воинов, ограждающих общественную безопасность
и благоденствие; рассудительность усматривается
в подчинении народной толпы воле правителей
и во взаимном согласии граждан; а справедливость
– в том, что не только согласны между
собой граждане, но и целые сословия их
строго исполняют свои обязанности и,
таким образом, каждое из них всё более
утверждается в свойственной себе добродетели.
Между происхождением из того или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан обоих высших разрядов могут родиться с низкими душами.
Так как возможность подобного
несоответствия угрожает гармонии государственного
строя, то в число обязанностей класса
правителей входит, по Платону, обязанность
исследовать нравственные задатки
детей и распределять их в соответствии
с этими задатками между тремя
основными разрядами
2. 4 Отрицательные формы государства
Идеальному типу Платон противопоставил
отрицательный тип
Отрицательный тип государства выступает в четырех формах: как тимократия, олигархия, демократия и тирания. В сравнении с идеальным государством, каждая из этих форм есть последовательное ухудшение идеальной формы. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей — насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития — стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов — алчность.
Первой во времени из этих отрицательных форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. Уже с первыми признаками упадка возникает страсть к обогащению и стремление к стяжанию. В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в военном искусстве и в гимнастике процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии — господству немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении.28 В подобном городе «был бы по необходимости не один город, а два: один из людей бедных, другой — из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга».29 В олигархическом государстве расточители — богачи; подобно трутням в пчелином улье, они превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней, лишенных жала, многие из этих двуногих трутней — с жалом: преступники, злодеи, воры, отрезыватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел.
В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член общества «делал свое и притом столько свое». Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества: не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному развитию ее в еще худшую форму государственного устройства — в демократию. Это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Развитие роскошного образа жизни в олигархии неудержимая и неукротимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными. Неуклонно развиваясь, имущественная противоположность становится заметной даже во внешности тех и других. С другой стороны, самые условия общественной жизни делают неизбежными не только частые встречи с богатыми, но даже совместные действия: в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия.
Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Та же болезнь, которая заразила и погубила олигархию от своеволия, еще больше и еще сильнее заражает и порабощает демократию.30 По Платону, все, что делается слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную сторону: так бывает со сменой времен года, в растениях, всех телах и ничуть не меньше в правлениях: избыток свободы должен приводить отдельного человека, так же как и полис (город-государство), не к чему иному, как к рабству.31 Поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесточайшее рабство — из высочайшей свободы. Тиран вырастает не из чего более, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».32 Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события. Тогда тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, «пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы».33
Заключение
Платона можно считать одним
из первых древнегреческих философов,
который в систематической
В диалоге Платона «Государство»
причина возникновения
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей. Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере — это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, на разные лады и актуальны сейчас.
Устройство совершенного государства
в «Государстве» Платона
Платон был первооткрывателем
в сфере философского освещения
обширного комплекса политико-
Литература
1 Платон Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 5
2 Моисеева Н. А., Сороковикова В. И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2006. с. 324
3 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы; - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. с. 104-105
4 Платон Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 8
5 Платон Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 6
6 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: издательство «Логос», издательство «прогресс-Традиция», 1999. c. 27-31
7 Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т II. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. c.131
8 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы; - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. с. 106.
9 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 27-28
10 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 110-111
11 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 111
12 Там же. С. 111
13 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 114
14 Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т II. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. c.136
15 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 227
16 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. c. 117
17 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: издательство «Логос», издательство «прогресс-Традиция», 1999. c. 132.
18 Гусев Д. А., Рябов П. В. Великие философы; - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. с. 107
19 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 121-122
20 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Издательство «Логос», Издательство «Прогресс-Традиция», 1999. C.100.
21 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 165
22 Там же. С. 206
23 Там же. С. 209
24 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 211
25 Там же. С. 217
26 Васильева Т. В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или мудрость любви. М.: Издательство «Логос», Издательство «Прогресс-Традиция», 1999. C. 105.
27 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 171
28 Там же. С. 305
29 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 306
30 Платон. Государство. Законы. Политик. – М.: Мысль, 1998. с. 319-320
31 Там же, с. 320
32 Там же, с. 323
33 Там же, с. 324