Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:45, реферат
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы. Начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель работы – раскрыть основные положения учения Платона о государстве.
Введение…………………………………………………………………...............3
Глава I. Жизнь и сочинения Платона……………………………………………4
Глава II.Учение Платона о государстве.................................................................7
2.1 Идеальное государство………………………………………….................8
2.2 Характеристика сословий………………………………………………...11
2.3 Добродетели государства………………………………………...............18
2.4 Отрицательные формы государства……………………………..............19
Заключение……………………………………………………………………….22
Литература………………………………………………………………………...23
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Северо-Западный институт управления
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПОЛИТОГИИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Политология
На тему: Учение Платона о государстве
Выполнила: студентка 4 курса,
группы
Проверил: Ушаков Е. В.
Оценка: _______
Подпись: ______
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Жизнь и сочинения Платона……………………………………………4
Глава II.Учение Платона о государстве...................
2.1 Идеальное государство…………………………………………...
2.2 Характеристика сословий………………………………………………...
2.3 Добродетели государства………………………………………....
2.4 Отрицательные формы государства……………………………........
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
По образному выражению американца Уайтхеда, вся европейская философия представляет собой ряд примечаний к Платону.1 И, пожалуй, в этом высказывании нет чрезмерного преувеличения.
Не следует сомневаться и в ценности вклада Платона в мировую сокровищницу культуры, ценности, все более возрастающей со временем и интеллектуальным и духовным взрослением человечества. Вне всякого сомнения, указанный вклад огромен, его значение широко, как широк сам Платон. Содержательно неисчерпаемый, многоплановый и многократный, он в чем-то противоречив, так как сохраняет следы исканий, сомнений и борьбы, всего того, что свойственно самоотверженному, каждодневному духовному поиску ученого, длившемуся десятилетия.
В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы. Начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
Цель работы – раскрыть основные положения учения Платона о государстве.
Глава I. Жизнь и сочинения Платона
Этот величайший эллинский философ, писатель, социальный мыслитель и мистик родился в 427 г. до н. э.2 Настоящее его имя Аристокл, а Платон – это прозвище, которое переводится с греческого как «Широкий». Он получил его то ли за телосложение, то ли за широкий лоб, то ли за широту мысли. Его отца звали Аристоном, а мать – Периктионой. Платон происходил из знатного афинского рода (в числе его предков были древние цари Аттики и знаменитый законодатель Солон), получил великолепное образование и полностью соответствовал эллинскому идеалу духовного и физического развития. Богатый и знатный, красивый, величественный и крепкий телом, участник и победитель состязаний атлетов, прекрасный живописец, знаток философии, замечательный поэт и драматург, Платон был фантастически щедро одарен природой и развил все свои способности. Эллины не верили, что подобный человек мог быть людского происхождения – возникла легенда, что «божественный» Платон был сыном бога Аполлона – покровителя наук и искусств.3
Однако будущий философ забросил все прочие занятия, повстречав Сократа. Накануне встречи с будущим «сладкопевцем» его наставник увидел во сне, как вначале бескрылый лебедь опустился ему на колени и как потом, обретя крылья, взлетел, «издавая звуки громкие и мелодичные, пленившие всех»,4 что явно предвещало благосклонность богов и несомненную удачу его воспитаннику. На протяжении семи лет Платон следовал за учителем, который навсегда стал для него воплощением вечно ищущего и неутомимого духа философии и идеалом человека. Суд над Сократом и его казнь стали глубочайшей трагедией для Платона. Он вынужден был бежать из Афин, скитался по тогдашнему ученому миру, приобщаясь к мудрости знаменитых математиков, египетских жрецов, вавилонских астрономов, ассирийских магов.
Вернувшись домой в 388 г. до н. э., Платон основал философскую школу в священной роще, посвященной древнему герою Академу, и поэтому назвал ее Академией. Платон все силы отдал философским и научным занятиям, читал лекции слушателям Академии, сочинял философские диалоги. Последние годы его преподавания в Академии отмечены дружбой и сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником. Умер Платон в 347 г. до н. э., в день своего рождения, т. е. в праздничный день рождения Аполлона.
Платон оставил много
сочинений. Его произведения написаны
в основном в форме диалогов, главным
действующим лицом которых
Платоновский корпус это принятое в филологической науке наименование для исторически сложившейся совокупности сочинений, которые со временем античности связываются с именем Платона. Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским (ок. 257-180 гг. до н. э.). Он же положил, вероятно, начало систематизации Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями.
Современное состояние платоновского корпуса определяется изданием Г. Стефана (Анри Этьена) – одного из выдающихся французских филологов-эллинистов XVI века.
Новое время сочло Платоновский корпус слишком громоздким сооружением, а его планировку – нерациональной. Среди выдвинутых моделей наиболее продуктивными были признаны «биографическая» (отбор сочинений по степени соответствия их образу Платона и расположение их по времени создания) и «стилометрическая» (опиравшаяся на статистические подсчеты частоты употребления некоторых языковых элементов и выявление стилистической типологии сочинений). В результате сближения двух этих направлений исследования к началу нашего столетия в науке было выработано представление о трех основных этапах творчества Платона – раннем, к которому относились сочинения, наиболее простые по содержанию и форме, такие, как «Лисид», «Лахес», «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон»; среднем, куда включались сочинения, наиболее совершенные в литературном отношении и еще не очень сложные в философском,- «Пир», «Федр», «Менон», «Теэтет», «Государство» и близкие к ним; и позднем, когда философская мысль уже не вмещалась в жанровые рамки художественного диалога, а тяготела к монологу и трактату, постепенно теряя яркость и образность,- это путь от «Тимея», и «Филеба», к «Пармениду», «Софисту», «Политику», «Законам».6
Наиболее известные его диалоги посвящены таким темам: «Протагор» - обучению добродетели; «Горгий» - риторике и нравственности; «Пир» и «Федр» - любви; «Федон» - душе; «Государство» и «Законы» - идеальному государству; «Феэтет» - познанию; «Парменид» - понятию идеи; «Софист» - проблеме бытия и небытия; «Филеб» - наслаждению; «Тимей» - природе.7
Разработанный Платоном жанр диалога, который напоминал, с одной стороны, словесную дуэль, а с другой – словопрения сторон в афинском суде, позволял автору вместе с разными персонажами вводить в свои произведения разноречивые мнения (а тем самым подвергать предмет всестороннему рассмотрению), опираться на жизненный и профессиональный опыт различных социальных групп. Такая форма, в свою очередь, позволяла вести философское рассуждение на уровне, доступном широкому кругу читателей.
В «Государстве» Платон соединяет темы, рассеянные по разным диалогам, и как бы раскрывает невидимую до этого связь одних диалогов с другими и всех их вместе – с главной задачей своего философствования, а именно с формированием такого политического идеала, который позволил бы просвещенному разуму занять ключевые позиции в жизни общества в целом и каждого человека в частности8.
Глава II. Учение Платона о государстве
Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Платон был первооткрывателем
в сфере философского освещения
обширного комплекса политико-
Для Платона главное – общее, государство. Каким оно должно быть в «идеале»? Это вопрос вопросов для всех и до тех пор, пока существует государственность. Если под государством понимать машину подавления – это будет один ответ, если надстройку над экономическим базисом – другой. Но если предполагать такую организацию, где человек счастлив, где царит справедливость, то проблема государственного устройства из политической становится этической, проблемой добродетели, блага, проблемой закона, который выполняют все вместе и каждый в отдельности без исключения.9
В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
2. 1 Идеальное государство
Наилучшее государство, по Платону, должно: во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов; во-вторых, осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества.
По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера. Государство является таковым, каковы составляющие его люди.
Этим государством руководят немногие. Но этими немногими могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и особое положение.
Эта наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач.
В государстве Платона
необходимые для общества в целом
функции и виды работы разделены
между специальными разрядами его
граждан, но в целом образуют гармоничное
сочетание. В разделении труда Платон
видит фундамент всего
Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов потребителей. Разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях: устроит город, «как кажется, наша потребность».12
Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве должны существовать многочисленные отрасли общественного разделения труда — не только работники, добывающие средства питания, строители жилища, изготовители одежды, но также и работники, изготовляющие для всех этих специалистов необходимые для них инструменты и орудия их труда. Кроме них необходимы еще специализировавшиеся производители всевозможных вспомогательных работ, например скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающие шерсть и кожу.