Типология политических культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций.

Работа содержит 1 файл

Типология политических культур.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

 Разговоры о политической культуре  вошли у нас в моду. Политики  и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно          жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая    культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность   и тому подобное, что вполне                 соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая  культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет позитивного однозначного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого                              политико-культурного контекста.       

1. Понятие политической  культуры, ее содержание.    

Термин  «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще          позднее - только в конце 50-60х гг.     

Американский  ученый Алмонд, исследуя политическую систему, наряду с традиционным институциональным  характером ее изучения (предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования                государственной политики) выделил также и ориентационной (выделявший в    качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к                  разнообразным политическим объектам.) Последний и представлял собой           характеристику особого класса политических явлений - политическую культуру,        соединявшую институциональный и реальный уровень уровни функционирования политической системы.    

На  сегодняшний день сложилось три  основных подхода в трактовке              политической культуры.    

Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей      совокупностью духовных явлений (Алмонд, Краснов, Верба). В этом смысле         политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж.Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна - третья  группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П.Шаран, И.Шапиро, В.Розенбаум).      

Итак, обобщая описанные подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.      

Политическая  культура - ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов.       

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.      

Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или  новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.       

Политическая  культура оказала мощное влияние  на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней.       

В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия «власть - индивид – общество».       

Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.       

И все же человек зачастую решает «сердцем, а не головой», и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.      

В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.      

В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция «общество – личность» даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами  социальных взаимоотношений.        

 Но помимо политического поведения  одного человека, можно выделить  и политическое поведение граждан  в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по поводу того, как должен выглядеть «истинный российский флаг», а гимн к тому же не имеет слов. Это достаточно характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.

Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются  и принимаются  не всеми группами общества. Там  же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.

Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Но можно надеяться, что при этом, развиваясь по собственным законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. 
  

2. Структура политической  культуры общества.          

 Структура политической культуры  как социально-психологического  феномена, соединяющего историю развития национальной политической системы и ее подсистем с индивидуальным политическим опытом, представляет собой сложное образование. Исследователи выделяют в ней прежде всего субъект и объект.         

 Так, субъектом политической культуры  может выступать как индивид  с его установками, ценностями, предпочтениями, так и малая или  большая социальная группа, общество, регион, государство, нация, класс.        

 При рассмотрении политической  культуры по форме проявления  на различных социальных уровнях можно выделить:        

1)  политическую культуру общества;         

2)  социальной  общности;         

3)  личности.        

 Для выяснения специфики каждого  из указанных уровней необходимо  исходить из диалектики общего, особенного и единичного. Однако существует точка зрения, что этот подход раскрывает соотношения только общественного сознания субъектов политической культуры, тогда как переход к ее проблематике начинается с вопроса о включении индивида в политическую жизнь, политическую деятельность. Содержание политической культуры определяется политическим сознанием, а инструментальность - наличными политическими институтами, как организационными, так и процедурными, в рамках которых и с использованием которых проектируется политическая деятельность. Следовательно, политическая культура представляет собой единство двух  подсистем - содержательной  и   инструментальной.  При этом   инструментальная система при культурологическом анализе изучается и оценивается с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности, содействовать развитию сущностных сил человека, его субъективных способностей, т.е. с точки зрения ее гуманистичности. Такой переход обуславливается тем, что, собственно говоря, вся культура представляет собой, с одной стороны, систему потребностей, а с другой - систему средств на их удовлетворение, определяющих универсальный способ деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности.         

 Не менее важен для понимания  сущности политической культуры  ответ на вопрос об ее объекте,  на который направлены установки,  ориентации и убеждения субъекта. Таким объектом могут служить  сама политическая система и определенные ее компоненты: режим, институты, организации и партии. Вокруг этих объектов складываются и культуры в целом и отдельные субкультуры, которые отражают неоднородность политической культуры в рамках не только одного региона, но и государственно-организованной национальной общности.

Информация о работе Политическая культура: содержание, структура и факторы формиро-вания. Типология политических культур

Описание работы

Разговоры о  политической культуре вошли у нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………....3 
 
Понятие политической культуры, ее содержание …………………………...4  
Структура политической культуры общества ………………………………..8  
Типология политических культур…………………………………………….10  
4. Основные пути формирования политической культуры…………………….14 
 
Заключение…………………………………………………………………………...17 
 
Список литературы…………………………………………………………………...20

Информация о работе Типология политических культур