Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:07, реферат
В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций.
Характеристика
политической культуры как исторически
сложившихся, наиболее устойчивых и
проверенных компонентов
Типы политических культур
Критерии типологизации политической культуры. Роль государственных институтов в организации политической жизни страны. Синтетическая культура "гражданственности". Особенности политических культур западного и восточного типов. Политика современной России.
Политическая культура и политическая социализация
Введение. Процесс социализации всегда привлекал мое внимание в социальной психологии и социальной педагогике. И я неизбежно с ним сталкивалась из-за того, что "социализация" является ключевым понятием в этих дисциплинах. При выборе темы реферата я не задумываясь взялась за эту тему. Т.к. впервые столкнулась с понятием "политическая культура" и, как правило, с ним мало кто знаком.
Политическая культура и поведение
Объективный и субъективный подходы к феномену политической культуры, ее ценности, установки и нормы. Сущность, типы и модели политической социализации. Мотивы вовлеченности индивидуума в политику. Виды терроризма и роль абсентеизма в современном обществе.
Политическое сознание и культура
Характеристика
политического сознания как целостной
совокупности представлений людей
о политических явлениях, своём месте
и роли в политических событиях.
Противоречие между традицией и
новациями в осознании
Категория политического сознания: сущность и типы
Проблемы политического сознания, как совокупности чувственных и абстрактных образов существующей или желаемой системы политических отношений и власти. Способы отражения политики или политического восприятия: когнитивный, эмоциональный и оценочный.
Политическая культура
Сущность и понятие политической культуры как отношения человека к политической системе. Структура и типология политической культуры, ее базовые компоненты. Основные подходы в политологии в трактовке политической культуры. Модели политической культуры.
Понятие "политическая культура" и его содержание
Понятие "политическая культура" и его содержание. Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов осуществляется не непосредственно, а опосредуется наличием у субъектов политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д.
Политическая культура
Понятие политической
культуры и его содержание. Назначение
и функции политической культуры.
[править]
Материал из
Википедии — свободной
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Содержание[убрать]
|
Термин «политическая культура» впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее-только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в работе американского политолога Германа Файнера «Системы правления великих европейских государств» (1956). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Шестидесятые годы считаются периодом наивысшей популярности исследований проблем политической культуры. Важнейшим импульсом, приведшим к активным исследованиям политической культуры, стала потребность выяснения несостоятельности попытки развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем. Кроме того, большую роль сыграли кризисные явления в жизни развитых демократий, связанные с бурным проявлением молодежной контркультуры, усилением расовых волнений, формированием экологического движения, усилением феминистского движения и, наконец, стала очевидной сила так называемой «четвертой власти» — средств массовой информации. Девяностые годы и «третья волна» демократизации также вызвали значительный интерес к политической культуре, так как до некоторой степени именно этот термин позволял отделить страны, предрасположенные к демократии, от стран, предрасположенных к авторитаризму.
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.
К функциям политической культуры относят:
Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1].
К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах[2], а также в странах Африки и Латинской Америки[3].
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех[4].
Возможно,
эта статья или
раздел требует сокращения.
Сократите объём
текста в соответствии с рекомендациями
правил о взвешенности
изложения
и размере
статей. |
Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной [5]. Согласно другой точке зрения бОльшее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы [6]) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю [7] по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.
Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.
Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.
Рефераты на Stud24.ru | Войти Новые рефераты Задать вопрос На сайте 47489 рефератов |
Список предметовСоциология
Тема: Политическая культура: содержание, структура и факторы формирования. Типология политических культур.
План:
Введение…………………………………………………………
4. Основные пути
формирования политической
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Культура - это своеобразный шифр
существования человека в мире,
Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.