Типология политических культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни они выделили три основных типа:
1. «Патриархальная политическая культура». На примере африканских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политическая ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций.

Работа содержит 1 файл

Типология политических культур.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик-субъектов РФ, а также центрально-черноземного, южного, урало-сибирского и дальневосточного регионов.

С учетом регионального  фактора возможно также различать  городскую и сельскую политические субкультуры;

г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.

Например, такие  субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.

Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и  определенные возрастные категории  граждан;

д) этнополитические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав.

В этом плане  наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы  во Франции, баски в Испании, индейцы  и отчасти негры в США, коренные народы Ceвepa, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.

Политические  субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;

е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.

Данной субкультуре  присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов  и поведения.

Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность, - т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.

Но именно в  недрах молодежной политической субкультуры  нередко вызревают многие будущие  политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.

Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой  бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.

Немаловажно и  то что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.

Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих в государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятствия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономические международные блоки; З) расовые, религиозные и территориальныe противоречия и др.

Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности - разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % мирового дохода, а на долю остальных 80 %; землян - 17 %, причем на долю 20 % беднейшей части населения мира - всего 1,4 %. При этом разрыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960г. он составлял 30:1, а в 1990г. - уже 60:1.

И все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно  становится реальностью 

Эта культура просматривается  через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универсалис» означает «всеобщий»).

Под политическими  универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного  большинства государств планеты  и известных политических субкультур.

К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие:

1. Общечеловеческие  политические ценности и принципы.

Они признаются как минимум декларативно в масштабах  всего международного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода, правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равноправие в международных отношениях и многое другое.

2. Международный  политический язык. В нем отражены  общечеловеческие политические ценности и их содержание, а также наиболее значимые для всего человечества направления глобального политического процесса.

Ключевыми словами  международного политического языка  являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.

3. Международная  политическая символика. Она тесно  связана с политическим языком. Но эта универсалия обладает  настолько ощутимым эмоционально-психологическим  воздействием, что есть все основания  для ее выделения.

В международной политической жизни такая символика представлена, например, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимается всеми людьми.

Так, изображение  земного шара символизирует единство человечества и уникальность, хрупкость  мира, в котором мы живем. Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и насилия.

Определенной  символичностью в мире политики обладают и некоторые цвета. Голубой цвет - символ миротворчества, защиты. Белый  цвет - символ помощи, чистоты помыслов и действий. Зеленый цвет - символ жизни, экологии, общности человека и природы .

4. Существование  и функционирование международных  политических организаций. Их  деятельность во многом способствует  утверждению общечеловеческой политической  культуры, координации глобальной  политической жизни.

5. Международное  право. Оно во многом регулирует  отношения между государствами  и другими объектами международных  отношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политической  культуры и исторический опыт  политических взаимоотношений. 

6. Глобальная  политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции.  Вызвана обострением глобальных  проблем современности, решение  которых возможно лишь при  условии объединенных усилий  всего человечества.

7. Глобальная  распространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации.

8. Политический  абсентеизм (негативная универсалия), т. е. политическая пассивность,  аполитичность, политическое равнодушие.

В современной  политической жизни активно участвует  лишь 35-50 % взрослого населения планеты.

9. Политический  регионализм (негативная универсалия). Он существует как бы «параллельно»  глобальной политической интеграции. Дело в том, что современный  мир еще весьма противоречив. Он состоит из множества государств. А их внешняя политика строится с первоочередным учетом интересов своих граждан (национальных», жизненных). Несовпадение интересов массы современных государств побуждает их искать и объединяться с потенциальными союзниками.

Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют  множество регионально-политических (Европейский Парламент, Организация Американских государств, Лига Арабских государств, Организация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НАТО и др.) организаций и блоков.

10. Политическое  насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности  человечества на протяжений всей  его истории. Его питательной  средой является столкновение  несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное политическое насилие, - в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, - будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несовпадение политических интересов людей.

Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), таким образом, позволяют констатировать реальность общечеловеческой политической культуры, ее развития по определенным параметрам, в определенном русле.  

2.2 Политическое сознание: общая характеристика 

Роль  и функции политического  сознания

Политическая  культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.

Политическое  сознание - это осознание сферы  политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными  классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.

Роль политического  сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического  бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.

Кроме того, от уровня политического сознания о многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности, как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.

По этим причина  м состояние политического сознания, как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.

Политическое  сознание во многом является совокупностью  политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.

Политическое  сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В  этом плане она имеет три источника.

Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет а совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина.

Второй источник - эта в широком смысле информация. Она поступает к человеку как  через общение, так и через  средства массовые коммуникации (телевидение, прессу, радио).

Третий источник - эта личный опыт индивида. Он оправергает  или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно  влияет на процесс формирования и  развития политического сознания.

Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться па отношению к нему.

При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже мажет быть истинной или ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность.

В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему.

У большинства  людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более  того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали, или которые они узнали из других внешних источников.

Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с  их политическими интересами, пристрастиями. Например, рабочий предприятия, оказавшегося в тяжелом состоянии, считает, что хорошие решения по исправлению ситуации те, которые не предусматривают увольнений. Активист правящей партии полагает, что экономическая ситуация ухудшится, если к власти придет оппозиция. Если политический деятель обвиняется в коррупции, то его считают виновным в зависимости от собственной политической окраски.

Следовательно, действительность оценивается через  политическое сознание не сама по себе. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей.

Информация о работе Типология политических культур