Теория власти и государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

Вла́сть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть - центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Государственная власть.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Системная концепция имеет 3 подхода:

    1. Первый подход к пониманию власти истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс).
    2. Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи, организации и т.п. (М.Крозье).
    3. Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс).

     Коммуникативное направление: власть определяется, как вид тотального общения, которое в силу этого не может являться чей-то собственностью. Власть – служит организации согласованных общественных действий, опирающихся, прежде всего, на преобладание публичного интереса над частным. Хабермас считает, что власть является механизмом опосредованного возникновения противоречий между публичной и приватной сферой жизни, обеспечивая при этом воспроизводство естественных каналов коммуникации и взаимодействия между политическими субъектами

     

С

р

е

д

и

п

р

е

д

с

т

а

в

и

т

е

л

е

й

с

и

с

т

е

м

н

о

г

о

п

о

д

х

о

д

а

 

е

с

т

ь

теоретики

(

К

.

Д

о

й

ч

,

Н

.

Л

у

м

а

п

)

,

т

р

а

к

т

у

ю

щ

и

е

 

в

л

а

с

т

ь

 

к

а

к

 

с

р

е

д

с

т

в

о

 

с

о

ц

и

а

л

ь

н

о

г

о

 

о

б

щ

е

н

и

я

 

(

к

о

м

м

у

н

и

к

а

ц

и

и

),

к

о

т

о

р

о

е

 

п

о

з

в

о

л

я

е

т

 

р

е

г

у

л

и

р

о

в

а

т

ь

г

р

у

п

п

о

в

ы

е

 

к

о

н

ф

л

и

к

т

ы

 

и

 

о

б

е

с

п

е

ч

и

в

а

т

ь

и

н

т

е

г

р

а

ц

и

ю

о

б

щ

е

с

т

в

а.

О

н

и

 

в

и

д

я

т

 

н

а

з

н

а

ч

е

н

и

е

в

л

а

с

т

и

в

 

р

а

з

р

е

ш

е

н

и

и

п

о

с

т

о

я

н

н

о

 

в

о

з

н

и

к

а

ю

щ

е

г

о

п

р

о

т

и

в

о

р

е

ч

и

я

м

е

ж

д

у

 

н

е

о

б

х

о

д

и

м

о

с

т

ь

ю

п

о

р

я

д

к

а

 

в

 

о

б

щ

е

с

т

в

е

и

 

м

н

о

г

о

о

б

р

а

з

и

е

м

 

и

н

т

е

р

е

с

о

в

 

ч

л

е

н

о

в

о

б

щ

е

с

т

в

а,

с

о

п

р

я

ж

е

н

н

ы

х

с

 

к

о

н

ф

л

и

к

т

а

м

и

.

     

Реляционный подход

     

В

л

а

с

т

ь

 

к

а

к

 

о

т

н

о

ш

е

н

и

е

 

м

е

ж

д

у

 

д

в

у

м

я

 

п

а

р

т

н

е

р

а

м

и,

а

г

е

н

т

а

м

и,

п

р

и

 

к

о

т

о

р

о

м

 

о

д

и

н

и

з

н

и

х

 

о

к

а

з

ы

в

а

е

т

 

о

п

р

е

д

е

л

я

ю

т

в

л

и

я

н

и

е

 

н

а

в

т

о

р

о

г

о

.

     

Т

р

и

о

с

н

о

в

н

ы

х

в

а

р

и

а

н

т

а

теорий религиозной интерпретации власти

:

  • Теория  «сопротивления» (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.)

      Исследуются такие властные отношения, в которых  субъект власти подавляет сопротивление  «объекта». Соответственно разрабатываются  классификации различных степе  ней и форм сопротивления.

    • Теория «обмен ресурсами» (П.Блау, Д.Хисон, К. Хайнингс и др.)

         На  первый план выдвигаются ситуации, когда имевшее место неравное распределение ресурсов между участниками  социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность  в ресурсах у тем, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными рецептами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

    • «Теории раздела влияния»(Д. Ронг и др.)

         Предлагают  при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости рол лей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

         Бихевиористские (поведенческие) концепции  власти.

         Власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.

           Новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М.Фуко и «поля власти» П.Бурдье.

    • М.Фуко: власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения. Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленпым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил.
    • П.Бурдье вводит понятие «символической власти», обосновывая его как совокупность «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в «политическом поле» (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений). Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.
     
     
     

    Вывод:

    Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе. Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Информация о работе Теория власти и государственная власть