Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:28, реферат
Вла́сть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть - центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека.
Системная концепция имеет 3 подхода:
Коммуникативное направление: власть определяется, как вид тотального общения, которое в силу этого не может являться чей-то собственностью. Власть – служит организации согласованных общественных действий, опирающихся, прежде всего, на преобладание публичного интереса над частным. Хабермас считает, что власть является механизмом опосредованного возникновения противоречий между публичной и приватной сферой жизни, обеспечивая при этом воспроизводство естественных каналов коммуникации и взаимодействия между политическими субъектами
С
р
е
д
и
п
р
е
д
с
т
а
в
и
т
е
л
е
й
с
и
с
т
е
м
н
о
г
о
п
о
д
х
о
д
а
е
с
т
ь
теоретики
(
К
.
Д
о
й
ч
,
Н
.
Л
у
м
а
п
)
,
т
р
а
к
т
у
ю
щ
и
е
в
л
а
с
т
ь
к
а
к
с
р
е
д
с
т
в
о
с
о
ц
и
а
л
ь
н
о
г
о
о
б
щ
е
н
и
я
(
к
о
м
м
у
н
и
к
а
ц
и
и
),
к
о
т
о
р
о
е
п
о
з
в
о
л
я
е
т
р
е
г
у
л
и
р
о
в
а
т
ь
г
р
у
п
п
о
в
ы
е
к
о
н
ф
л
и
к
т
ы
и
о
б
е
с
п
е
ч
и
в
а
т
ь
и
н
т
е
г
р
а
ц
и
ю
о
б
щ
е
с
т
в
а.
О
н
и
в
и
д
я
т
н
а
з
н
а
ч
е
н
и
е
в
л
а
с
т
и
в
р
а
з
р
е
ш
е
н
и
и
п
о
с
т
о
я
н
н
о
в
о
з
н
и
к
а
ю
щ
е
г
о
п
р
о
т
и
в
о
р
е
ч
и
я
м
е
ж
д
у
н
е
о
б
х
о
д
и
м
о
с
т
ь
ю
п
о
р
я
д
к
а
в
о
б
щ
е
с
т
в
е
и
м
н
о
г
о
о
б
р
а
з
и
е
м
и
н
т
е
р
е
с
о
в
ч
л
е
н
о
в
о
б
щ
е
с
т
в
а,
с
о
п
р
я
ж
е
н
н
ы
х
с
к
о
н
ф
л
и
к
т
а
м
и
.
Реляционный подход
В
л
а
с
т
ь
к
а
к
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
м
е
ж
д
у
д
в
у
м
я
п
а
р
т
н
е
р
а
м
и,
а
г
е
н
т
а
м
и,
п
р
и
к
о
т
о
р
о
м
о
д
и
н
и
з
н
и
х
о
к
а
з
ы
в
а
е
т
о
п
р
е
д
е
л
я
ю
т
в
л
и
я
н
и
е
н
а
в
т
о
р
о
г
о
.
Т
р
и
о
с
н
о
в
н
ы
х
в
а
р
и
а
н
т
а
теорий религиозной интерпретации власти
:
Теория «сопротивления» (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.)
Исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление «объекта». Соответственно разрабатываются классификации различных степе ней и форм сопротивления.
На первый план выдвигаются ситуации, когда имевшее место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тем, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными рецептами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.
Предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости рол лей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.
Бихевиористские (поведенческие) концепции власти.
Власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия. Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющих уже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.
Новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции «археологии и генеалогии власти» М.Фуко и «поля власти» П.Бурдье.
Вывод:
Таким образом, говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, так как оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе. Государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.