Теория власти и государственная власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:28, реферат

Описание работы

Вла́сть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.
Власть - центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Государственная власть.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Конституционные признаки

   Согласно  Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

  1. осуществляется только судами;
  2. имеет полную самостоятельность;
  3. реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
  4. характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:
    1. закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».
    1. соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;
    2. признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;
    3. закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;
    4. финансирования судей из федерального бюджета.

     По  действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

     Функции судебной власти

  • Правосудие.
  • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
  • Толкование правовых норм.
  • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
  • Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России.

   Высшие  федеральные суды:

  • Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные споры в области предпринимательской деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью;
  • Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии")
 
  • Политическая власть

   Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

   Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

   Основные черты политической власти

  • Наличие объекта и субъекта политического управления.

      Субъекты  делятся на:

    • первичные — крупные социальные группы со своими интересами
    • вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти
    • легальность (законное основание для власти)
    • легитимность (поддержка власти обществом)

     Функции

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике. 

  • Публичная власть

      Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

     Виды публичного управления

  • международное публичное управление.

   Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями

  • публичное государственное управление.

   Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).

  • особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
  • публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

   Органы публичной власти

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

  • органы государства, в том числе:
    • государственные органы Российской Федерации;
    • государственные органы субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления.

   Публичная власть и государственная власть

   Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами. 

     5.Государственная власть.

     Государственная власть -это формируемые гражданами органы управления (институты государства), наделенные полномочиями стоять на страже этих взятых на себя гражданами обязательств и вытекающих из этих обязательств прав.

     Государственная власть -фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей.

     Государственная власть - организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов.

     Государственная власть - это руководство обществом с помощью государственного аппарата, опирающегося на легализованное принуждение, осуществляемое с целью реализации воли доминирующих социальных сил.

     Государственная власть - способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

     В структуре государственной власти выделяют следующие элементы:

     1. Субъект власти – это непосредственный ее носитель. Он подписывает те или иные варианты действий, поведения, подчиняя своей власти объект;

     2. Объект власти – выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом;

     3. Содержание властной деятельности – в рамках властеотношений субъект навязывает свою волю объекту;

     4. Средства, приемы и способы осуществления государственной власти – зависят от интересов и волевой позиции сторон;

     5. Ресурсы власти – совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию государственной власти.

     Власть  может иметь различные  мотивы:

– страх;

– привычка к  повиновению;

– убежденность в повиновении;

– авторитет;

– доверие;

– право;

– воля и т. д.

Источники власти – сила, богатство, положение в обществе, наличие знаний.

Признаки (свойства) государственной  власти:

1. публичность – распространение на все население государства и осуществление специально созданным аппаратом управления;

2. универсальность – распространение на все сферы общественной жизни;

3. верховенство – подчинение других видов социальной власти, кроме власти своего народа;

4. легитимность – соответствие ожиданиям народа, населяющего государство, интересам большинства;

5. законодательная прерогатива – наличие монопольного права на создание юридических норм;

6. легальность – соответствие основного закона государства и действующего законодательства;

7. легальное применение силы – воздействие власти через специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат (армию, суд, полицию и т. д.);

8. опора на государственное принуждение;

9. использование системы налогов;

10. деление населения по территориальному признаку.

Государственная власть, познавая объективные законы развития общества, реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом и на различные сферы его жизнедеятельности.

Методы  управленческого  воздействия:

1. метод насилия  (принуждения);

2. метод руководства (убеждения). 

     6.Различные концепции теорий власти

     Атрибутивно-субстанциональный подход

     Власть  как атрибут либо как самодостаточный «предмет» или «вещь».

     Потенциально-волевые  концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер).

     В инструментально-силовых  концепциях власть отождествляется со средствами ее реализации (Ч. Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Моргентау).

     В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти (Т.Пирсоне, Д.Истон, М.Крозье и др.).

     Структурно-функциональная концепция:

     Власть - посредник в системе общественных отношений, она принадлежит не отдельным индивидам, а есть достояние коллектива. Власть здесь выступает как интегрирующий и регулирующий фактор. Функцией, которой является мобилизация общественных сил для достижения той или иной социально-значимой цели.

Информация о работе Теория власти и государственная власть