Статус судьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключена во всестороннем изучении статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЕДИНСТВО СТАТУСА СУДЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА 3
2. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 9
3. СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО И ЕГО ОРГАНЫ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ. СТАТУС ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 24

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (народных, присяжных и арбитражных заседателей) в значительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязанности по разбирательству уголовных и гражданских дел на временной основе, а не постоянно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Однако важность выполняемых ими функций сближает их положение с положением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что народные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения гражданских и уголовных дел пользуются, как отмечалось выше, теми же правами, что и судьи-профессионалы. Голос народного заседателя обладает тем же значением, что и голос судьи. Такую же роль призваны выполнять арбитражные заседатели в соответствующих судах (см. там же). Голос присяжного заседателя не обладает таким свойством, поскольку его привлекают при рассмотрении уголовных дел только для решения главным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или нет осужденный снисхождения. Однако и присяжный заседатель, и народный заседатель, и арбитражный заседатель наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, как и судья-профессионал. Оказание незаконного влияния на представителей народа с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного ре­шения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Одним из средств обеспечения независимости народных заседателей является установленный порядок наделения соответствующими полномочиями и их прекращения. Как указывалось выше, народные заседатели подлежат избранию или назначению. Народные заседатели судов основного звена избираются на собра­ниях граждан по месту их жительства или работы либо на собрани­ях военнослужащих (для военных судов основного и среднего зве­ньев). Народные заседатели общих (гражданских) судов среднего звена — соответствующими представительными органами (напри­мер, народные заседатели областных судов избираются — назнача­ются — областными думами или аналогичными органами), а народ­ные заседатели Верховного Суда РФ — Советом Федерации. К рас­смотрению дел в арбитражных судах всех уровней народные засе­датели не привлекаются. Не привлекаются они и к рассмотрению дел в Конституционном Суде РФ.

Собрания должны проводиться в организациях с числом рабо­тающих избирателей не менее 100 человек. Они правомочны при явке более половины избирателей. Обсуждение проводится свободно. Обя­зательно составляется протокол собрания. Выписка из этого прото­кола направляется в орган местной администрации или самоуправ­ления.

Там аккумулируются выписки из протоколов всех собраний, проведенных на территории района (города). На их основе составля­ются списки народных заседателей, избранных для данного суда. Они заверяются и передаются по адресу — в соответствующий суд.  В каждый список включается примерно по 30—40 заседателей на од­ного народного судью. Такое количество нужно в связи с тем, что за­седатели могут вызываться, когда есть необходимость, для исполне­ния их обязанностей один раз в году и не более чем на две недели, если не требуется продления срока полномочий в связи с длитель­ностью рассмотрения конкретного дела. Весьма сходная процедура избрания установлена для народных заседателей военных судов.

Избранные народные заседатели, как и судьи-профессионалы, приносят присягу. Делается это в коллективах, которые доверили им выполнение ответственного долга.[7]

Народные заседатели вышестоящих судов избираются (назнача­ются) с соблюдением той процедуры, которая установлена в соответ­ствующем представительном органе (обсуждение в комиссиях и ко­митетах, дача ими предварительных заключений, проведение голо­сования, нередко тайного, на пленарном заседании такого органа и т.д.).

От кандидатов в народные заседатели всех судов требуется, чтобы они были гражданами Российской Федерации, достигли 25 лет и обладали нравственными качествами, необходимыми для любого судьи.  Законодательство допускает возможность досрочного отзыва народных заседателей (прекращения их полномочий) с соблюдением установленного им порядка.

Согласно этому порядку народные заседатели могут быть дос­рочно отозваны в связи с нарушением ими законности или совершением порочащих поступков, несовместимых с их высоким званием. При наличии таких оснований решение об отзыве принимается с соблюдением процедуры, весьма схожей с той, которая установлена для избрания (назначения): если речь идет о заседателе районного суда, то созывается собрание в организации, где он был избран, а если речь идет о заседателе вышестоящего суда, вопрос выносится на рассмотрение соответствующего представительного органа. В любом случае отзываемому заседателю предоставляется возможность ознакомиться с предъявляемыми ему претензиями.

Приведенный порядок избрания (назначения) народных заседателей введен несколько десятков лет тому назад. Он в значительной мере устарел и нуждается в корректировке, но пока что сохраняет свое действие, впредь до принятия соответствующего нового закона. На это ориентируют указы Президента РФ "О продлении срока полномочий народных заседателей районных (городских) судов" от 22 марта 1995 г. № 299 (СЗ РФ, 1995, № 13, ст. 1124) и "О продлении срока полномочий народных заседателей верховных судов республик, краевых, областных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, суда автономной области, судов автономных округов, районных и военных судов" от 23 января 1997 г. 41 (СЗ РФ, 1997, № 4, ст. 525).

Особенности статуса присяжных заседателей в отличие от статуса народных заседателей заключаются не только в том, что присяжные заседатели, как отмечено выше, не наделены правом участвовать в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных уголовных дел, но и в том, что они получают свои полномочия не в результате их избрания, а по итогам отбора, осуществимого методом случайной выборки.

Такой отбор реализуется прежде всего с учетом требований, предъявляемых законом (см. ст. 80 Закона о судоустройстве) к присяжным заседателям. Ими не могут быть лица, фамилии которых не значатся в списках избирателей, составляемых при подготовке к выборам в представительные органы и референдумам. Из их числа исключаются также те, кто имеет не снятую или не погашенную судимость, не достиг возраста 25 лет, является недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Нельзя обязывать вы­полнять функции присяжных лиц, не владеющих языком, на кото­ром ведется судопроизводство в Данной местности, достигших воз­раста 70 лет, не способных в силу своих физических или психичес­ких недостатков, подтвержденных медицинским документом, успеш­но выполнять функции присяжного, занимающих перечисленные в законе должности (например, судьи, прокурора, следователя, руко­водящего или оперативного работника органов внутренних дел либо службы безопасности, нотариуса), являющихся военнослужащими, священнослужителями, а также других лиц, о которых сказано в упомянутой ст. 80 Закона о судоустройстве.[8]


Заключение

 

Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная судебной власти, содержит нормы, определяющие как компетен­цию судов, так и устройство судебной системы, принципы правосудия, правовое положение су­дей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, термин “судебная власть” понимается и как правомочия, и как сис­тема судебных органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин “власть” все же сле­дует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому судеб­ную власть можно определить как полномочия, предоставленные законом специальным государственным органам - судам и осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбит­ражного судопроизводства.

Судебная власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:

1. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами - судами.

2. Исключительность судебной

3. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной влас­ти.

4. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства

5. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом.

6. Властный характер полномочий суда

7. Участие пред­ставителей народа.


Литература

 

1.       Конституция РФ. 1993г.

2.       Федеральный конституционный закон от 21  июля  1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном   Суде   Российской   Федерации"   (с   изм.   и   доп.   от   8 февраля 2001 г.)

3.       Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

4.       Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

5.       Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г.)

6.       Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г.)

7.       Регламент   Конституционного   Суда   Российской    Федерации   (принят Конституционным Судом Российской Федерации 1 марта 1995 года)

8.       Закон "О судебной системе Российской Федерации" - базовый закон судебной реформы (В. Радченко, "Российская юстиция", N 8, август 2002г.

9.       Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов.  Издание 5-е,  переработанное и дополненное. Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 400 с.

10.   Какой будет судебная система России? // Петрухин И.Л., "Законодательство", 1999 г., N 8

11.   Комментарий  к Федеральному конституционному закону  "О судебной системе   Российской   Федерации"      //   под   ред.   В.И.Радченко   -   М.: Издательство Норма, 2003 г.

12.   Конституционное право. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист. 2001 -417 с.

13.   Конституционное право России. Учебник. — Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанцева. - М.: Новый Юрист, 2000. - 288 с.

14.   Реформа судебной системы как необходимое условие социально-экономической модернизации России // А.В. Шичанин, О.Д. Гривков, "Законодательство и экономика", N 2, февраль 2003 г.

15.   Способна ли судебная система исправлять свои ошибки? // В. Руднев, "Российская юстиция", N 6, июнь 2003 г.

16.   Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.

 

 

 



[1] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов.  Издание 5-е,  переработанное и дополненное. Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 400 с.

[2] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.

[3] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов.  Издание 5-е,  переработанное и дополненное. Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 400 с.

[4] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.

[5] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов.  Издание 5-е,  переработанное и дополненное. Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 400 с.

[6] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.

[7] Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов.  Издание 5-е,  переработанное и дополненное. Под ред. К.Ф.Гуценко. М.: Издательство "Зерцало", 2000. — 400 с.

[8] Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.–176 с.


Информация о работе Статус судьи