Статус судьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключена во всестороннем изучении статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЕДИНСТВО СТАТУСА СУДЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА 3
2. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 9
3. СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО И ЕГО ОРГАНЫ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ. СТАТУС ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 24

Работа содержит 1 файл

Правоохранительные органы.doc

— 176.50 Кб (Скачать)


24

 

Содержание

Стр.

Введение

1. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

2. Гарантии независимости судей

3. Судейское сообщество и его органы. Квалификационные коллегии судей. Статус присяжных и арбитражных заседателей

Заключение

Литература


Введение

 

 

Тема данной работы: «статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в системе правоохранительных органов Рос­сийской Федерации суды занимают особое по­ложение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответ­ствующей статусу самостоятельной ветви госу­дарственной власти.

Впервые судебные органы как носители су­дебной власти, равнозначной по своему значению власти законодательной и исполнительной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конституционном уровне. В ст. 10 Конститу­ции РФ говорится: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти самостоятельны”. Та­ким образом, Конституцией РФ определено, что судебная власть является одним из видов государ­ственной власти.

Цель данной работы заключена во всестороннем изучении статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей.

 


1. Единство статуса судей и основные правила формирования судейского корпуса

 

Судейским корпусом принято называть совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. Круг таких должностных лиц сравнительно широк и разнообразен. Он охватывает всех судей начиная от Председателя и членов Конституционного Суда РФ, председателей и членов других высших судебных инстанций до судей основного звена судов общей юрисдикции, мировых судей. Всего их насчитывается около 20 тыс. С 1992 г. в судейский корпус входят также судьи, пребывающие в отставке.

С течением времени у судей постепенно стали появляться свои, присущие только им права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что принято называть статусом судей, их правовым положением.

Речь идет не вообще о правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть,  в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государ­ственных органов и должностных лиц и т.д. Судьи, как и другие граждане, имеют право, скажем, что-то продать или купить, всту­пить в брак, воспитывать детей, пользоваться отпуском и т.д. Но сверх этого у них есть такие права и обязанности, которых нет у обычных граждан. [1]

О них также можно судить по ряду положений одобренного 30 июня 1993г. II Всероссийским съездом судей Кодекса чести судьи РФ, в частности, по положениям его ст. 1—3. Их текст уместно при­вести полностью:

"...Ст. 1. Общие требования, предъявляемые к судье. 1. В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Конститу­цией и другими законодательными актами, действующими на тер­ритории Российской Федерации, общепринятыми нормами нрав­ственности и правилами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и неза­висимости суда.

    2. Выполнение обязанностей по осуществлению правосудия дол­жно иметь для судьи приоритетное значение над иными занятиями.

3. Судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авто­ритет судебной власти. Он не вправе причинять ущерб престижу сво­ей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

4. Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоин­ство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причи­нить ущерб репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Ст. 2. Правила осуществления профессиональной деятельно­сти судьи. 1. Судья обязан быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых.

2. Судья при принятии им решения по делу должен быть сво­бодным от приверженности одной из сторон, от влияния обществен­ного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

3. Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего выполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

4. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.

5. Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей;

Судья не вправе делать публичных заявлений, комментариев, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда  до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

6. Судья должен с уважением и пониманием относиться к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это не будет мешать проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

7. Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональ­ные обязанности и принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

Ст. 3. Внеслужебная деятельность судьи. 1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности.

2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и настоящего кодекса.

3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерб авторитету суда и надлежащему выполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

4. Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и не возникает сомнений в его объективности.

5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или  в других политических акциях.

6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

7. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности..."

При характеристике статуса (правового положения) судей весьма важно иметь в виду, что он (статус) в принципе является единым для всех судей, независимо от того, в каком суде они работают. Но данное положение не означает, что судьи, работающие во всех су­дах, поставлены в абсолютно одинаковые условия. Различия суще­ствуют. Как нетрудно догадаться, не может быть полного тождества в статусе судей Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, военного и гражданского и т.д. У них свои участки работы, а следовательно, свой круг полномочий. Уже одно это позво­ляет говорить об отсутствии тождества, о возможности отступления от общего требования о единстве статуса всех судей. Однако такое отступление допускается только в случае, если оно санкционирует­ся законом, а не является результатом прихоти какого-то должно­стного лица.                 

Всю совокупность прав и обязанностей, определяющих статус судей, можно было бы сгруппировать  в  несколько блоков:

— права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования, предъявляемые к кандидатам, правила отбо­ра кандидатов и наделения их судейскими полномочиями);

— права и обязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимого осуществления своих полномочий (особые правила приостановления и прекращения полномочий, уход в отставку с предоставлением ряда льгот и др.);

— права и обязанности, обеспечивающие активное участие су­дей в судейском самоуправлении.[2]

1. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Кон­ституционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о воен­ных судах и Законе о мировых судьях.

Часть из них условно можно было назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опы­та юридической деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юриди­ческое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их про­фессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юри­дическое образование, но и обладать "признанной высокой квалифи­кацией в области права".

—      Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные), а также для избрания (назначения) на должности мировых судей требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена   — 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд — 35 лет, а в Конституционный Суд РФ —  40 лет. Предельный возраст для кандидатов в судьи формально не ограничен.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юриста. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ — не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет (это положение закреплено в ст. 119 Конституции РФ). Вместе с тем в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 г. установлено изъятие. "При назначении судей военных судов, — говорится в этом Указе,— в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях".

Законодательство предусматривает и иные требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности. Формально эти требования не являются обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кандидатов.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должно­сти. В соответствии с Законом о статусе судей судьи не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движени­ям. В силу этого лицо, выдвигаемое в качестве кандидата на долж­ность судьи, должно сделать выбор: прекратить свои полномочия депутата и таким образом, открыть себе дорогу в судьи либо сохра­нить эти полномочия и расстаться с надеждами на судебную карь­еру. Тот же выбор ему придется делать, если он является членом политической партии или движения. Кандидаты в судьи также дол­жны знать, что, заняв соответствующие судебные должности, они утратят право заниматься предпринимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогической, литературной и иной творчес­кой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность спе­циализированных судов, могут предусматривать требования, специ­фические для таких судов. Например, в отношении судей военных судов сказано, что ими могут быть не совершившие порочащих по­ступков лица, имеющие офицерское звание и заключившие контракт о прохождении военной службы (ст. 27 Закона о военных судах). В отношении судей Конституционного Суда РФ, как отмечено выше, сделана специальная оговорка относительно уровня их правовой под­готовленности, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Конституционном Суде).

2. Отбор кандидатов в судьи начинается с проявле­ния инициативы, направленной на возбуждение производства по про­верке пригодности конкретного лица для занятия судейской долж­ности. Она может исходить не только от какого-то государственного органа или должностного лица (например, руководства соответствую­щего суда), но и от любого гражданина Российской Федерации, до­стигшего 25 лет, имеющего высшее юридическое образование и необ­ходимый стаж работы по юридической специальности.

Лица такого рода обращаются с заявлением о допуске их к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи. Сдается он экза­менационной комиссии, персональный состав которой утверждает­ся квалификационной коллегией судей (см. ниже). Он обязателен для всех, кто ставит вопрос о своем назначении впервые. При назначе­нии уже работающего судьи в вышестоящий суд сдавать его не нуж­но. Программа для сдачи экзамена утверждается Судебным депар­таментом при Верховном Суде РФ по согласованию с Верховным Судом РФ.[3]

Информация о работе Статус судьи