Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:47, контрольная работа
Цель данной работы заключена во всестороннем изучении статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ЕДИНСТВО СТАТУСА СУДЕЙ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА 3
2. ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ 9
3. СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО И ЕГО ОРГАНЫ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ. СТАТУС ПРИСЯЖНЫХ И АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 24
Результаты экзамена действительны в течение трех лет. А это значит, что кандидат, успешно сдавший экзамен, но не назначенный "с первой попытки", вправе через год-два вновь обратиться с просьбой о рекомендации его к назначению и при этом не сдавать квалификационный экзамен.
После успешной сдачи экзамена заинтересованное лицо обращается в квалификационную коллегию с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Последняя с учетом результатов квалификационного экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию допускается не ранее чем через год после дачи отрицательного заключения.
При положительном заключении данные о результатах экзамена и другие материалы, характеризующие кандидата, передаются председателю соответствующего вышестоящего суда. Если ставится вопрос о наделении полномочиями, скажем, судьи (председателя) районного суда, то заключение передается председателю верхового суда республики, суда края, области, городского суда в Москве и Санкт-Петербурге, суда автономной области или округа. Если он согласен с заключением, то может возвратить его для повторного рассмотрения вопроса. В случае дачи квалификационной коллегией и после повторного рассмотрения вопроса положительного заключения оно направляется председателем суда среднего звена Председателю Верховного Суда РФ. Делая это, он, естественно, вправе изложить в письменном виде свое мнение.
Представления о назначении судей гражданских судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов субъектов Федерации получают дальнейшее продвижение только после согласования с соответствующими местными законодательными (представительными) органами. Хотя все суды общей юрисдикции и все арбитражные суды являются по Закону о судебной системе федеральными судами, другой закон (ч. 3 ст. 6 Закона о статусе судей в редакции 1995 г.) требует, чтобы кандидаты на должности тех судей, которым предстоит работать в субъектах Федерации, были согласованы с названными органами. Учет их мнения обязателен.
В конечном счете, представления о назначении всех судей общей юрисдикции направляются в Администрацию Президента РФ Председателем Верховного Суда РФ, а судей арбитражных судов — Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Там они передаются в Комиссию Совета по кадровой политике при Президенте РФ для предварительного рассмотрения кандидатур на должности судей федеральных судов. На 2 августа 1999 г. в утверждаемый Президентом РФ состав этой комиссии входили Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда, председатель Высшей квалификационной коллегии судей РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ, представители Администрации Президента РФ и др. В соответствии с Положением об этой Комиссии она готовит свои предложения Президенту РФ по кандидатурам на должности судей (председателей судов, их заместителей) федеральных судов всех уровней (см. п. 4 Положения).
3. Согласно ст. 128 Конституции РФ наделение кандидатов полномочиями судей должно производиться с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а другая — для судей всех других федеральных судов.
Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судьи всех судов, впервые назначенные на должности, дают следующую предусмотренную Законом о статусе судей присягу ."Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть". Для судей Конституционного Суда РФ установлен иной текст присяги с учетом специфики осуществляемых этими судьями полномочий: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более" (ч. 2 ст. 10 Закона о Конституционном Суде).
Установленный в ст. 128 Конституции РФ порядок наделения полномочиями судей не распространяется на случаи наделения полномочиями мировых судей. В соответствии со ст. 6 Закона о мировых судьях эти судьи "назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации".
Для большинства федеральных судей срок их полномочий не ограничен какими-то пределами. Однако данное правило не является абсолютным. Из него сделаны исключения:
— судьи Конституционного Суда РФ, получившие полномочия после вступления в силу Конституции РФ, могут пребывать в должности не более 12 лет (назначение на второй срок не допускается — ст.12 Закона о Конституционном Суде) или до достижения 70-летнего возраста, а судьи того же суда, получившие свои полномочия до вступления ее в силу, будут исполнять обязанности, пока не достигнут 65-летнего возраста. Последнее предусмотрено в п. 4 разд. V Закона о Конституционном Суде. "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации,— говорится в нем,— избранные до вступления в силу Конституции Российской Федерации, согласно п. 5 разд. II Конституции Российской Федерации, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны";
— судьи военных судов всех уровней могут занимать свои должности до тех пор, пока находятся на действительной военной службе, которая для них может продолжаться, максимум, до достижения ими возраста 65 лет (ч. 3 ст. 26 Закона о военных судах);
— районные судьи и судьи гарнизонных военных судов, назначенные впервые, могут оставаться в должности не более трех лет, а потом, если они зарекомендуют себя должным образом, их назначают срочно.
Вопрос о сроках полномочий мировых судей решен иначе. Они назначаются (избираются) на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе, снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий не может быть менее пяти лет.
Досрочное прекращение полномочий судей всех судов допускается лишь при наличии специально оговоренных в законе условий и соблюдением установленного им порядка.[4]
Среди гарантий независимости судей, обозначенных в ст. 9 Закона о статусе судей, на первый план вынесена предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства. Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято именовать процессуальным. К нему, как отмечено выше, относятся в первую очередь Закон о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП. В этих довольно крупных по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно нацелены на обеспечение независимости судей и помогающих им представителей народа (народных, присяжных и арбитражных заседателей).
Глубокое и подробное изучение процессуальных правил, способствующих независимости судей и заседателей,—предмет других юридических дисциплин. В рамках курса "Правоохранительные органы" достаточно знать лишь некоторые из них.
Например, процессуальное законодательство устанавливает, что в совещательной комнате, где обсуждается и принимается судебное решение (по гражданскому или уголовному делу), не может находиться никто, кроме судей, уполномоченных рассматривать данное дело. Все, что происходит в этой комнате должно держаться в тайне. Это необходимо для того, чтобы судьи имели возможность свободно, не опасаясь огласки, обсуждать все возникшие вопросы и высказывать свои суждения по поводу решения, которое, как они считают, должно быть принято. Разглашение тайны совещательной комнаты является безусловным основанием для признания вынесенного решения недействительным и его отмены. По этому же законодательству вышестоящий суд в отношениях с нижестоящим поставлен в определенные рамки. Скажем, областной суд не вправе давать районному суду указание о том, какую меру наказания он должен избрать тому или иному подсудимому, какому свидетелю по конкретному делу верить, а какому — не верить и т.д.
Правила приостановления или прекращения полномочий судьи ограждают его от произвольных решений должностных лиц либо органов, обнаруживающих намерение избавиться от "неудобного" либо "несговорчивого" судьи.
Приостановление полномочий — это временное отстранение судьи от исполнения им своих обязанностей. Законодательство дает четкий и исчерпывающий перечень случаев, когда такое отстранение возможно. Оно допустимо, если:
— решением суда, вступившим в законную силу, судья признан безвестно отсутствующим;
— квалификационная коллегия судей дала согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
— судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
— судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерация или органа законодательной представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Несколько иначе решаются вопросы, связанные с определением оснований для приостановления полномочий судей Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 17 Закона о Конституционном Суде приостановление допускается лишь по двум основаниям: при наличии согласия данного суда на арест судьи или привлечение "его уголовной ответственности, а также в случае болезни судьи, лишающей его способности выполнять свои обязанности. В отношении процедуры, например, дачи согласия на арест или влечение к уголовной ответственности судьи в § 47 Регламента Конституционного Суда РФ сказано следующее:
"1. В случае поступления в Конституционный Суд обращения Генерального прокурора Российской Федерации или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи конституционного Суда Председатель Конституционного Суда незамедлительно передает поступившие материалы судьям для предварительного изучения и устанавливает дату пленарного заседания для рассмотрения этого вопроса. Если поступившее обращение касается Председателя Конституционного Суда, соответствующие действия осуществляет его заместитель.
2. В пленарном заседании заслушиваются внесшее обращение должностное лицо или представитель соответствующего органа, судья Конституционного Суда, в отношении которого испрашивается согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности, и его представитель. При необходимости истребуются дополнительные материалы.
3. Конституционный Суд на закрытом совещании принимает одно из следующих решений:
1) отказать в согласии на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда;
2) дать согласие на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда. В этом случае одновременно решается вопрос о приостановлении его полномочий.
4. В порядке, предусмотренном настоящим параграфом, Конституционный Суд решает вопрос о даче согласия на привлечение судьи к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке на задержание судьи, а также на производство у судьи обыска. Дача такого согласия не влечет приостановления полномочий судьи".
Решение о приостановлении полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов при наличии хотя бы одного из названных выше оснований принимается соответствующей квалификационной коллегией. Такой же порядок установлен и для мировых судей (ч. 2 ст. 8 Закона о мировых судьях).
При условиях, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Закона о статусе судей, судье, не согласному с решением квалификационной коллегии, дано право обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение десяти дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.
Приостановление полномочий означает лишь то, что судья, о котором состоялось решение, временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Но это не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровень материального обеспечения и, как правило, не препятствует получению заработной платы и иного вознаграждения за труд (кроме случаев, когда он подвергнут аресту).
Судья возобновляет исполнение своих обязанностей после того, как отпали основания для приостановления полномочий (выздоровление, прекращение по реабилитирующему основанию уголовного дела, отказ от занятия деятельностью, несовместимой с судебной должностью и т.д.).
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.
Прекращение полномочий — это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей. Для него также установлен исчерпывающий перечень оснований:
— письменное заявление судьи об отставке;
— неспособность судьи по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять свои обязанности. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;