Статус Судьи Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Основой правового статуса Судьи Конституционного Суда РФ является законодательство РФ. В Российской Федерации правовой статус судей определен Конституцией РФ 1993 г., Законом о статусе судей 1992 г. и Федеральным Конституционным Законом «О конституционном суде РФ». Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Однако есть некоторые особенности в Статусе Судей Конституционного суда, что закреплено в ФКЗ «О конституционном суде» и других нормативно-правовых актах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАТУСА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………………………………………………………………..…....7
1.1 Понятие статуса Судьи РФ…………………….………………………………......7
1.2 Положения Конституции РФ и других, нормативно правовых актах, о статусе судей Конституционного Суда РФ………………………………………..………....11
2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………………………………………………………………………………16
2.1 Требование к судье Конституционного суда РФ………………………………..16
2.2 Права и обязанности судей Конституционного Суда РФ………………………19
2.3 Гарантии судьям Конституционного Суда РФ ………….……………………...21
2.4 Приостановление и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда РФ……………..………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статус Судьи КС.docx

— 109.53 Кб (Скачать)

Судья считается ушедшим  или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части  первой и частью второй статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона.

Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда РФ, имеющему стаж работы в должности судьи  не менее пятнадцати лет, независимо от возраста выплачивается по его  выбору пенсия или не облагаемое налогом  ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов  денежного вознаграждения работающего  судьи Конституционного Суда РФ. При  этом в стаж работы, дающий право  на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время  предшествующей работы по юридической  профессии.

Порядок назначения и выплаты  ежемесячного пожизненного содержания устанавливается Правительством РФ по представлению Конституционного Суда РФ. Средства на обеспечение пребывающих  в отставке судей Конституционного Суда РФ ежемесячным пожизненным  содержанием выделяются из федерального бюджета.31

Порядок назначения и выплаты  ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, утвержден постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425.На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, прекращение  и приостановление полномочий судьи  Конституционного Суда Российской Федерации  не влечет за собой приостановления  выплаты этому судье заработной платы и не лишает его гарантий, установленных настоящим Федеральным  конституционным законом. Исходя, из этого положения можно говорить о высоком уровне предоставляемых гарантий судье даже после прекращения его полномочий.

Процедура отстранения судьи Конституционного Суда  РФ от должности весьма отличается от  порядка отстранения от должности иных судей. В первую очередь усложненным порядком. После общего судейского голосования (не менее двух третей числа голосов), окончательное решение об отстранении принимается верхней палатой Федерального Собрания РФ. В пример назначения на должность председателя Конституционного Суда можно привести постановление Совета Федерации.

Высокие гарантии неприкосновенности и усложненный порядок отстранения  судьи Конституционного Суда  РФ необходимы для обеспечения независимости конституционного правосудия.  С другой стороны, нельзя оставлять безнаказанными случаи совершения тем или иным судьей серийных судебных ошибок, грубые нарушения дисциплины, несоблюдение установленного запрета на занятие определенными видами деятельности, нарушение норм законодательства и Кодекса судейской этики и прочее, в случае, если это умаляет авторитет судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановление СФ ФС РФ от 22.02.2012 № 20-СФ «О назначении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации»

 

 

 

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2012 г. № 20-СФ

 

О НАЗНАЧЕНИИ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ЗОРЬКИНА ВАЛЕРИЯ ДМИТРИЕВИЧА

НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии с пунктом  «ж» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Назначить судью Конституционного  Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Настоящее Постановление  вступает в силу со дня его  принятия.

 

Председатель

Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

В.И.МАТВИЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Судья Конституционного Суда  РФ является неотъемлемой частью в механизме реализации Конституционного правосудия. Юридическая гарантия независимости, несменяемости, материального обеспечения, порядка назначения и смещения с должности судьи, закрепленная  нормативно правовыми актами, представляющая из себя в совокупности правовой статус,  объединяет все части механизма в единое целое, представляющее собой  Конституционный Суд РФ. Необходимый для эффективного и законного функционирования как всей системы органов государственной власти в целом, так и трех ветвей власти независимо друг от друга.

Из основных положений  правового статуса можно подчеркнуть, что Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации (возраст не менее 40 лет) с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья назначается Советом Федерации по представлению президента, так же Советом Федерации производится прекращение полномочий Судьи.

Из особенностей статуса Судьи можно выделить то,  что Судья Конституционного Суда  РФ подчиняется только Конституции РФ, а судья иного федерального суда — только закону.

Что касается источников правового  статуса судьи то основным нормативно–правовым актом, закрепляющим правовой статус судьи конституционного суда, помимо основного закона является ФКЗ «О конституционном суде». К судье Конституционного Суда  РФ предъявляются более строгие требования в отличие от судей Высшего Арбитражного и Верховного судов. Так же существует ряд нормативно–правовых актов, закрепляющих материальные и социальные гарантии, а так же  иные юридические факты, связанные с деятельностью Конституционного Суда РФ.

Судьи Конституционного суда РФ являются самостоятельными, независимыми и неподотчетными должностными лицами и не подчиняются никому. Свидетельством этого служит норма ст. 7 Конституционного закона – это текст присяги судьи Конституционного суда РФ.

Ответственность должности  Судьи Конституционного Суда  РФ весьма значима,  потому что все государственное устройство и правовые отношения в обществе строятся на принципах, закрепленных в статьях основного закона страны, по крайней мере, к их выполнению должны стремиться. Главная задача Конституционного суда - это защита основ конституционности, выявление несоответствия и противоречия нормативно–правовых актов Конституции РФ, выполняя в полной мере эту задачу, Конституционный суд обеспечивает законность и правопорядок в государстве. Фактическое составляющее Конституционного Суда - это 19 судей профессионалов, на плечи которых ложится основная кропотливая работа. От  их знания и уровня юридической квалификации зависит успешная реализация  деятельности высшего органа судебной власти, этим и объясняется исключительность их правового статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Нормативно правовые  акты

 

1.1 Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – СПб.: Питер, 2010. – 64с. – ISBN 978–5–49807–798–7.

1.2 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1–ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. – 23.07.1994. – № 138 – 139.

1.3 Закон РФ от 26.06.1992 №  3132–1 «О статусе судей в Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. –  29.07.1992. – № 170.

1.4 Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации,  2000. – № 7. – Ст.795.

1.5 Федеральный конституционный  закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. – 06.01.1997. – № 3.

1.6 Указ Президента РФ  от 14.09.1995 №  941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 18.09.1995. – № 38. – Ст.3668.

1.7 Регламент Конституционного  Суда РФ от 24.01.2011 [Текст] // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2011.  – № 1.

1.8 Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Текст]  // Российская газета. – 10.011.2010. – № 253.

1.9  Указ Президента  РФ от 23.12.2007 № 1741 «Вопросы Конституционного Суда Российской Федерации» [Текст] // Собрание законодательства РФ, 31.12.2007. – № 53. – Ст.6548.

1.10 Постановление КС РФ  от 28 ноября 1996г. №19-П «по делу о проверке конституционности ст.48 УПК РСФСР» [Текст] // Российская газета. – 06.12.1996. – № 234.

1.11 Постановление Конституционного Суда  РФ от 16 марта 1998г. №9-П «по делу о проверке конституционности ст.44 УПК РСФСР и ст.123 ГПК РСФСР» [Текст] // Российская газета. – 04.12.1998. – № 57.

1.12 Постановление Конституционного Суда  РФ от 2 июля 1998г. «по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст.331 и 464 УПК РСФСР» [Текст] // Российская газета. – 09.03.1998. – № 95.

1.13 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22.02.2012 № 20-СФ  «О назначении судьи Конституционного Суда Российской Федерации Зорькина Валерия Дмитриевича на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации» //  Собрание законодательства РФ, 05.03.2012, – № 10, – Ст. 1167.

 

 

2  Научная и учебная  литература

 

2.1 Авакьян, С.А.  Конституция России: природа, эволюция, современность. Монография. [Текст] // С.А. Авакьян. – М.: Изд–во РЮИД: Сашко, 2000. – 399 с.

2.2 Авакьян, С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы [Текст]  // Конституционное и муниципальное право. – 2011.  – № 1. – С.3 – 7.

2.3 Анишина, В. Правовые позиции Конституционного Суда России [Текст]  // Рос. юстиция.— 2000.— № 7.— С. 11.

2.4 Баглай, М.В. Слово о конституционном правосудии в России [Текст] // Закон и право. – 2002. – №2. – С. 13 -16.

2.5 Еремина, С.Н. Дисциплинарная ответственность судей через призму науки трудового права [Текст] // Российский судья. – 2011. –№2. – С.32 - 36.

2.6 Зорькин, В.Д. Россия и ее Конституция [Текст] // Журнал российского права. – 2003. – №11. – С. 3-7.

2.7 Кутафин, О. Е. Избранные труды. В 7–и томах. Том 1. Предмет конституционного права. Монография. [Текст] / О.Е. Кутафин.  –М.: Проспект, 2011. – 448 с.

2.8 Клеандров, М. И.  Особенности правового положения судьи

 Конституционного Суда  Российской Федерации [Текст] // Журнал  судья. – 2011. – октябрь. –  №10. – С.71 – 76.

2.9  Юридический журнал «Юридическая практика». Колосов, В.А., юрист.

 Конституционный суд. – 2001. [Электронный ресурс] //

http://www.kolosov.i№fo/yuridicheskie–stati/ko№stitucio№№iy–syd.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД НЕЗАВИСИМЫМ  ИЛИ ОН ЗАВИСИТ ОТ КАКИХ-ЛИБО ОРГАНОВ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?

 

 

 


 

 

На 
се 
ле 
ние

Отношение к власти

Адаптация

Пол

Возраст

Образование

Доход на чл. семьи

Тип места жительства

за

ре 
зерв

про 
тив

бе 
раз 
лич 
ные

оп 
ти 
ми 
сты

адап 
тиро 
ван. пес 
сими 
сты

не 
адап 
тир. пес 
сими 
сты

муж 
чи 
ны

жен 
щи 
ны

18 
-35 
лет

36 
-50 
лет

стар 
ше 
50 
лет

не 
пол 
ное сред 
нее

сред 
нее

сред 
нее спец.

выс 
шее

до 
250 
тыс. 
руб.

250- 
400 
тыс. 
руб.

бо 
лее 
400 
тыс. 
руб.

Моск 
ва+ 
СПб

ме 
га 
по 
ли 
сы

боль 
шие 
го 
ро 
да

ма 
лые 
го 
ро 
да

се 
ло

является независимым 

17

30

20

13

15

28

21

12

20

16

23

15

15

14

17

19

20

14

17

21

15

12

22

19

15

зависит от Президента

35

29

32

42

21

27

32

40

38

32

28

38

39

39

34

34

34

38

33

34

33

41

30

33

39

зависит от Правительства

15

17

18

14

12

17

17

12

15

15

19

15

11

11

17

16

13

14

14

16

18

19

15

16

11

зависит от Совета Федерации 

2

2

2

2

0

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

3

1

2

2

4

1

2

2

2

зависит от Государственной  Думы

3

2

5

3

4

5

2

4

3

4

5

3

2

3

4

4

2

4

4

3

3

2

4

3

5

затрудняюсь ответить

28

20

24

25

47

21

26

30

23

32

24

27

32

33

27

25

28

29

30

24

27

25

28

28

28

Информация о работе Статус Судьи Конституционного Суда РФ