Статус Судьи Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Основой правового статуса Судьи Конституционного Суда РФ является законодательство РФ. В Российской Федерации правовой статус судей определен Конституцией РФ 1993 г., Законом о статусе судей 1992 г. и Федеральным Конституционным Законом «О конституционном суде РФ». Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Однако есть некоторые особенности в Статусе Судей Конституционного суда, что закреплено в ФКЗ «О конституционном суде» и других нормативно-правовых актах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАТУСА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………………………………………………………………..…....7
1.1 Понятие статуса Судьи РФ…………………….………………………………......7
1.2 Положения Конституции РФ и других, нормативно правовых актах, о статусе судей Конституционного Суда РФ………………………………………..………....11
2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………………………………………………………………………………16
2.1 Требование к судье Конституционного суда РФ………………………………..16
2.2 Права и обязанности судей Конституционного Суда РФ………………………19
2.3 Гарантии судьям Конституционного Суда РФ ………….……………………...21
2.4 Приостановление и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда РФ……………..………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статус Судьи КС.docx

— 109.53 Кб (Скачать)
  • Постановлением от 2 июля 1998 г. по делу о проверке

конституционности отдельных  положений ст. ст.331 и 464 УПК РСФСР  признаны неконституционными нормы, исключающие  возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определения  судов первой инстанции о назначении, переносе срока судебного заседания  или о направлении дела на дополнительное расследование до постановления  приговора по существу.

 

 

 

1.2 Положения Конституции  РФ и других, нормативно правовых актах о статусе судей Конституционного Суда РФ.

 

Федеральным конституционным  законом «О судебной системе Российской Федерации»7 провозглашено (ст. 12), что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. В редакции этого закона не учтено, что особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются не федеральным, а федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Зато это обстоятельство учтено в ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в которой прямо сказано: «Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом».8

Фундаментом статуса судьи Конституционного Суда РФ  является Конституция РФ, прежде всего соответствующие положения ее главы 7, именуемой «Судебная власть». Конституционно-правовой статус всех судей РФ, включая судей Конституционного Суда РФ, предопределяется тем, что они решают публично–правовые задачи судебной власти, представителями которой являются.

Таким образом, первым фундаментальным уровнем, определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, является Конституция РФ (ее ст. 10, 83, 102, 119–122 и 128), закрепляющая специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и порядку их назначения, гарантирующая его независимость, несменяемость и неприкосновенность, чем, в принципе, обеспечивается самостоятельность судебной власти. Статьей 119 Конституции закреплены четыре базовых требования, предъявляемых к судье: наличие гражданства РФ; достижение 25–летнего возраста; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но далее эта же статья Конституции указывает: федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. В Определениях от 8 июня 2004 г. № 214–О и от 2 февраля 2006 г. № 37–О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин «дополнительные требования» к судье означает, что законодателю предоставлена возможность закрепить как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ. И следует отметить, что федеральный законодатель закрепляет дополнительные требования к судьям разных судов (различных ветвей судебной власти и различных уровнях одной подсистемы), в том числе в немалой мере и к судьям Конституционного Суда РФ.

Нормативную базу правового  статуса судьи конституционного суда можно разделить на уровни.

Отталкиваясь от положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в базу первого уровня правового компонента статуса судьи Конституционного Суда РФ  следует включить соответствующие нормы и акты международного права.

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы. 

Если ФКЗ о судебной системе закрепляет в гл. II, именуемой «Основы статуса судей в Российской Федерации», дополнительные к конституционным, требования ко всем судьям страны, то  ФКЗ о Конституционном Суде РФ закрепляет дополнительные требования исключительно по отношению к судье Конституционного Суда РФ, причем детально и в широком диапазоне.

Так, дополнительными (в правовом компоненте статуса судьи) требованиями, закрепленными в гл. II ФКЗ о Конституционном Суде РФ, так и именуемой — «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», являются: достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет; безупречная репутация; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ о Конституционном Суде РФ).9

Третьим уровнем  правового компонента статуса судьи  Конституционного Суда РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы: Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и др. Поскольку в ФКЗ о Конституционном Суде РФ положения статусного характера  о судьях,  занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей Конституционного Суда РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи Конституционного Суда  РФ к уголовной и к административной ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи Конституционного Суда  РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно–розыскных мероприятий и пр.10

Поскольку судьи  Конституционного Суда  РФ, как и все иные судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, являются членами судейского сообщества страны с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий, для выявления особенностей правового положения судьи Конституционного Суда  весьма значимым является анализ соответствующих положений ФЗ об органах судейского сообщества.

Правовое положение  судьи Конституционного Суда  РФ определяется и иными федеральными законами (в той мере, в которой оно не определяется названными ФКЗ и ФЗ), в том числе ТК РФ — ст. 22 Закона о статусе судей (в редакции от 15 декабря 2001 г. № 169–ФЗ) прямо указывает: «Законодательство о труде РФ распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим законом».11

Те или иные статусные особенности правового положения судьи Конституционного Суда  РФ (или грани этих особенностей) определяются указами Президента РФ.

Наконец, свою -  определенную  роль, в рассматриваемой проблеме играют и акты федерального правительства, например Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда  РФ, пребывающим в отставке, и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находящихся на его иждивении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 42512.

Моральный и этическо-нравственный компонент статуса любого российского судьи, включая судью Конституционного Суда  РФ, базируется как на соответствующих нормативно–правовых предписаниях, так и на корпоративных актах судейского сообщества.

Немаловажным компонентом  правового статуса судьи служит Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей в 2004 г. Главное требование российского Кодекса судейской этики заключается в том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществления правосудия. Важно, что закрепленные в этом Кодексе этические правила поведения судьи дифференцированы и относятся как к осуществлению им профессиональной деятельности, так и к поведению судьи во внеслужебной сфере.13

Таким образом, основным нормативно-правовым актом, закрепляющим правовой статус судьи конституционного суда, помимо основного закона является ФКЗ «О конституционном суде». К судье Конституционного Суда  РФ предъявляются более строгие требования в отличие от судей Высшего Арбитражного и Верховного судов.   Основные из них это стаж работы, ученая степень, а так же возраст и безупречная репутация. Так же отдельными законами подчеркивается особый статус судьи Конституционного Суда, заключающиеся в более высоком материальном обеспечении, независимости, особом порядке назначения, лишения должности и т.д.

2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

 

2.1 Требование  к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ

 

Требования к судье  Конституционного Суда РФ закреплены в статье 8 ФКЗ «О конституционном суде РФ».

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может  быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной  репутацией, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы по юридической  профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией  в области права.14

Требования в части  высшего юридического образования  и наличия определенного стажа работы по юридической профессии, предъявляемые к кандидатам в судьи, являются существенными предпосылками комплектования судов лицами, обладающими необходимыми знаниями в сфере предстоящей деятельности и умением их применять на практике. Не ограничиваясь требованиями, предъявляемыми к судьям высших судов, Закон о Конституционном Суде констатирует, что судьей этого суда может быть лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям и обладающее «...признанной высокой квалификацией в области права» (ст. 8). Эти повышенные квалификационные требования обусловлены особыми, только Конституционному Суду присущими, функциями по обеспечению конституционного контроля, выполнение которых требует обладания более высоким и разносторонним уровнем знаний по сравнению с тем, что дает юридический вуз. Положения ст. 119 Конституции РФ не препятствуют предъявлению указанных требований.  Лицо,  назначенное  на  должность  судьи  должно  принести  присягу.  Это оговорено в ст. 10 Закона, где  приводится  её  текст.  Судья  присягает  на верность Конституции как символу государственности и законности,  а  не  как конкретному юридическому тексту.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается  на должность в индивидуальном порядке  тайным голосованием членов Совета Федерации. Назначенным на должность считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге  кандидата, назначенного на должность  судьи Конституционного Суда.

В случае выбытия судьи  из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого  лица на вакантное место судьи  вносится Президентом РФ в Совет  Федерации не позднее месяца со дня  открытия вакансии.15

Срок полномочий судьи  Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в  должности судьи Конституционного Суда РФ – семьдесят лет. Судья  Конституционного Суда РФ считается  вступившим в должность с момента  принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.

Можно указать следующие  ограничения, которые предъявляются  как кандидатам на должность судьи так и действующим судьям Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной  Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой  другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой  не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или  представительства, кроме законного  представительства, в суде, в арбитражном  суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в  получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально  их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях  по выборам в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельность. Он не может  также входить в руководящий  состав каких–либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах  массовой информации и перед любой  аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может  стать предметом рассмотрения в  Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу.16

 

2.2 Права и обязанности судьи Конституционного Суда РФ

Права и обязанности судьи Конституционного суда – это есть составная часть правового статуса судьи Конституционного суда РФ. В соответствии с принципом равенства прав судей Конституционного суда РФ, они при рассмотрении дел выступают в личном качестве, обладают равными правами в исследовании доказательств и их оценке. Это означает, что при рассмотрении вопросов и голосовании в Конституционном суде все судьи Конституционного суда РФ имеют равные права.

Информация о работе Статус Судьи Конституционного Суда РФ