Средства массовой информации в политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:55, контрольная работа

Описание работы

Основная цель контрольной работы – проанализировать властные и политические функции средств массовой информации в современном обществе. При написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и особенности средств массовой информации (СМИ) как «четвертой власти» в обществе;
- показать роль СМИ в политической жизни;
- осветить роль СМИ в формировании и выражении общественного
мнения;
- рассказать об особенностях функционирования СМИ в Республике Казахстан.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Сущность и особенности средств массовой информации (СМИ) как «четвертой власти» в обществе ………………………………………. 4
Роль СМИ в политической жизни …………………………………… 8
Роль СМИ в формировании и выражении общественного
мнения ……………………………………………………………………. 14
СМИ в Республике Казахстан ……………………………………….. 16
Заключение ………………………………………………………………….. 19
Список литературы …………………………………………………………. 21

Работа содержит 1 файл

СМИ - политология.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………. 3

  1. Сущность и особенности средств массовой информации (СМИ) как «четвертой власти» в обществе ………………………………………. 4
  2. Роль СМИ в политической жизни …………………………………… 8
  3. Роль СМИ в формировании и выражении общественного

мнения ……………………………………………………………………. 14

  1. СМИ в Республике Казахстан ……………………………………….. 16

Заключение ………………………………………………………………….. 19

Список литературы …………………………………………………………. 21

 

Введение

 

Политическая наука занимает видное место в современном обществознании. Это объясняется первостепенной ролью политики в жизни общества. С древних времен политика выделяется как одна из важных сфер человеческой деятельности и оказывает огромное воздействие на судьбы стран и народов, а во многом и на повседневную жизнь каждого конкретного человека. Поэтому закономерно в человеческом знании зародилась и сформировалась особая отрасль научных исследований, занимающаяся изучением политики.

Термин «политология» образован на основе двух греческих слов: politike — общественные, государственные дела и logos — учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго — Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология — это учение, наука о политике.

Тема данной контрольной работы – «Средства массовой информации в политике». Ее важность и актуальность объясняются тем, что в наши дни средства массовой информации стали одним из ключевых инструментов контроля общества над властью. Широкий доступ граждан к информации стал непременным условием демократичности государства.

Основная цель контрольной работы – проанализировать властные и политические функции средств массовой информации в современном обществе. При написании работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и особенности  средств массовой информации (СМИ) как «четвертой власти» в обществе;

- показать роль СМИ в политической  жизни;

- осветить роль СМИ в формировании и выражении общественного

мнения;

- рассказать об особенностях  функционирования СМИ в Республике  Казахстан.

 

1. Сущность и особенности средств массовой информации (СМИ) как «четвертой власти» в обществе

 

В демократическом государстве  функционируют несколько ветвей власти. Прежде всего, это законодательная  власть, осуществляемая Парламентом  республики. В Конституции Республики Казахстан записано: «Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции». Парламент состоит из Двух Палат: Сената и Мажилиса. Парламент в раздельном заседании Палат путем последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в Сенате принимает законы.

Правительство Республики осуществляет исполнительную власть, возглавляет  систему исполнительных органов  и осуществляет руководство их деятельностью.

Судебная власть отправляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Так называемая четвертая власть приписывается  средствам массовой информации. Эта  власть, не декларированная и официально нигде не зарегистрированная, присутствует в понимании той огромной силы публичного выступления журналистов по самым актуальным проблемам, решаемым обществом. Характерно, что четвертая власть не имеет юридически определенных и законодательно закрепленных функций. Ряд исследователей отмечают, что «мы можем говорить о власти, признаваемой на уровне культурологических представлений». То есть Закон «О средствах массовой информации» регулирует функционирование СМИ в обществе, защищает права граждан в отношениях со СМИ, гарантирует права журналистов, регулирует обязанности и границы взаимодействий граждан в отношениях со СМИ. Но Закон не наделяет СМИ властными функциями.

На уровне четвертой власти в  силу вступают законы, зачастую неписанные - правила поведения, этики, культуры и т.д., закрепленные в индивиде в процессе воспитания этого индивида. Складываясь в культурные и социальные представления общества из представлений индивидов, эти правила должны представлять собой мощный рычаг социальной регуляции.

Реально эта власть выражается в  силе общественного мнения, которое формируют газеты, журналы, радио и телепрограммы. Средства массовой информации предоставляют трибуну для обнародования различных взглядов и воззрений, то есть они являются одной из форм публичного выражения мнений. Исключительная важность одной из демократических свобод - свободы слова и средств массовой информации - обусловлена тем, что они являются связующим звеном между обществом и властью. Недаром в развитых демократических странах говорится о наличии четвертой ветви власти в лице журналистов, умеющих вовремя преподнести нужную информацию. Предназначением средств массовой информации является оперативное представление достоверных сведений о деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан.

Понятие «четвертая власть» содержит известный налет метафоричности. Однако за этим понятием скрывается совокупность регулятивных функций, заложенных в СМИ, посредством которых общество организует контроль за ходом исполнения и регуляции правовых нормативных актов, законодательного творчества, исполнительных и других функций власти.

Как писали «Известия», «... нам вообще предстоит отказаться от многих иллюзии. Так, мы уже начали забывать, что  такое официальный ответ о  принятых после выступления газеты мерах. Когда - то именно такими ответами определялась действенность этих выступлений. По ним снимались с постов руководители разных рангов, лишали партбилетов, возбуждались или закрывались уголовные дела, люди получали ордера на квартиры... И советские газеты превращались в удивительный общественный орган, совмещающие в себе функции прокурора и собеса, суда и церкви»1.

Прямо или косвенно ответственные  за состояние дела должностные лица, опасаясь негативных санкций со стороны  выше стоящих структур управления, реагировали на выступления СМИ общепринятым в системе бюрократическим способом: обсуждали, разрабатывали план мероприятий, применяли формальные негативные санкции и, главное, отвечали редакциям.

Обнаруживается принципиальное отличие  четвертой власти от законодательной, исполнительной и судебной: властные начала СМИ обусловлены двусторонностью и полифункциональностью прямых и обратных связей. СМИ выполняют посредническую функцию между высшими эшелонами власти и народными массами, реализуют организующую роль между различными структурами власти, ориентируют оба крайних социальных образования в лице властных структур, с одной стороны, и в лице народа, исполнителей воли власти, с другой. Во-вторых, СМИ сами живо ориентированы на малейшие изменения в социальной сфере. Они должны быстро реагировать на подвижки в законодательной,    исполнительной    и    судебной    властях,    учитывать настроения   масс.   То   есть   в    основу   деятельности   СМИ   заложены концептуальные начала организации общества.

Являясь одним из социальных институтов общества - журналистика в соответствии со своими функциями способна «оказать глубокое влияние на сознание и поведение аудитории - адресата». Российский исследователь Е.Прохоров предлагает использовать термин  «четвертая власть» в двух смыслах:  без кавычек и  в кавычках1.

 В первом случае СМИ являются  представителями четвертой власти, когда транслируют обязательные  для исполнения решения всех  трех ветвей государственной  власти Он считает в таком   случае  сущность  СМИ -  «это  ее  деятельность  как  социально-контрольного института, вмешивающегося в функционирование институтов государственной власти. В других случаях, когда выступления СМИ не имеют обязательной силы,  следует говорить о  СМИ как о  «четвертой власти»  в   кавычках,   которые  не   несут ироничного   оттенка,   а лишь указывают на ограничительное толкование характера властных полномочий и   воздействий   журналистики.   Кроме   того,   есть   материалы,   которые публикуются изданиями авторитетных социальных  институтов  и  могут стать   основанием   для принятия   важных   государственных   решений. Поэтому   возможно   в   принципе   говорить   о   «властных полномочиях» журналистики в обществе   -   ее    предназначенности    и   способности осуществлять   властные   акции.   Таким   образом,   приходит   к   выводу исследователь,    «четвертая   власть»   -   это   реальная   власть,   хотя   и своеобразная в силу специфики «властных возможностей».

С содержательной точки зрения СМИ  весьма специфичны. Они иначе, чем  другие сферы политического действия, реализуют свое предназначение. Развивая политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов людей, они обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления, участвуют в выработке и принятии законодательных, государственно-административных решений.

В различных политических системах властные структуры всегда тщательно  отбирали информацию. Подача решений  органов политической власти контролируется последней прямыми и косвенными методами, что помогает укреплять легитимность. Поэтому, информация «сверху», как правило, содержит ряд искажений. Это вызывает необходимость разнообразить источники и каналы информации. Существует и поток информации «снизу», через неформальные каналы, который несет данные о мнении масс по тем или иным вопросам.

В СМИ информация «сверху» и «снизу»  существует целостно. Нередко политические потребности выражаются в виде общественного настроения или определенных психологических состояний. Это обстоятельство учитывается средствами массовой информации, они усиливают общественное мнение или, наоборот, ослабляют его.

 

2. Роль СМИ в политической жизни

 

В глубокой древности практически  не существовало надежных каналов для обмена информацией между разными странами и культурами. Прогресс в таких условиях двигался очень медленно. Прежде чем о важном изобретении узнают в соседнем государстве, могли пройти десятилетия и столетия. Каждая культура существовала как бы в замкнутом пространстве. Со временем мореплаватели, путешественники начали разрушать эту изоляцию. Так, достижением большей части человечества стали шелк и порох, изобретенные в Китае, математические открытия Древней Греции, редкие плоды (помидоры, картофель и другие) из Америки. Но в средние века сообщение из одной европейской столицы в другую могло идти несколько недель или месяцев.

Рост потребности в новой  информации требовал все более высоких  скоростей. В XVIII-XIX веках в ряде государств распространилось издание газет и журналов. Такие виды средств массовой информации, как радио и телевидение, получили широкое распространение практически только в XX веке. Сейчас нет такого уголка на планете, где невозможно было бы получить теле- и радиосигналы со спутников. Развитие компьютерных сетей буквально перевернуло представления о возможностях доступа к информации. Мы можем за несколько секунд получать информацию из далеких стран. Интернет стал глобальной информационной сетью, не подчиненной государственным границам и благодаря этому с легкостью преодолевающий любые цензурные ограничения. Пресса, телевидение и радио стали важными компонентами жизни современного человека1.

Наличие масс-медиа совершенно изменило представление людей о культуре. Ведь ныне мы можем получать сведения о премьерах фильмов и спектаклей одновременно с их выходом. Телевидение позволяет всем нам следить за событиями, происходящими в самых дальних уголках земного шара. Но, кроме очевидных преимуществ, распространение СМИ породило и ряд проблем.

 Среди них можно выделить  следующие:

-  распространение массовой  культуры;

- уподобление вкусов и интересов  разных людей, стирание индивидуальности;

- утрата национальной культуры  и лучших достижений мировой культуры;

- использование масс-медиа в целях навязывания определенных стереотипов поведения. Ярким примером служит реклама, которая привлекает внимание к товарам и услугам, которые обычному человеку не очень нужны;

- СМИ могут превратиться в  средство манипулирования общественным  мнением. Это подтверждают многочисленные  избирательные кампании. Многие политические скандалы специально раздуваются с целью опорочить определенного кандидат. Информация, даже неподтвержденная и опровергнутая позже, может негативно повлиять на карьеру политика.

Свобода печати — это право свободно распространять информацию и высказывать свое мнение в средствах массовой информации, на радио и телевидении. Благодаря свободе прессы каждый гражданин имеет возможность формировать свое независимое мнение по различным вопросам, что является неотъемлемым условием демократизации общества. Журналисты имеют право высказывать свое мнение, не подвергаясь цензуре или иным ограничениям. При недемократическом режиме допускается лишь существование государственных и лояльных правительству СМИ. В демократических странах законодательно закреплено право на учреждение независимых средств информации

Современные демократические  государства немыслимы без свободной  прессы. В США и некоторых других странах нет газет, теле- и радиоканалов. принадлежащих государству. Но свобода  прессы определяется не только формой собственности издания. Ведь и в таких свободных странах, как Швеция, Финляндия или Италия существуют государственные каналы телевидения. Но это не означает, что они имеют более выгодные условия для своего вещания или ограничиваются возможности частных каналов.

Политическая практика последних  десятилетий показала, какую огромную роль играет пресса в жизни общества. Пожалуй, свобода слова стала  одним из наиболее значимых и ощутимых достижений демократизации. И власти, и экономические структуры, и политики, и простые граждане ощутили, насколько значимо слово, произнесенное с экранов телевизоров, напечатанное в газетах. Поэтому нередки попытки препятствовать журналистам в осуществлении их профессионального долга, некоторые чиновники стремятся оказать давление на издания.

Информация о работе Средства массовой информации в политики