Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:52, контрольная работа
Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .
1. Понятие, основные каналы и функции средств массовой информации в современном обществе
2. Особенности политического влияния средств массовой информации
3. Политическое манипулирование и пути его ограничения
Заключение
Список использованных источников
1. Приоритетность,
важность (действительная и мнимая)
и привлекательность темы для
граждан. В соответствии с
2. Неординарность
фактов. Это означает, что информация
об экстремальных событиях —
голоде, войнах, необычайно жестоких
преступлениях и т.д. —
3. Новизна
фактов. Привлечь внимание населения
в большей степени способны
сообщения, еще не получившие
широкой известности. Это
4. Политический
успех. Согласно этому
5. Высокий
общественный статус. Чем выше
статус источника информации, тем
значительнее считается
Следование СМИ правилам, ориентированным лишь на количество аудитории и победу в конкурентной борьбе, обусловливает их склонность к поверхностному освещению политических событий в погоне за сенсациями и известностью. Взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности.
Создание
такой картины мира во многом зависит
также от способов распространения
информации. СМИ пользуются двумя
основными способами
Дробление
информации, создавая видимость ее
разносторонности и оперативности
подачи, препятствует непрофессионалам
(подавляющему большинству граждан)
сформировать целостную картину
политических явлений или событий.
Оно дает коммуникаторам дополнительные
возможности манипулировать аудиторией,
акцентируя ее внимание на одних сторонах
события и умалчивая или
Фрагментарный
способ подачи информации многие исследователи
считают спецификой телевизионного
жанра, следствием присущего ему
свойства, называемого «давлением визуальности».
Суть этого свойства состоит в
том, что в силу своих аудиовизуальных
возможностей телевидение ориентировано
на передачу главным образом
Такое «разделение
труда» между СМИ было бы вполне
допустимо и даже целесообразно
для демократического общества, если
бы сопровождалось соответствующим
перераспределением времени аудитории
в пользу журналов, газет и книг.
Однако общей тенденцией современного
мира является растущее влияние телевидения
как наиболее привлекательного средства
получения политической и иной информации
и относительное ослабление воздействия
на население печатной продукции
и радиопередач. Так, например, в
ФРГ граждане тратят в 5,3 раза больше
времени на просмотр телепередач, чем
на чтение газет. К тому же телевидение
лидирует среди других СМИ по силе
убеждающего воздействия и
Присущее
телевидению «давление
В результате
такой подачи информации политика чрезмерно
персонализируется, внимание зрителей
концентрируется главным
Фрагментация, ритуализация и персонализация информации уводят телевидение на путь показа внешней, поверхностной стороны политических явлений. Сущностные же взаимосвязи в этом случае не раскрываются. Без должного внимания остается и сам процесс политического волеобразования и принятия решений, составляющий стержень политики.
СМИ обладают
большими возможностями активного
влияния не только на восприятие гражданами
отдельных политических явлений
и событий, но и на их отношения
к политике в целом. Как политическая
пассивность населения в каком-
Опыт
истории показывает, что СМИ способны
служить различным политическим
целям: как просвещать людей, развивать
в них чувство собственного достоинства,
стремление к свободе и социальной
справедливости, способствовать и помогать
компетентному участию в
3. Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую
опасность для граждан и
Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применение. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов — иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.
Мифы
составляют фундамент всей иллюзорной
картины мира, создаваемой манипуляторами.
Так, несущими конструкциями коммунистической
системы манипулирования
В США, по
мнению американского профессора-
Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. К ним относятся не только прямая подтасовка фактов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, но и более тонкие, рафинированные способы: полуправда (когда, чтобы обеспечить доверие аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий), наклеивание ярлыков (когда для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например «империалист», «фашист», «красно-коричневый», «шовинизм» и т.п.) и др.
Существует
множество приемов
Для каждого информационного жанра, наряду с общими приемами манипулирования, существуют и специальные. Телевидение, например, для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным политикам использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом монтирует заснятые кадры. Для скрытого внушения массам определенных политических идей оно нередко организует шумные развлекательные шоу и т.д.
Современные
манипуляторы умело используют закономерности
массовой психологии. Так, один из широко
распространенных и внешне безобидных
манипуляционных приемов, называемый
«спираль умолчания», состоит в том,
чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные
опросы общественного мнения или
другие факты убедить граждан
в поддержке большинством общества
угодной манипуляторам
Манипулирование
широко используется не только в тоталитарных
и авторитарных государствах, где
часто является доминирующим методом
деятельности СМИ, но и в современных
западных демократиях, особенно в партийной
пропаганде и во время избирательных
кампаний. Сегодня ни одна президентская
или парламентская
Как показывают
эмпирические исследования, «средний»
избиратель обычно судит о кандидате
в президенты или парламент по
тому имиджу (образу), который создает
ему телевидение и другие масс-медиа.
В странах Запада, а в последние
годы и в России, успешно развивается
целое направление рекламного бизнеса
— имидж-мейкинг, т.е. создание привлекательных
для избирателей образов
За искусно изготовленной СМИ блестящей рекламной упаковкой избирателю трудно бывает различить истинные деловые и нравственные качества кандидатов, определить их политические позиции. Такого рода рекламно-манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания.
Информация о работе Средства массовой информации в политических процессах