Средства массовой информации в политических процессах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .

Содержание

1. Понятие, основные каналы и функции средств массовой информации в современном обществе
2. Особенности политического влияния средств массовой информации
3. Политическое манипулирование и пути его ограничения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КР политология..docx

— 45.71 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра политологии, социологии и социального управления

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

Тема: Средства массовой информации в политических процессах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Понятие, основные каналы и функции средств массовой информации в современном обществе
  2. Особенности политического влияния средств массовой информации

3. Политическое манипулирование и пути его ограничения

Заключение

Список использованных источников

 

1. Понятие, основные каналы  и функции СМИ в современном обществе

 

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных, технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье .

К СМИ  относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние десятилетия  средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения  спутниковой связи, кабельного радио  и телевидения, электронных текстовых  коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также  индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

СМИ обладают различными возможностями и силой  воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение.

Функции СМИ разнообразны. В любом современном  обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих  политических функций. Пожалуй, важнейшей  из них является информационная функция. Она состоит в получении и  распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов  власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ  сведения (например прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны  государственных органов или  оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан  формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и  других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим  непосредственного отражения в  их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах  и т.п.

Информационная  деятельность СМИ позволяет людям  адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том  случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое  и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных  учреждений — школ, университетов  и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая  человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом  политического образования у  людей могут формироваться и  псевдо-рациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом  обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение  основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан  мирно разрешать конфликты, не ставя  под сомнение общественный консенсус  по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять  функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

Их контрольная  функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в  отличие от государственных и  хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к  нарушителям, их контроль часто не менее  эффективен и даже более строг, поскольку  они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или  иным событиям и лицам.

В демократическом  обществе в осуществлении контрольной  функции СМИ опираются как  на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные  журналистские расследования, после  публикации результатов которых  порою создаются специальные  парламентские комиссии, заводятся  уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только СМИ, но и другими  институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими  не только информационными, но и другими  ресурсами политического влияния. Однако без использования СМИ  и они обычно не в состоянии  выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современном  мире доступ к СМИ — необходимое  условие формирования влиятельной  оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные  силы обречены на изоляцию и неспособны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио  и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых  получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные  выше функции СМИ прямо или  косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг  политических функций СМИ не исчерпывается  вышеназванными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с  других позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная — обслуживание СМИ политики определенных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, — одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих  функций в политической системе  способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность  и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господства правящих слоев и классов.

 

2. Особенности политического влияния  средств массовой информации

 

Неотъемлемой  составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в  большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных  средствах информационного обмена, в установлении и поддержании  постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может  функционировать на основе рыночного  саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств  связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

Хотя  масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и  обществе, в реальной жизни они  достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями  общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и  чувства человека.

В демократических  государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью  информирования и аргументации, построенной  в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах запрещено законом использование  СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти  и вражды, однако и в них различные  политические силы для пропаганды своих  идей и ценностей широко применяют  методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется  в периоды избирательных кампаний.

Живое слово  и зрительный образ обладают большой  силой эмоционального влияния на личность, которое нередко может  затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнократические  режимы, обильно насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием, подавляющим разум человека. Здесь  СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия  или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей  и всем неугодным.

Несмотря  на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого  процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом зависят их последующие действия.

Непосредственное  обладание такой властью —  прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными  агентствами, но и сами добывают и  оформляют их, а также выступают  их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном  мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться  в нем не в состоянии ни отдельный  человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной  массовой аудитории форме и комментирование  — важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том  числе политиков, прямо зависит  от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также  от способа и форм подачи информации.

Одно  из важнейших средств политического  влияния СМИ — определение  тем и направлений дискуссий, концентрирующих внимание общественности и правительства. СМИ обычно сами определяют, что нужно и что  не нужно выносить на суд общественности. Выбор политических тем и требований осуществляется не только в зависимости  от пристрастий и интересов владельцев и руководителей СМИ, но и под  влиянием специфических правил, складывающихся в условиях плюрализма информации в  современном рыночном обществе. В  нем главный критерий успеха СМИ  и условие выживания большинства  из них — внимание публики. Для  того чтобы привлечь это внимание, масс-медиа, подчас даже не осознавая  этого, при выборе тем публикаций и передач обычно руководствуются  следующими общими принципами:

Информация о работе Средства массовой информации в политических процессах