Современные политические идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:14, реферат

Описание работы

Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.

Работа содержит 1 файл

Современные политические идеологии.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

В странах, потерпевших  поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма. Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как “величайший позор” германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали идеи, лозунги, учения, что Германия “превыше всего” и “превыше всех”. Фашистские лидеры успешно использовали этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения. 

Основываясь на исследованиях  по электоральной социологии, американский ученый С.М. Липсет составил портрет-робот избирателя, поддержавшего в 1932 г. в Германии нацистов; самодеятельный представитель средних классов, проживающий на ферме или в небольшом поселении, протестант, ранее голосовавший за какую-то центристскую или регионалистскую партию, враждебно относящийся к крупной промышленности. Пройдет немного времени, и не только тысячи обывателей, описанных Липсетом, но и многие тысячи других представителей немецкого народа превратятся в отзывчивую на фашистскую пропаганду массу. 

Фашизм как идеология  есть крайне эклектичная система  взглядов. К тому же при наличии  общих черт он многолик, несет на себе какие-то национальные особенности. Истории XX в. известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, португальский фашизм диктатора  Салазара (до 1974 г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975 г.) и др. [c.366] Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии. 

Так, для национал-социализма характерна идеализация биологических  законов и попытка перенести  на общество право сильного, царящее  в природе. Фашизм восхищается законом природы, в соответствии с которым можно оправдать власть сильного над слабым. Ценностью здесь является элитарно-иерархический принцип, согласно которому одни рождены повелевать, а другие подчиняться. В данной идеологии всячески восхваляется война, которая ведет к сплочению нации, оправдываются территориальные притязания к другим народам, поощряется империализм как завоевание “жизненного пространства” для переселенной страны. Германский национал-социализм отвергал процесс модернизации и мечтал об “аграрной стране Германии”. Вождизм (принцип фюрерства) означал единство государства, воплощенное в вожде. Всячески превозносился принцип всевластия государственной машины и корпоративного государства. Главным отличием национал-социализма в семействе фашистских идеологий стало наличие в ней теории заговора западных плутократий и большевизма как орудий мирового еврейства против Германии. А также теория о непреодолимости неравенства рас и наций и мировом господстве арийской расы, отождествляемой с германской нацией. 

Так, книга Гитлера  “Моя борьба” круто замешана на национализме и расизме. Гитлер говорил  о немцах как о высшей, избранной  нации. Только немец по своей природе  является истинным человеком, наиболее типичным представителем человечества; только немецкий народ сумел сохранить  свою первозданную чистоту языка  и крови. Еще в XII в. в Германии возникла теория, согласно которой Адам и Ева говорили на немецком языке. Язык германцев появился раньше языка других народов, он чист, тогда как другие языки представляют собой смесь разнородных элементов. 

“Реализация расистских концепций в расистском государстве, – писал Гитлер, – позволит нам  вступить в период процветания: вместо улучшения породы собак, лошадей  или кошек люди займутся улучшением собственной породы; в эту эпоху  истории человечества одни, познав истину, молча совершат акт самоотречения, другие с радостью принесут себя в дар нации. Немецкий народ не имеет иного будущего, кроме мирового господства”5. Истинное отношение к немецкому народу он выразил в январе 1942 г. после поражения под Москвой: “Если немецкий народ не готов сражаться для своего выживания, что ж, тогда он должен исчезнуть”6.[c.367] 

В отличие от немецкого  национал-социализма, стремившегося  создать “тысячелетний рейх”, итальянский  фашизм спекулировал на идее воссоздания  Великой Римской империи. В 1936 г. Муссолини объявил всем итальянцам о великом историческом событии  – завоевании итальянскими войсками африканской страны Абиссинии. “У Италии есть империя!” – возвестил он. Режим Муссолини, помня о дохристианском Риме, имитировал режим цезарей и  времена язычества. 

Одна из основных идей итало-фашизма – идея корпоративного государства. “Наше государство не является ни абсолютным, ни тем более абсолютистским, отстраненным от людей и вооруженным только непреложными законами, какими и должны быть законы. Наше государство – это органическое, человечное государство, самым тесным образом связанное с реальной жизнью”, – писал Муссолини в книге “Корпоративное государство”7. В корпоративной системе экономика организована в контролируемые государством ассоциации труда и капитала, все трудятся “в согласии” с помощью однопартийной диктатуры. Корпоративная система исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. Муссолини ввел в политический язык понятие тоталитаризма, когда сказал, что фашистское государство тоталитарно, т.е. не допускает никакой ассоциации или ценностей, кроме себя. 

В семействе фашистских идеологий несколько особняком  стоит идеология, связываемая с  именем Антониу Салазара – португальского диктатора, правившего страной с 1932 г. до конца 60-х гг. Чтобы представить себе ситуацию в стране до Салазара, достаточно сказать, что с момента провозглашения республики в 1910 г. и до военного мятежа 1926 г., т.е. за 16 лет, в Португалии произошло 16 переворотов. 

Салазар был профессором Коримбского университета. Ввиду бедственного положения страны ему были предложены чрезвычайные полномочия. Используя их, ему удалось постепенно добиться оздоровления экономики. “Один из моих принципов, которому я всегда следую, – отмечал он, – заключается в следующем: никто не может оспаривать правоту главы государства, что означает, что в урегулировании политических проблем есть только один верховный арбитр, чье просвещенное решение является обязательным для всех”. 

Фашизм – сложное  явление, обусловленное многими  факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия  или отсутствия этих факторов, но и  вместе с личностью того политического  лидера, который становится его символическим  выражением. [c.368] 

1. Каковы основные  принципы “классического” либерализма? 

2. Чем отличается  неолиберализм от “классического” либерализма? 

3. Каковы отличительные  черты консерватизма и неоконсерватизма? 

4. Охарактеризуйте  сущность социал-демократических  концепций. Что представляет собой  концепция “демократического социализма”? 

5. Какова роль  политических идеологий в обществе  и политике? [c.369]

Список литературы 

1 Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993. С. 45–46. 

2 Берк Э. Размышления о революции во Франции. С. 59. 

3 Фашизм // Политологический  словарь / Под ред. В.Ф. Халипова. М., 1995. С.156. 

4 См.: Мийон-Дельсоль Ш. Политические идеи XX века. М., 1995. С. 103. 

5 Hitler A. Mein Kampf. Nel, 1934. 8. 404, 641. 

6 Цит. по: Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 345. 

7 См.: Мийон-Дельсоль Ш. Политические идеи XX века. С. 134.

Информация о работе Современные политические идеологии