Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:14, реферат
Либерализм стал исторически первой формой идеологий в Новое время. Он оформился в борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего времени либерализм является одним из ведущих направлений в области социально-философской, политической мысли и одним из влиятельнейших социально-политических течений.
Современные политические
идеологии
Ирхин Ю.В., Зотов
В.Д., Зотова Л.В.
“Идеология –
орудие “духовного княжения” той
или иной политической силы”.
Макиавелли
§ 1. Либерализм
Важными политическими
идеологиями и социально-
Либерализм стал
исторически первой формой идеологий
в Новое время. Он оформился в
борьбе против феодальных порядков в XVII–XVIII
вв. С тех пор вплоть до настоящего
времени либерализм является одним
из ведущих направлений в области
социально-философской, политической
мысли и одним из влиятельнейших
социально-политических течений.
К “классикам” либерализма
относятся Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Д.С.
Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. де Токвиль
и др. Многие представители современной
западной политической науки относят
себя к либералам.
Говоря о либерализме,
как, впрочем, и о других идеологиях,
следует говорить не о единой доктрине,
а о целом “семействе” близких
и родственных друг другу взглядов
и политических позиций. Это объясняется
не только естественными различиями
во взглядах отдельных его представителей,
но и развитием либерализма во
времени, его попыткой в свете
некоторых общих исходных принципов
и представлений давать ответы на
вызовы, которые ставит развивающаяся
общественная практика.
Либерализм –
это прежде всего идеология Просвещения,
контрмодель абсолютизма. Либералы выступили
против социального базиса абсолютизма
– сословного порядка и сословных привилегий.
Основываясь на христианской доктрине
и идеях стоической философии о “естественном
праве” (с их принципами свободы и равенства
всех людей), либералы расширили их до
“основных прав личности”. [c.348] “Права
личности” – это язык юридической аксиологии.
Для либерализма вообще характерно говорить
о проблемах на языке права и в самом праве
находить главное средство решения этих
проблем.
Теоретическое ядро
либерализма составляют: 1) доктрина
“естественного состояния”; 2) теория
“общественного договора”; 3) теория “суверенитета
народа”; 4) неотъемлемые права человека
(жизнь, свобода, собственность, сопротивление
угнетению и т.д.).
Основными принципами
либерализма являются: абсолютная ценность
личности и ее приверженность свободе,
выраженной в правах человека; принцип
индивидуальной свободы как социальной
выгоды, т.е. выгоды для всего общества;
закон как сфера реализации свободы,
уравновешивающий права отдельного
человека и других людей, как гарантия
безопасности; господство закона, а
не людей, сведение вопросов власти к
вопросам права; разделение властей как
условие господства закона, независимость
судебной власти, подчинение политической
власти судебной; верховенство закона
как инструмента социального контроля;
приоритет прав человека над правами государства.
Развитие либеральных
принципов находит свое отражение
в многообразных теориях, создаваемых
убежденными сторонниками либерализма.
Так, например, принцип индивидуальной
свободы как социальной выгоды нашел отражение
в теориях свободного рынка, религиозной
терпимости и др. Названные выше либеральные
принципы трактовки закона получили свое
выражения в теориях конституционного
закона, правового государства и др. А
принцип приоритета прав человека над
правами государства получил развитие
в теории “государства ночного сторожа”,
в соответствии с которой необходимо ограничить
объем и сферы деятельности государства
защитой прав человека, его жизни, собственности,
безопасности.
Главной ценностью
либерализма является свобода. Свобода
является ценностью во всех идеологических
доктринах, только вот трактовка
свободы как ценности современной
цивилизации у них существенно
различается. Свобода в либерализме
– это явление из экономической
сферы: под свободой первоначально
либералы понимали освобождение индивида
от средневековой зависимости от
государства и цехов. В политике
требование свободы означало право
поступать до собственной воле и, прежде
всего, право в полной мере пользоваться
неотъемлемыми правами человека, ограниченное
лишь свободой других людей. Раз в фокус
зрения либералов попал такой ограничитель
свободы, как другие люди с равными правами,
то отсюда следовало, что идея свободы
дополнилась требованием равенства (равенство
как требование, но не эмпирический факт).
[c.349]
Свобода в либерализме
трактуется как внешняя свобода
(свобода поступка, действия); негативная
свобода (“свобода от” – от угнетения,
эксплуатации и т.д.); абстрактная
свобода – как свобода человека
вообще, любого человека; индивидуальная
свобода; наиболее важный вид свободы
– свобода предпринимательства.
Несмотря на наличие
общих либеральных ценностей и принципов
в западном классическом либерализме
XVII–XVIII вв. обозначились серьезные разногласия
в трактовке перечня и иерархии неотъемлемых
прав человека, в том числе и по вопросу
об их гарантиях и формах реализации. В
результате возникло два течения: буржуазно-элитарное,
отстаивающее интересы и права собственников
и требующее невмешательства государства
в социально-экономические отношения,
и демократическое, полагающее, что поскольку
права должны быть распространены на всех,
то государству необходимо создавать
для этого условия. До конца XIX в. в либерализме
господствовало первое направление, исходящее
их понимания частной собственности как
неотъемлемого права человека и защищающее
идею о том, что политические права должны
предоставляться только собственникам,
которые будут добросовестно распоряжаться
национальным богатством страны и принимать
разумные законы, поскольку за результаты
своей политической деятельности им есть
чем отвечать: своей собственностью. Манчестерская
школа классического либерализма первой
половины XIX в. с ее проповедью рыночного
детерминизма или социал-дарвинистская
школа конца XIX – начала XX в., основателем
которой являлся Г. Спенсер, являются характерными
примерами этого направления. В США последователи
этих взглядов удерживали свои позиции
до 30-х гг.
Демократическое направление
в либерализме развивалось Б.
Франклином и Т. Джефферсоном в США.
Борясь за воплощение “американской мечты”,
либерально-демократическое правительство
США в 60-х гг. XIX в. при президенте А. Линкольне
одобрило акт о праве каждого американца
старше 21 года на приобретение в полную
собственность 64 га земли из государственного
фонда, положившее начало успеху фермерского
пути в сельскохозяйственном производстве.
Демократическое направление усилило
свои позиции и стало доминирующей формой
либерализма на рубеже XIX-XX вв. В этот период
оно вело активный диалог с социализмом
и заимствовало у последнего ряд важных
идей. Демократическое направление выступило
под именем “социального либерализма”.
С позиций социального
либерализма выступал, например, М.
Вебер. Среди политических деятелей,
разделявших убеждения
1. Частная собственность
имеет частно-общественную природу,
поскольку в ее создании, умножении, охране
участвуют не только собственники.
2. Государство вправе
регулировать
3. Либеральная теория
промышленной демократии
4. Классическая либеральная
теория государства как “
5. Важное место
в современном либерализме
Либерализм существует
не только как идейно-политическое
направление мысли, отвечающее потребностям
развития современной цивилизации
(однако крайним упрощением было бы
считать либерализм лишь отражением
капитализма), но и как идейно-политическое
течение. Первые политические партии либералов
возникли в XIX в. В 1947 г. 19 партий-учредителей
и еще 13 партий, стоящих на либеральных
позициях, объединились в “Либеральный
интернационал” и выступили с
программным “Манифестом
§ 2. Консерватизм и
неоконсерватизм
Понятие “консерватизм”
имеет два основных значения: 1) сохранение
и поддержка того, что представляется
человеку ценным; 2) своекорыстная апологетика
прошлого, направленная на сохранение
привилегий, имевших место в прошлом.
Классический консерватизм
возник в XVIII в. в Англии в ответ
на идеологию либерализма. Его основатель
– Эдмунд Берк (1729–1797). Во Франции к консерваторам
такого типа принадлежали Ж. де Местр и
Л. де Боланд. В 1790 г. в самом начале Французской
революции, еще до казни королевской семьи
и развертывания якобинского террора,
Берк написал “Размышления о революции
во Франции”, где сформулировал главные
принципы консерватизма. Рассмотрим эти
принципы.
Дух всеобщего радикального
обновления, конфискация собственности,
гибель религии, дворянства, семьи, традиций
– всего этого опасался Берк и
все это он нашел во Французской революции.
Его поразил яростный дух парижан, который,
если только это не случайность, а проявление
характера, заслуживал, по его мнению,
твердой господской руки, а не свободы.
“Абстрактно рассуждая, – писал Берк,
– твердая власть так же хороша, как и
свобода... Должен ли я сегодня поздравлять
эту страну с освобождением только потому,
что абстрактно свобода может быть отнесена
к благу человечества?.. Я воздержусь от
поздравлений Франции с обретенной свободой,
пока не буду знать, как новая ситуация
отразилась на общественных силах; управлении
страной; дисциплине в армии; на сборе
и справедливом распределении доходов;
на морали и религии. Значение свободы
для каждого отдельного человека состоит
в том, что он может поступать так, как
ему нравится: мы должны понять, что ему
нравится, прежде чем пришлем поздравления,
которые в скором времени могут обернуться
соболезнованиями”1. Берк всячески превозносил
английские порядки, отмечал, что завоевания
свободы были наследством, полученным
от праотцов (начиная с Великой хартии
вольностей 1215 г.). [c.352] Почитание гражданских
институтов (в том числе сохранение монархии,
наследственного пэрства) основано на
уважении индивидуума. Уважая своих отцов,
говорил Берк, вы научитесь уважать себя
и не будете говорить о французах как нации,
которая родилась и пребывала в рабстве
до 1789 г. Ум Отдельного человека слаб и
ему лучше черпать из общего фонда, хранящего
веками приобретенную мудрость нации.
Берк внимательно изучил
состав Национального собрания. Среди
депутатов было несколько человек блестящих
талантов, но ни один из них не имел опыта
в государственном управлении. Основная
масса состояла из низких, необразованных
слоев, полуграмотных провинциальных
адвокатов, деревенских нотариусов, технических
исполнителей – из людей, не привыкших
к самоуважению, не рискующих никакой
завоеванной репутацией. “Можно ли сомневаться,
– спрашивали отвечал Берк, – что они
любой ценой, даже в ущерб государственным
интересам, в которых ничего не понимают,
не начнут преследовать личные выгоды,
в которых разбираются слишком хорошо”2.
Те, кто покушаются
на ранги, никогда не достигают равенства.
Во всех обществах, состоящих из разных
категорий граждан, одна должна доминировать.
Уравнители искажают естественный порядок
вещей. Желания большинства и его интересы
различны. Французы закладывают мину,
которая взорвет все древние образцы,
– права человека. Имея право на. все, люди
хотят получить все. Дать свободу легко,
но создать свободное государство, т.е.
регулировать противоположные элементы
свободы и сдерживания, развивать все
науки и искусства, все добродетели –
а такова цель государства, созданного
по воле Бога, – такая цель достигается
только многими поколениями.
Берк отнюдь не реакционер,
он сохраняет много из концепции свободы,
даже либералы охотно его цитируют. Но
он считает, что лучшие результаты достигаются
не при революционном, а при эволюционном
развитии общественных институтов. Он
оценивает прошлое так, будто рассматривает
галерею с портретами предков.
Основными принципами
консерватизма, которые мы можем
найти уже у Э. Берка, являются:
ограниченность сферы человеческого разума
в переделке мира, созданного Божественной
волей, что предполагает существование
высшего морального закона, которому человек
обязан следовать; вытекающая отсюда необходимость
подчинения человека государственной
власти; власть как справедливость природы;
греховная природа человека, требующая
обуздания его страстей; естественное
неравенство людей, выводящее на существование
общественных классов и групп; включенность
человека в коллективные структуры, в
том числе его уважение (подчинение) традициям
предков. [c.353]
Исходя из этих принципов,
можно назвать и основные ценности
консерватизма: история, жизнь, закон,
порядок, дисциплина, общественная стабильность,
традиции, семья, нация, государство
и общество, власть, иерархия, религия.
В своем исследовании
консерватизма К. Мангейм показал
эволюцию консервативной мысли, выразившуюся,
в частности, в ее трактовке главной
ценности либерализма – свободы.
Консерватизм счел за лучшее не отрицать
свободу как ценность, а придать
ей такое значение, чтобы она не
угрожала одной из главных ценностей
консерватизма – стабильности общества
и безопасности государства. Поэтому
консерватизм сосредоточился на идее
равенства, глубоко скрытой в
либеральной трактовке свободы,
и через доказательство того, что
все люди уникальны и неповторимы
по своим талантам и способностям,
т.е. не равны, стал трактовать свободу
как способность развиваться
без препятствий со стороны других
в соответствии со своей личностью.
А тут, как говорится, кому что
Бог послал.