Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 18:16, курсовая работа
Её целью является первичное обобщение и анализ тех подходов и интерпретаций модернизационной теории, которые в последние десять лет выявились в отечественной политической науке.
Конкретные задачи курсовой работы мною определены следующим образом.
1. Выявление основных подходов в понимании содержания и типологии модернизационных процессов.
2. Анализ и систематизация интерпретаций исторического опыта предыдущей российской модернизации.
Введение
Теория модернизации
История модернизации в России
Сущность модернизации
Понимание модернизации в целом
Понимание российского типа модернизации
5.1 Специфика российской модернизации
5.2 Сравнение российского пути с опытом других стран
Заключение
Список литературы
2) Догоняющая и
неорганичная в странах "
3) Догоняющая и
неорганичная модернизация
4) Форсированная -
в этом случае ставка делается
на ускоренное развитие
5) Частичная - заимствование некоторых элементов цивилизации западного типа (экономических, военных, научно - технических) без глубокого изменения социально - политических отношений, которые сохраняют традиционный характер;
6) Тупиковая или
т.н. тоталитарная модернизация -
т.е. форсированное создание
Под собственно же политической
модернизацией в политической науке
понимают процесс создания эффективных
властных институтов и механизмов,
формирование компетентной и эффективной
бюрократии европейского типа, расширение
участия масс в политике, становление
правового государства и
Американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие основные составляющие и признаки процесса политической модернизации:
1) Структурная дифференциация
(разделение) институтов политической
системы - т.е. появление все
новых политических институтов,
выполняющих строго очерченную
функцию и одновременно тесно
взаимосвязанных и
2) Повышение мобилизационных
способностей политической
3) Повышение способностей
политической системы к
4) Ощутимая тенденция
к политическому равноправию
- т.е. постепенное снятие всех
ограничений (экономических,
Проблема модернизации для России как страны, уступавшей в уровне социально - экономического и культурного развития странам Запада и постоянно стремившейся "приобщиться к Европе", была и остается актуальной до нынешнего времени.
Изучение наследия и опыта предшествующих российских модернизаций позволяет выделить следующие их характерные черты:
1)В истории России
неоднократно предпринимались
2) Модернизация в
России, как правило, имела
3) Модернизация, как
правило, была вызвана внешней
угрозой и необходимостью
4) Модернизация имела
частичный и потребительский
характер - у наиболее развитых
стран Европы и Запада
5) Российская модернизация
традиционно являлась
6) Практически каждая
попытка осуществления
Характерными чертами
современной российской модернизации,
начавшейся преобразованиями последнего
Генерального секретаря ЦК КПСС и
президента СССР М. С. Горбачева ("перестройка",
"гласность" и "ускорение") и
продолжающейся в рамках "радикальных
демократических
1) Протекает в условиях
ослабления государства и
2) Политическая реформа
происходит одновременно с
3) Социокультурная среда и менталитет общества (криминализация массового сознания, инфантильно - патерналистские комплексы, связанные с надеждами на опеку государства, социальная апатия (безразличие и потеря смысла жизни)) явно не способствуют осуществлению радикальных рыночных преобразований;
4) Отсутствие экономически
свободного, самостоятельного и
ответственного индивида либо
непрочность его социального
положения в современной
5) Явная утопичность
и не реализуемость в
6) Разрушение промышленного и образовательного потенциала ("утечка мозгов" и др.) - вместо цивилизованных рыночных отношений в России утверждается "дикий капитализм", архаические формы бизнеса и товарно - денежных отношений (тип "купи - продай").
4. Понимание модернизации в целом
модернизация политический российский интерпретация
Современные исследователи,
как отечественные, так и зарубежные,
по-разному объясняют
Практически всех авторов,
исследующих процесс
Одним из «родоначальников»
теории модернизации является один из
самых влиятельных американских
политологом Сэмюель
Хантингтон, безусловно, не является сторонником проведения модернизации по пути Запада. «Запад - считает автор, - занимает среди цивилизаций особое место, оказывая на них серьезное и временами разрушительное воздействие. Взаимосвязь между могуществом и культурой Запада и могуществом и культурой других цивилизаций оказывается наиболее примечательной характеристикой сегодняшнего мира. По мере относительного усиления мощи других цивилизаций привлекательность западных ценностей уменьшается, а не западные народы испытывают все большее доверие и приверженность к своим собственным коренным культурам. Поэтому главная проблема взаимоотношений между Западом и остальным миром заключается в том, что его усилия (и в особенности США) по продвижению западной культуры предпринимаются на фоне объективно сокращающихся возможностей в этой области». Политическая модернизация, которую Хантингтон понимает как "демократизацию политических институтов общества и его политического сознания" обуславливается, на взгляд автора, целым рядом факторов социального характера. Какими бы мотивами не руководствовалась правящая элита, начиная реформы, они почти всегда ведут к вполне детерминированным изменениям. Любые шаги, направленные на социально-экономический прогресс, неизбежно способствуют заимствованию передовых идей.
Другой видный зарубежный исследователь в области теории модернизации - Д. А. Растоу. В своей статье 1970 года «Переходы к демократии: попытка динамической модели» он обрисовал некую модель модернизации, которая была в значительной мере основана на исследовании опыта Швеции -- западной страны, осуществившей переход к демократии в период между 1890 и 1920 гг., и Турции -- вестернизирующегося государства, где процесс демократизации начался около 1945 г. и продолжался на момент написания статьи. Отправной точкой и предварительным условием демократизации Растоу называет национальное единство. «Национальное единство -- плод не столько разделяемых всеми установок и убеждений, сколько небезучастности и взаимодополненности». Динамический процесс демократизации в собственном смысле слова -- при наличии указанного выше предварительного условия -- запускается посредством длительной и безрезультатной политической борьбы. Подобная борьба чаще всего начинается вследствие появления новой элиты, поднимающей угнетенные и лишенные ранее руководства социальные группы на согласованное действие. (Опять же, толчок к реформам дает элита). Результатом же борьбы явится конечная необходимость страны сделать выбор, причем именно в пользу демократии, которая у автора синонимична модернизации, прогрессу, процветанию и т.д. Решение в пользу демократии проистекает из взаимодействия нескольких сил. Охранительные силы могут уступить из опасения, что, продолжая сопротивляться, они в конечном итоге обрекут себя на гораздо большие потери. (Подобными соображениями руководствовались английские виги в 1832 г. и шведские консерваторы в 1907 г.). В свою очередь, радикалы способны принять компромисс в качестве первого "взноса", будучи уверены, что время работает на них и другие "взносы" неизбежно последуют. Затем наступает «фаза привыкания», за которую стабилизируется экономическое, социально-политическое состояние общества и психологический настрой его членов. Таким образом, модель Растоу показывает, что при переходе к демократии последовательность процессов должна быть следующей: от национального единства как подосновы демократизации, через борьбу, компромисс и привыкание -- к демократии.
Информация о работе Современная российская модернизация: причины, механизмы, специфика