Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти.

Содержание

Введение 2
1. Аграрная политика как составная часть экономической политики 3
2. Предмет и методы аграрной политики 5
3. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики 10
4. Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

559 современная аграрная политика.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

       Важная  проблема – финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью  доходов, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных  инвестиций; затруднен доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых и информационных ресурсов. Высок  удельный вес убыточных предприятий, рентабельность в сельском хозяйстве  ниже, чем в целом по экономике, при том что риски в аграрном секторе, наоборот, – выше, чем в других отраслях.

       Замедление  роста в сельском хозяйстве, узость альтернативной занятости, исторически  сложившийся низкий уровень социальной инфраструктуры и неравные с городом  условия развития человеческого  капитала обусловили обострение социальных проблем деревни. Высока смертность сельского населения, продолжительность жизни ниже, чем в городе. Около 50% сельских жителей имеют среднедушевые располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня. Разрыв между городом и деревней по уровню бедности не сокращается, а растет. Наблюдается социальное опустынивание многих сельских территорий. Депопуляция характерна для большей части Европейской России (особенно сильна на Северо-Западе), а также отмечается на юге Западной Сибири.

       Осознание этих рисков и стремление их преодолеть обусловило ряд перемен в аграрной политике после 2000 г., а именно: рост аграрного бюджета, регулирование  земельного и зернового рынка, квотирование импорта, реструктуризацию долгов сельхозпроизводителей, расширение их доступа к кредитным  ресурсам, проведение в 2006 г. Всероссийской  сельскохозяйственной переписи, осуществление  приоритетного национального проекта  «Развитие АПК» и, наконец, принятие Федерального закона «О развитии сельского  хозяйства», в соответствии с которым  принята Государственная программа  развития сельского хозяйства и  регулирования агропродовольственных рынков на 2008–2012 годы.

       Объем поддержки сельского хозяйства  из Федерального бюджета за пять лет  увеличится в 2 раза, а доля расходов на сельское хозяйство в федеральном  бюджете – до 1,5%. В наибольшей степени возрастает финансирование устойчивого развития сельских территорий (в 5,7 раза), а наиболее крупной статьей  расходов является субсидирование выплат процентных ставок по кредитам (33% ресурсов). Кроме этого, предполагается в тех  же объемах софинансирование мероприятий  Госпрограммы со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Важное  новшество программы – выделение  приоритетных отраслей и ориентация на растущие рынки. В качестве приоритетного  направления выбрано животноводство, что обусловлено прежде всего растущим спросом на животноводческую продукцию по мере роста доходов населения.

       Увеличение  объемов господдержки – необходимое, но далеко не достаточное условие  развития сельского хозяйства. Большое  значение имеет совершенствование  институциональных условий развития отрасли, в том числе и механизмов распределения государственных  ресурсов. Поэтому программа содержит целый раздел по созданию более благоприятных  общих условий функционирования отрасли, среди которых следует  прежде всего назвать информационное обеспечение, разработку технических  регламентов и стандартов, развитие ипотеки.

       Нерешенной  структурной проблемой является отсутствие единых правил поддержки  сельского хозяйства на региональном уровне, а через субъекты Российской Федерации распределяется все большая  часть консолидированного аграрного  бюджета. Как следствие, сложилась  чрезмерная дифференциация уровня субсидирования производства по регионам страны как в целом по сельскому хозяйству, так и по его отдельным отраслям. Это ставит производителей в неравные условия, приводит к деспециализации производства, разрыву общего рыночного пространства, межрегиональным торговым конфликтам.

       Выводы  напрашиваются сами: необходимо дальнейшее увеличение доли федерального центра в консолидированном аграрном бюджете, формирование более четких правил распределения  средств между предприятиями.  
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного  и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной и духовной.

     Сложность экономической политики заключается  в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает  многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую  систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.

     В рамках каждой сферы экономическая  политика конкретизируется и реализуется  как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д.

     Аграрная  политика – составная часть экономической и общей политики государства. Формируется аграрная политика в тесной связи с другими составляющими политики – внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д.

     Аграрная  политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов. 
 

 

      Список использованной литературы 

  1. Аграрная  политика (Запад, Восточная Европа, Россия). Ч. 1, 2: Обзорн. Информ / Под ред. В.И. Назаренко. – М: ВНИИТЭ Иагропром, 2000
  2. Аграрная политика. Курс лекций / Под ред. В.И. Новичкова. – М: Союз, 1997
  3. Зинченко А.П. Аграрная политика – М «КолосС», 2004 
  4. Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2000 г. – №6. - С. 5–13.
  5. Концепция аграрной политики Российской Федерации (проект). – М: ВНИИЭСХ, 1999 
  6. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России-М.: 2002 
  7. Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. – Саратовский университет, 2000 
  8. Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001
  9. Петриков А. В. Современная аграрная политика и её влияние на социальную структуру деревни. Журнал “Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий” № 7 - 2009

Информация о работе Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни