Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:52, реферат
Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти.
Введение 2
1. Аграрная политика как составная часть экономической политики 3
2. Предмет и методы аграрной политики 5
3. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики 10
4. Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза – 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели.
В
мае 2002 года Министерство сельского
хозяйства РФ инициировало создание
общероссийской общественной организации
– Российское аграрное движение (РАД).
Его цель – быть выразителем и защитником
интересов миллионов тружеников села
и агропромышленного комплекса. По мнению
некоторых политиков, появление организации,
созданной министерской номенклатурой,
может привести к дестабилизации в аграрном
движении.
3.
Объекты, субъекты и
структурные элементы
аграрной политики
Аграрная политика
как единое целое состоит из ряда
взаимосвязан ых частей, или структурных
элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной,
продовольственной и
Таблица
1. Аграрная политика
Структурные элементы | Объекты аграрной политики |
сельскохозяйственная |
|
агропромышленная |
|
продовольственная |
|
внешнеэкономическая |
|
Представленные
объекты могут быть логически
объединены в такое понятие, как
«рынок сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия», существующий
вне зависимости от того, реализуется
определенная аграрная политика или
нет. Воздействуя на различные группы
участников рыночных отношений, государство
влияет тем самым на рыночную ситуацию.
Государство может поддерживать
в качестве приоритетной отрасли
как сельскохозяйственное производство,
так и переработку или
Предприятия
и организации
Основным объектом государственной поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.
В
России исключительной заботой государства
является обеспечение продовольствием
населения районов, находящихся
в зонах вечной мерзлоты и Крайнего
Севера. На данных территориях
К субъектам аграрной политики относятся государственные и общественные институты, принимающие и реализующие агрополитические решения либо оказывающие влияние на их разработку.
Право
принимать решения по вопросам политики
принадлежит высшим должностным
лицам и соответствующим
Государственное регулирование АПК призвано не подменять собой рыночный механизм, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, одновременно выступающих в качестве субъектов рынка.
Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить на три большие группы:
Особо
необходимо отметить роль аграрной науки
в качестве субъекта аграрной политики.
Как правило, во всех странах аграрная
наука развивается на государственных
научно-исследовательских
Разработка аграрной политики должна осуществляться на основе научных исследований, чтобы ее по праву можно было бы назвать научной. То есть основу аграрной политики в обязательном порядке должен быть положен принцип научности.
Говоря
о субъектах аграрной политики, нельзя
обойти вниманием и средством
массовой информации, во многом формирующие
общественные мнения, соответствующие
отношения к тем или иным программам,
действием, решением власти, политических
партий, политиков и т.д. Нельзя также
сбрасывать со счетов и потенциал конструктивной
критики, реализуемой через СМИ.
4.
Современная аграрная
политика и ее
влияние на социальную
структуру деревни
В современном мире
роль сельского хозяйства в
Россия
обладает одним из крупнейших в мире
сельскохозяйственных потенциалов. У
нас сосредоточено 8,9% пашни, 2,6% пастбищ,
8,3% производства минеральных удобрений
(правда, потребляется всего 1%). Доля страны
в мировом сельскохозяйственном
производстве несколько ниже: в производстве
молока и корнеплодов – около
5%; зерновых, зернобобовых, яиц –
около 3%; мяса – около 2%. Это говорит
о том, что имеющиеся
В
последние 35 лет сельское хозяйство
России развивалось крайне неустойчиво.
В период 2001–2005 гг. по сравнению
с 1976–1989 гг. (в среднегодовом исчислении)
увеличилось лишь производство семян
подсолнечника, овощей, плодов и ягод;
осталось на прежнем уровне производство
яиц. Производство остальных продуктов
сократилось, в т.ч. зерна – на
25,4%, мяса – на 40,3%, молока – на 32,4%.
На общий регресс сельского
Наращивание
материально-технической
Все
меры, принимавшиеся по решению этих
назревших проблем в рамках старой
системы хозяйствования, не приносили
успеха. Основной причиной сложившегося
положения являлось отчуждение непосредственного
производителя – крестьянина
от главного средства производства –
земли и огосударствление аграрных
отношений. Для большинства специалистов
и политиков становилось все
более ясным, что советская модель
аграрных отношений требует
Аграрная
реформа в России официально берет
свое начало с принятия в конце 1990
г. программы возрождения
Новый
этап реформы датируется декабрем 1991
г. Главными событиями этого этапа
стали либерализация
В
конце 1994 г. процесс аграрного
В течение 1995–1996 гг. были приняты новые меры для реального наделения собственностью владельцев земельных долей и имущественных паев, но и они, однако, не имели успеха до принятия в 2002 г. федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного значения» и новой редакции Земельного кодекса, открывшего дорогу рынку сельскохозяйственных земель.
В результате этих преобразований в аграрном секторе созданы основы рыночной экономики, произошли существенные структурные сдвиги. Стал реальностью институт частной собственности на землю. В собственности физических и юридических лиц находятся более 129 млн га земель сельскохозяйственного назначения – 32,3% их общей площади.
В
течение последних 15 лет значительно
уменьшилась доля крупных агрохозяйств
в производстве сельскохозяйственной
продукции и одновременно удвоился
вклад личных хозяйств населения. При
этом мелкие крестьянские хозяйства (фермы)
все еще производят незначительную
часть продукции. Понятно, что подобная
структура
Экономический
рост в сельском хозяйстве (как и
в экономике в целом) начался
после дефолта 1998 г. Девальвация
рубля сделала
Сохраняются неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, и, прежде всего, неудовлетворителен уровень развития рыночной инфраструктуры, изношены производственные фонды, растут цены на основные потребляемые отраслью ресурсы и услуги.
Информация о работе Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни