Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:52, реферат

Описание работы

Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти.

Содержание

Введение 2
1. Аграрная политика как составная часть экономической политики 3
2. Предмет и методы аграрной политики 5
3. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики 10
4. Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

559 современная аграрная политика.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 2

1. Аграрная политика  как составная  часть экономической  политики 3

2. Предмет и методы  аграрной политики 5

3. Объекты, субъекты  и структурные  элементы аграрной  политики 10

4. Современная аграрная  политика и ее  влияние на социальную  структуру деревни 13

Заключение 19

Список  использованной литературы 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Под термином «политика» (от греч. Politika – государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики – обретение, удержание и использование государственной власти. Государству как управляющей системе общества принадлежит решающая роль в определении приоритетов, целей и задач общественного развития, а также в разработке и реализации системы конкретных мер по их достижению. Различают внешнюю и внутреннюю политику, с помощью которых решается задача сохранения и упрощения существующей в государстве системы общественных отношений. Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности – политической, экономической, социальной и духовной. Экономике принадлежит исключительная роль в обеспечении жизни общества как сфере производства и воспроизводства, материальных благ. Экономическая жизнь общества развивается по специфическим законам, однако отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ в истории человечества всегда имели социально – политическую окраску. Это вынуждало государственную власть в той или иной степени вмешиваться в экономические процессы, осуществлять их корректировку и регулирование, то есть разрабатывать и осуществлять эко6омическую политику. 
 

 

      1. Аграрная политика  как составная  часть экономической  политики 

     Экономическая политика – это поведение государства  в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических  процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный  подходы. Позитивный подход служит базой  для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению  ситуации путем разработки соответствующих  рецептов, политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.

     Сложность экономической политики заключается  в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает  многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую  систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.

     В рамках каждой сферы экономическая  политика конкретизируется и реализуется  как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.

     Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи:

     – стимулировать макроэкономический рост и стабильность;

     – создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру;

     – корректировать равновесие рынка в тех ситуациях, когда механизм его саморегуляции дает «сбои».

     Аграрная  политика – составная часть экономической и общей политики государства.

     В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к  пониманию сущности аграрной политики.

  1. В узком смысле слова под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики.
  2. В широком смысле слова в аграрную политику включают:

     – политику развития аграрного сектора;

     – продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

     – агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;

     – внешнеторговую аграрную политику.

     В этой связи аграрная политика может  быть определена как совокупность принципов  и действий, которые проводит государство  в решении комплекса проблем, связанных с функционированием  агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ  и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Предмет и методы аграрной политики 

     При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

     – отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

     – спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

     – состояние инфраструктуры рынка;

     – соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

     – соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

     – развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

     – необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.

     Предмет аграрной политики – это те стороны социально – экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

     Методы  аграрной политики – это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК.

     Задачами  государственного регулирования АПК  являются:

     – стабилизация и развитие агропромышленного производства;

     – обеспечение продовольственной безопасности страны;

     – формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

     – улучшение продовольственного обеспечения населения;

     – поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

     – сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

     – защита отечественных товаропроизводителей.

     По  способу функционирования различают  методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику.

     Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором  субъекты экономики вынуждены принимать  решение, основанные не на самостоятельном  экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера  могут быть названы изменения  в налоговом законодательстве, все  возможные административные ограничения  в области контроля качества продовольствия и т.д.

     Методы  прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех  в рыночном процессе.

     Методы  косвенного воздействии проявляются  в том, что государство прямо  не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических  решений, которые соответствуют  целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов  заключаются в том, что они  не нарушают рыночную ситуацию, состояние  динамического равновесия.

     Аграрная  политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов.

     Носители  интересов – это отечественные  товаропроизводители и потребители  сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия.

     Выразители  интересов также достаточно сложная  и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.

     Группы  выразителей интересов не случайно называют группами давления. У них  есть еще и третье наименование – лоббирующие организации.

     Лоббизм-это  повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном  регулировании.

     Лоббирующие организации, как правило, устанавливают  тесные отношения с таким влиятельным  в общественном «классом», как государственная  бюрократия.

     Бюрократия – это слой служащих – профессионалов, принимающих непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия – влиятельный слой общества.

     Политики  выступают первыми в ряду субъектов, формирующих аграрную политику государства. Политики и бюрократия стремятся  к поддержке агропродовольственного сектора в ожидании политических и общественных дивидендов.

     Из  общественно-политических организаций  наиболее влиятельны в сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с  мест на базе бывшего Аграрного союза. Основная его цель – представление и защита интересов сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях.

     В конце 80-х годов была создана АККОР – Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством.

     В Российской Федерации первым лоббистом  интересов сельского хозяйства  в Правительстве перед лицом  Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского  хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение  бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ.

     В 2002 году в нашей стране насчитывалось  свыше 45 отраслевых союзов АПК, 36 из которых  входили в Ассоциацию союзов АПК  России. Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в  них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры.

     Один  из первых и наиболее удачных союзов – союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России.

Информация о работе Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни