Социальные обязательства государства. Социальная политика и социальные реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране

Содержание

Введение
Сущность, структура и функции социальной политики.
Социальная политика: реформы и обязательства.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья.
Заключение
Список литературы
Введение

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

В сфере здравоохранения  все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг  – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о  ставшей традиционной частной стоматологической  практике, но и об оплате диагностических  обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. По этому до 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. В тоже время финансовое положение сферы здравоохранения лучше, чем образования и культуры. Одновременно доля средств населения в оплате мед. услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.  

Из подобного положения  существует два выхода: - либо менять закрепленные в конституции гарантии предоставления бесплатной мед. помощи, либо увеличить объемы финансирования. Исходя из этого, предлагается три варианта реформирования здравоохранения:

  • консервативный предлагает сохранение формально бесплатной медицины, свертывание системы обязательного мед. страхования, частичное восстановление вертикали административного управления системой здравоохранения.
  • радикальный означает пересмотр государственных гарантий, окончательный переход к обязательному мед. страхованию, реструктуризации сети мед. учреждений, по душевой налог с населения для обеспечения функционирования системы здравоохранения.
  • умеренный основан на сохранении формально бесплатной медицины, введении территориального планирования, снижение затрат в этой сфере.

 

Предполагается официальный  переход к согласованной долевой  оплате мед. помощи за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования на основе единых тарифов.  

Еще более неудовлетворительный итог проводимой реформы оплаты жилья  – давление платежей за жилье сильнее  на те семьи, которые находятся в худших жилищных условиях. Задолженность чаще встречается у семей с более низким жилищным статусом: живущих на меньшей площади, в неприватизированных и коммунальных квартирах. Почти все едины в том, что к должникам за жилье нужен избирательный подход с учетом состава их семей. В целом преобладает неприятие политики, проводимой за последние годы в сфере оплаты жилья и коммунальных услуг. Величина платежей за жилье практически не зависит от качества жилья, объема и качества предоставляемых коммунальных услуг, не увязано с уровнем доходов и со стоимостью жизни. Социально защищенное действие механизма жилищной компенсации мало влияет на проблемы долгов по квартплате.

 

 

Заключение

 

В настоящее время возрастает роль социальной политики государства, включающей в себя: социальную поддержку и защиту населения, а также распределение национального дохода в пользу малообеспеченных слоёв общества.

В условиях кризиса, сопровождающегося безработицей, снижением оплаты труды и падением уровня жизни, необходимость и роль социальной политики государства становится особенно актуальной.

Кроме того, социальная политика направлена не просто на защиту человека от социальных рисков, но и на недопущение  резкого материального и социального  неравенства.

Одним из основных источников пополнения госбюджета и реализации целей социальной политики, являются обязательные платежи на социальное страхование. Ставки страховых отчислений, общий уровень платежей на социальное страхование и пропорции распределения общего налогового бремени по социальному страхованию заметно варьируются. В перспективе в России предусматривается изменение системы социального страхования.

Важно заметить, что социальная политика тесно связана с уровнем  развития общества, с целями и задачами которые ставит общество перед собой  в своём социальном развитии. Главная  цель социальной политики в экономическом  ракурсе – это распределение  и перераспределение национального  дохода между социальными группами. Хотя сфера социальной политики многогранна: трудовые отношения, социальная поддержка  и защита, охрана здоровья, образование, культура, наука.

Основной же задачей социальной политики является создание в обществе благоприятного социального климата  и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Социальная политика любого государства направлена на повышение  благосостояния населения страны, снижение уровня бедности и неравенства.

Таким образом, социальную политику государства можно рассматривать  как специфическую деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении  и учёте социальных последствий  экономических, политических преобразований.

 

Список литературы

 

  1. Голубев, Н. Социальный аспект доверия к реформам /Николай Голубев// Человек и труд. – 2008. - № 4. – С. 18-19.
  2. Грачева, О. Место социальной поддержки населения в региональной социальной политике: методологический аспект /Ольга Грачева // Человек и труд. – 2008. - № 1. – С. 9-12.
  3. Гуманизация социальной сферы: монография/ под общ. ред. И.А. Ильяевой, Т.Н. Кузнецовой. – Белгород: крестьянское дело, 2002. – 270 с.
  4. Игнатьев Р. Услуги оказывают на дому / Руслан Игнатьев // Социальная защита. – 2009. - № 4. – С. 3-6.
  5. Кашин В. Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики (социальных инвестиций и социального партнерства) / Владимир Кашин // Человек и труд. – 2009. - № 5. – С. 20-25.
  6. Кузнецова З. Платежи на социальное страхование: опыт транзитных и развитых экономик / Зоя Кузнецова // Человек и труд. – 2008. - № 12. – С. 18-23.
  7. Морозова Е.А. Социальная политика на муниципальном уровне: социологическое измерение / Е.А. Морозова, О.В. Головина // Социальная политика и социология. – 2008. - № 4. – С. 268 – 280.
  8. Пикулин М. Особенности российской модели социальной политики /Максим Пикулин// Человек и труд. – 2008. - № 4. – С. 16-17.
  9. Ржаницына Л. Антикризисные меры социальной поддержки семей с детьми в РФ: федеральный и региональный уровни / Людмила Ржаницына, Сергей Рыбальченко // Человек и труд. – 2009. - № 4. – С. 19-25.
  10. Ржаницына Л. Новый этап социальной политики в России: от преодоления бедности к обеспечению достатка / Л. Ржаницына // Человек и труд. – 2008. - № 8. – С. 8-14.
  11. Роик В. Социальное государство: задачи по реализации прав российских граждан на достойную жизнь/ Валентин Роик // Человек и труд. – 2009. - № 1. – С. 9-15.
  12. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – 3-е изд., стер. – М.: Экзамен, 2006. – 734 с.
  13. Сперанский А. Национальная идея – это наши дети/ Альберт Сперанский // Социальная защита. – 2008. - № 1. – С. 3-6.
  14. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 229 с.
  15. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие/ Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2007. – 213 с.

 


Информация о работе Социальные обязательства государства. Социальная политика и социальные реформы