Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране
Введение
Сущность, структура и функции социальной политики.
Социальная политика: реформы и обязательства.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья.
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная политика, соответственно и деятельность её субъектов на региональном и местном уровнях направлена на решение конкретных проблем населения, отдельных особо нуждающихся социальных групп и граждан.
Состояние социально-экономического
развития, социально-трудовых отношений
при наличии ограниченных финансовых
ресурсов, новых социальных функций
государства требует
Федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в Российской Федерации. Они же устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры. Здесь же разрабатываются целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды, определяют условия и порядок компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией и т.д.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы. Они же обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры; разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры. Именно региональные органы власти реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения.
Развитие процессов бюджетного
федерализма, перераспределения властных
полномочий между Центром и регионами,
приводит к тому, что всё более
позитивную роль играют бюджеты субъектов
РФ. В силу сложившихся обстоятельств
они в настоящее время
Местные бюджеты нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения. В настоящее время это бюджеты выживания. В первую очередь, для слабо защищённых слоев населения.
Таким образом, социальная политика
государства имеет сложную
Кроме того, направления социальной политики охватывают все сферы жизнедеятельности людей и тем самым способствуют созданию благоприятного климата в обществе.
2. Социальная политика: реформы и обязательства
Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.
Социальная политика государства предполагает наличие:
Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.
В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои(всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем, относящемся к так называемой социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.
В России социальные функции
региональных и особенно местных
властей шире, чем во многих других
странах мира, а финансовые ресурсы
на их реализацию минимальны. И выход
из этого тупика должны сделать социальные
обязательства государства, которые
можно определить как конституционную
или законодательную
Использование шоковых методов
рыночных преобразований, обнаружило
острейшие проблемы не только в экономике,
но и в социальной сфере, условиях
жизнедеятельности всего
Даже с учетом инфляционно
увеличенного розничного товарооборота
общий объем конечного
С точки зрения социальных последствий обозначенных явлений, особенно важно понять, что если недоинвестирование экономики отражается прежде всего на структуре деятельности, занятости и т.д.;
То недопотребление
Исправление положения требует ряда мер.
Во-первых, федеральная социальная
политика должна формироваться исходя
из социально-экономической
Во-вторых, успешное решение
стоящих перед обществом
В-третьих, задачей управления
социальным развитием является конкретизация
генеральных целевых установок
с учетом сложившейся системы
государственного управления, местного
самоуправления, а также социально-
В настоящее время в
условиях экономических, структурных,
социальных (отчасти психологических)
экологических кризисных
Институционные преобразования в социально – бытовой инфраструктуре и социально – культурной сфере с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.
3. Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья
За последние десять лет в сфере образования произошли следующие изменения:
Позитивно то, что идет формирование новой законодательной базы, растет влияние региона, учитываются требования рынка труда. В тоже время налицо явно недостаточное и не эффективное бюджетное финансирование, не однозначны последствия коммерциализации образования. Усиливается имущественное и региональное неравенство в доступе к образованию. Среди явно обозначившихся тенденции осознание населением важности образования. Увеличивается доля платного образования, население постепенно осознает его необходимость. Исходя из этого реформа образования должна реально разделить бюджетные потоки – часть из них будет покрывать расходы на финансирование обязательных стандартов образования, другую необходимо отдать в руки населения, с тем, что бы семья сама выбирала для детей соответствующий уровень и качество образования. На платные образовательные услуги российские граждане тратят заметно меньше средств, чем на медицину. Тем не менее 28% семей платят за учебу детей внося деньги за факультативны, дополнительные занятия. Доля населения оплачивающая те или иные образовательные услуги (питание, текущий ремонт, охрана школы, индивидуальные занятия) повышается по мере роста урбанизации. Благодаря государственной поддержке более 30% бедных семей бесплатно получают школьные учебники. Почти каждая пятая семья, где дети получают высшее образование в той или иной мере платят за него из личных средств. В целом 60% семей, имеющих детей школьного возраста полагают что не смогут оплатить обучение детей в вузе. Необходимо ввести государственный заказ на высшее образование путем предоставления грандов и образовательных кредитов, апробировать и широко внедрить систему общенационального тестирования.
Информация о работе Социальные обязательства государства. Социальная политика и социальные реформы