Социальные обязательства государства. Социальная политика и социальные реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране

Содержание

Введение
Сущность, структура и функции социальной политики.
Социальная политика: реформы и обязательства.
Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья.
Заключение
Список литературы
Введение

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 43.69 Кб (Скачать)

Социальные обязательства  государства. Социальная политика и  социальные реформы.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Сущность, структура и функции социальной политики.
  2. Социальная политика: реформы и обязательства.
  3. Некоторые направления, реформы в сфере образования, здравоохранения, жилья.

Заключение

Список литературы 

Введение

 

Наиболее масштабной задачей  социально ориентированной экономики  государства в формирующемся  рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает  фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы  экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений  его деятельности является регулирование  занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального  дохода. Социальная политика государства  по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального  пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной –  минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению. И  это не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых условий, формирующих неравномерность  социального пространства государства. Социальными реформами логично  считать коренные изменения в  предмете, перечне и масштабах  социальных обязательств государства  перед гражданами, в организации  и механизме их исполнения. При  этом, чем менее конституционен (т. е. менее обстоятельно закреплен в основном законе) и чем более подзаконен и регионален массив рассматриваемых социальных обязательств тем легче “центру” осуществлять свои преобразования.

Обычно в основу социальной политики закладывают два важнейших  принципа. Первый связан с научным  пониманием категории “свобода”  применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок  такова: “ Свобода без ответственности  не существует. Она дает шансы нести  совместную ответственность (путем  социального выравнивания) по отношению  к тем гражданам, которые слабы  или лимитированы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс (в рамках его способностей), но в то же время, ограничивает возможность (с учетом свободы, прав и интересов сограждан) полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Институциональное построение государственной власти таково, что она призвана принимать во внимание запросы всего населения. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой, - сочетать их в рамках общего курса.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных сил, высокая  степень демократической культуры в обществе.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных  экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной  стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические  преобразования достигает максимума  тогда, когда становится очевидной  неспособность решить назревшие  социальные проблемы в рамках сложившейся  экономической ситуации.

С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах. 

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных  экономических преобразований в  России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики  и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с  резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества. 

Так, рост цен в 1992 г. на потребительские  товары был 26-кратный. В то же время  денежные доходы населения увеличились  примерно в 10 раз, в том числе заработная плата в 12 раз. Соответственно сократились  потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах  населения.  

Социальные реформы последнего времени в большинстве стран  идут по пути перераспределения социальных обязательств от государства к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком  и постоянно возрастающем уровне гражданского благосостояния, в России такие тенденции если и наблюдаются, то не на фоне улучшения благосостояния населения.

Существуют некоторые  проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества; необходимость социальных преобразований; проблемы России в области социальной политики и пути их преодоления. Основная цель работы состоит в том, что бы показать социальные проблемы, в общем, социальные проблемы в России, программы, мероприятия, проводимые правительством по улучшению жизни населения, повышения уровня их доходов. Меры по защите социально незащищенных слоев общества (стариков, детей). Осветить результаты социальных реформ. Раскрыть сущность социальных программ на примере всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества. Показать важность социальных преобразований. Необходимость выработки и внедрения в повседневную практику законов по защите тех, кто не может по ряду причин, по средствам труда, обеспечить себя, или в преклонном возрасте, или по малолетству, или по другим, не зависящим от желания, причинам, своей семье проживания на уровне. Этот уровень должен соответствовать среднему прожиточному минимуму в данной стране.   

В настоящее время вопрос о социальной политике остро стоит  во многих государствах, в России в  эпоху перемен и преобразований он особенно актуален…

 

  1. Сущность, структура и функции социальной политики

 

Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

С точки зрения целей и  средств развития общества, социальная политика относится к области  целеполагания. Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения.

Главная цель социальной политики государства – повышение благосостояния населения страны, снижение уровня бедности и неравенства.

Социальную политику государства  можно рассматривать как специфическую  деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов  социальных групп при постоянном выявлении и учёте социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Социальная политика формируется  с учётом конкретно – исторических условий страны. Основные направления социальной политики, отражающие её специфику:

  1. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние)
  2. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения)
  3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии)
  4. Основные направления развития отраслевой социальной сферы (охрана здоровья, образование, культура, наука, физическая культура и спорт)
  5. Социоэкологичечкая политика
  6. Политика в области современной инфраструктуры (жильё, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание)
  7. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция)

Сущность социальной политики выявляется через взаимоотношения  устойчивых элементов социальной структуры - социальных групп.

Социальные группы могут  действовать или бездействовать, осознавать свои интересы и не осознавать, организовываться для действий в  обществе или быть политически не организованными. Словом, они могут  быть активными действующими социальными  силами (реальными субъектами политики). А могут быть и пассивными неорганизованными  участниками социальных процессов (лишь потенциальными, формальными  субъектами).

Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в этой сфере. Главным субъектом социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.

Объектом социальной политики выступает всё самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определённого уровня, объединённые конкретными связями и отношениями.

Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты.

Следующая содержательная характеристика социальной политики - система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Цели - желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной политики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более  или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые  и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния  и потребностей улучшения общественного  положения, общественных условий жизни  различных социальных групп.

Можно выделить основной круг функций (т.е. главных общественных задач, направлений) социальной политики:

  • Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.

Социальная структура  может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных  реформ. Но она должна обладать свойствами динамичности, иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт  существовать. Социальная структура  должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления.

Господствующие классы накопили исторический опыт поддержания социальной безопасности путём компромисса  интересов стран и классов, налаживания  механизмов социальной направленности противоречивых процессов. Примеры  известны: социальное рыночное хозяйство, социальное государство, международная  помощь слаборазвитым странам и  др.

Но какой бы ни была конкретная модель социальной политики, её задача всегда - обеспечить социальную устойчивость, динамизм социального развития.

  • Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.
  • Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

От распределения экономических  ресурсов в решающей мере зависят  материальные условия жизни людей  в обществе, возможности решения  проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура  ежегодных социальных расходов, условия  и размеры социальной помощи и  поддержки - эти и иные экономические  параметры имеют социальный смысл  и социальное предназначение.

  • Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
  • Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений. Если на федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу, то региональная социальная политика осуществляется с учётом особенностей региона: уровня экономического развития и соответствующих возможностей, национальных, историко-культурных и других особенностей.

Информация о работе Социальные обязательства государства. Социальная политика и социальные реформы