Социальные гарантии детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов
1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов
1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

- Реабилитация детей-инвалидов  в условиях дневного пребывания  «По волнам по морям» (Открытое  занятие).

- Круглый стол по вопросам  организации работы с людьми  с ограниченными возможностями,  гражданами пожилого возраста  и т.д.

Итак, количество детей-инвалидов, к сожалению, растет неукоснительно. Инвалиды, как отмечает статистика, составляют десятую часть населения  планеты. В условиях российской действительности эта категория людей по-прежнему остается одной из самых экономически и социально-психологических неблагополучных. Инвалидность не есть медицинская проблема. Инвалидность - это проблема неравных возможностей.

Поэтому, необходимо рассматреть инвалидность не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность - психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.

Данное психологическое  образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми  людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов  из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической  и, думается, политической дискриминацией.

На 1 сентября 2006 года только в городе Тюмени насчитывалось 1289 детей-инвалидов  школьного возраста. Из них 494 человека, что составляет 38,3%, обучаются в  массовых общеобразовательных учреждениях. Как организовать и обеспечить социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, чтобы оптимизировать развитие детей данной группы, интегрировать их в общество? Эти и многие другие вопросы интересуют педагогическую общественность, правозащитные общественные организации, родителей, имеющих детей-инвалидов - будущих школьников.

В развитии ребенка все  взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать  его реальные перспективы, создать  условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения - не только учение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего - формирование Человека. Таким образом, в модель практики социально-педагогического сопровождения  закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей  и ценностей его развития.

При осуществлении социально-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов принципиально важным является создание условий для самостоятельного творческого освоения ими системы отношений с окружающими и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуацию выборов и не навязывая априорно свою точку зрения, побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять ответственность за собственную жизнь.

При рассмотрении вопроса  о социально-педагогическом сопровождении  мы опираемся на понимание комплексности  в его организации и осуществлении  с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения. Такими полифункциональными образовательными учреждениями являются городские и федеральные экспериментальные площадки МОУ СОШ № 2 города Ханты-Мансийска (директор А.М.Болотова) и МОУ СОШ № 70 города Тюмени (директор Л.Н. Русакова), традиционные функции которых (обучение, воспитание и развитие) расширены пока еще не свойственными для широкой педагогической практики функциями: здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, социальной защиты, комплексного сопровождения, культурологической и т.д. В этих учреждениях наряду со здоровыми детьми обучаются и дети-инвалиды.

Опираясь на классификацию  детей-инвалидов, разработанную Р.Боровским. Эта классификация позволяет нам, в случае правильного отнесения ребенка-инвалида к определенному типу, наметить конструктивные способы адресной помощи и поддержки, развернуть его внутренние резервы с учетом специфики отношения ребенка к своему недугу.

Опираясь на данную классификацию, объединив детей-инвалидов в три  группы, наметим конкретные реабилитационные меры. Так, у детей 1-х, 2-х, 6-х типов, скрывающих факт инвалидности от других, явно сформировано негативное самоотношение и непринятие факта своей инвалидности. В случае внешне выраженных физических дефектов дети-инвалиды обеспокоены несоответствием своего физического «Я» общему стандарту. При наличии феномена отвержения, неприятия окружающими такие дети вынуждены преодолевать психологические барьеры первоначального вхождения в новый социум. Окружающие, определив специфичность их поведения, способны проявить некорректность в поведении, тем самым нанести детям-инвалидам тяжелые психологические травмы. Сопровождающему (в качестве которого мы рассматриваем взрослого, непосредственно с ним взаимодействующего: это и классный руководитель, и психолог, дефектолог, учитель, родитель) такого ребенка необходимо:

- создать атмосферу безопасного  самопознания;

- снять чувство страха  в общении со сверстниками  и взрослыми, вызванного чувством  своей ущербности;

- подготовить к вероятности  некорректного поведения со стороны  окружающих, к адекватному восприятию  данного поведения;

- сформировать толерантность  и независимость от оценочных  суждений по поводу его состояния  здоровья и внешности, способностей;

- помочь пережить факт  психологической агрессивности  со стороны окружающих, вскрыв  его внутренние резервы (позитивный  настрой, успешность в каком-либо  виде деятельности, преодоление  трудностей и фиксация на успехах  и т.п.);

- обучить отреагированию негативных эмоций в социально приемлемых формах и т.д.

- сформировать у ребенка  компенсаторный механизм, позволяющий  успешно преодолевать трудности  социализации;

- стимулировать стремление  ребенка стать автором самого  себя, своего будущего;

- оказать конкретную помощь  в стремлении ребенка обретения  смысла своей жизни, конкретных  и реально достигаемых жизненных  перспектив.

Для детей 3-х, 7-х, 8-х типов, не скрывающих факт своей инвалидности, характерно несколько вариантов  поведения.

А манипулирование окружающими  посредством своей инвалидности, особенно при демонстративном типе акцентуации, с целью извлечения персональной выгоды. У таких детей-инвалидов  формируется иждивенческая позиция: «Мне обязаны все: родители, окружающие, государство. Пожалейте меня, сам  же я ничего не могу и ни на что не способен».

С представителями данной категории детей-инвалидов сопровождающему  необходимо:

- создать атмосферу безопасного  самопознания;

- формировать субъектность ребенка, воспитывать самостоятельность и персональную ответственность за свою жизнь, исключив чрезмерную опеку;

- научить управлять своими  действиями: планировать, искать  внутренние и внешние ресурсы,  реализовывать намеченные программы,  оценивать и контролировать результаты  своих действий;

- создавать ситуации успеха, фиксировать внимание на позитивных  результатах, культивировать потребность  самопомощи, самообслуживания;

- сформировать у ребенка  компенсаторный механизм, позволяющий  успешно преодолевать трудности  социализации;

- запустить внутренние  механизмы саморазвития ребенка,  его способностей к самопознанию, саморегулированию, корректной самопрезентации.

Дети-инвалиды, отнесенные к  данному варианту поведения, демонстрируют  следующий поведенческий сценарий: стремятся, во что бы то ни стало  самостоятельно преодолеть свои трудности, у них вызывает чувство раздражения, когда к ним относятся как  к немощным, болящим и неспособным самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Опасность данного поведения заключается в том, что дети этой группы зачастую не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои возможности, что может привести к нанесению ущерба их здоровью и усугублению тяжести психического состояния. Многие специалисты отмечают, что у детей-инвалидов достаточно часто можно наблюдать переоценку собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, что выражается в неадекватно завышенном уровне притязаний.

С данной группой детей  сопровождающему необходимо:

- создать атмосферу безопасного  самопознания;

- сформировать реальное  отношение к своему состоянию  здоровья;

- помочь ребенку установить  предел допустимых психофизиологических  затрат;

- научить обращаться за  помощью в случае необходимости,  при этом не чувствовать ложного  стыда;

- сформировать у ребенка  компенсаторный механизм, позволяющий  успешно преодолевать трудности  социализации.

Для детей 5-х, 9-х, 10-х типов, не знающих о своей инвалидности, характерно поведение с ориентацией  на поведение, как и у здоровых детей. Эти дети не осознают тяжести  своего состояния здоровья, могут  включаться в деятельность, несоизмеримую  с ограниченностью их психофизических  возможностей. Вследствие отрицательного результата из-за невозможности соответствовать  стандарту, испытывают чувство разочарования. Особо остро такие дети реагируют  на информирование о том, что они  инвалиды - люди с ограниченными  возможностями и факт их неудач - тотальная неизбежность.

С представителями данной категории детей сопровождающему  необходимо:

- создать атмосферу безопасного  самопознания;

- подготовить, в зависимости  от возраста ребенка и особенностей  его личности, к восприятию реальной  информации о состоянии своего  здоровья и ограничениях, с которыми  он встретится;

- не фиксировать, «не  привязывать» его к факту своей  дефективности в процессе дальнейшей  с ним коррекционно-развивающей  деятельности, рассмотреть возможность  идти на разумный риск;

- определив «точки роста», перспективы его развития с  учетом особенностей дефекта,  целенаправленно создавать ситуации  успеха, фиксировать внимание на  позитивных моментах;

- сформировать у ребенка  компенсаторный механизм, позволяющий  успешно преодолевать трудности  социализации - «превращение минусов  дефекта в плюсы компенсации».

К какому бы типу мы не относили детей-инвалидов и как бы их не группировали, при организации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения со здоровыми сверстниками в массовой школе, они требуют особого внимания, педагогической поддержки, искренней заинтересованности педагогов в том, чтобы они состоялись как личности, были оптимально социально-психологически интегрированными в сообщество. Только в таком случае ребенок-инвалид получит опыт защиты собственных прав, а значит и своего будущего Голиков Н. Ж-л «Учитель» №1 январь - февраль 2006г // Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что комплексный  анализ социальной поддержки детей-инвалидов, порядка, условий предоставления им мер социальной поддержки, а также  системы органов исполнительной власти, реализующих данные меры, разграничение  их компетенции, так и не был проведен. Возможно, одной из причин является относительная новизна института  социальной поддержки не только в  административном праве, но и в праве социального обеспечения. Тем не менее, полагаем, эти вопросы заслуживают самого тщательного изучения со стороны научных и практических работников, так как от их решения в целом зависит эффект от деятельности органов исполнительной власти.

Научная обоснованность и  достоверность полученных результатов, выводов и предложений обеспечиваются комплексным характером проведенного исследования, использованием специальной  научной литературы по административному  праву и праву социального обеспечения, материалов практики органов исполнительной власти Тюменской области и Российской Федерации в целом.

Итак, анализ состояния социальной политики России позволяет рассматривать  социальную поддержку в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка  в широком смысле слова - это форма  выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам (детям-инвалидам). В свою очередь, целью социальной поддержки детей-инвалидов является претворение в жизнь социальной политики государства.

Узкий смысл социальной поддержки  детей-инвалидов означает обеспечение  этих лиц за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, построенное на перераспределении  части средств в целях оказания последним детям-инвалидам. Мерой социальной поддержки является вид помощи, оказываемый государством таким категориям граждан.

Законодательство в сфере  социальной поддержки детей-инвалидов - это система иерархически связанных  нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, содержащих нормы, направленные на реализацию в отношении детей-инвалидов мер социальной поддержки.

Законодательство в сфере  социального обеспечения в широком  смысле слова, включая не только законы, но и иные нормативные правовые акты.

Конечно, в объеме одной  курсовой работы невозможно раскрыть тему в полном объеме, однако я считаю, что достигла поставленной цели в  данной работе. Я полностью и всесторонне раскрыла необходимые вопросы и понятия для понимания социальной поддержки детей-инвалидов; провела теоретический анализ понятия «социальная поддержка», правовых категорий «льгота», «гарантия», «социальное обеспечение», «социальная защита»; охарактеризовала социальную поддержку детей-инвалидов как один из видов социального обеспечения; определила состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области; выявила необходимость разработки и принятия единых государственных социальных стандартов социальной поддержки детей-инвалидов; рассмотрела систему и структуру органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов; исследовала правовой статус органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов в регионе Тюменской области; проанализировала практику органов исполнительной власти Тюменской области в сфере социальной поддержки детей-инвалидов; разработала и обосновала предложения по совершенствованию компетенции органов, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов.

Информация о работе Социальные гарантии детей-инвалидов