Социальные гарантии детей-инвалидов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правовой природы социальной поддержки детей-инвалидов, состояние и перспектив развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки этой категории граждан, детальный анализ правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, обобщение имеющихся научных сведений и результатов практики органов исполнительной власти региона Тюменской области и выработка на их основе научно-практических предложений и рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования, устранению имеющихся пробелов и коллизий, а также определению направлений его дальнейшего развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКАДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Правовая природа социальной поддержки детей-инвалидов
1.2 Состояние и перспективы развития нормативно-правового регулирования в сфере социальной поддержки детей-инвалидов
1.3 Система и структура органов исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РЕГИОНЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

Тем не менее, одна из главных  проблем в обеспечении прав на образование детей-инвалидов - недостаток специалистов. В ближайшее время  нужны 17 педагогов для олигофренов и, по крайней мере, по 10 сурдо- и тифлопедагогов (для работы со слабослышащими и незрячими детьми). В областном департаменте разработан план переподготовки уже работающих педагогов по необходимым специализациям на базе московских, петербургских вузов и ТюмГУ.

В настоящее время в  регионе Тюменской области нет  закона, который бы полностью регулировал  социальную поддержку детей-инвалидов, но имеются многие кодифицированные акты, закрепляющие социальную поддержку  различных категорий граждан, куда входят и данные категории лиц.

Поскольку Правовое регулирование  отношений в сфере социальной поддержки детей-инвалидов не может  быть осуществлено исключительно законами. Они, несомненно, занимают центральное  место в институте социальной поддержки. Они составляют основу, что  непосредственно является «минусом»  данного правового института. Однако динамика общественного развития порождает  и необходимость быстрой ответной реакции со стороны государства. Мобильность правового регулирования  должны обеспечить дополнительные нормативные  правовые акты органов исполнительной власти.

Многообразие мер социальной поддержки детей-инвалидов, которые  могут быть установлены на уровне России и субъекта РФ и реализация которых обеспечивается административно-правовыми  нормами, объясняет многообразие актов, в которых эти нормы содержатся.

Поэтому необходимо провести несколько этапов систематизации всех норм о социальной поддержке детей-инвалидов. Формой систематизации должна быть кодификация. На первом этапе необходимо утвердить  Концепцию социального государства. Итогом второго этапа явилось  бы принятие Федерального закона «О государственных  социальных стандартах», «О государственной  социальной поддержке детей-инвалидов» необходимого в целях унификации понятийного аппарата законодательства о социальной поддержке детей-инвалидов. На третьем этапе следует систематизировать  региональное законодательство. В результате кодификации обосновывается целесообразность принятия Социального кодекса РФ Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.

Так же предполагается для  исключения дублирования полномочий органов  исполнительной власти в субъектах  РФ (в частности, в Тюменской области), реализующих меры социальной поддержки  детей-инвалидов, признание нецелесообразности функционирования территориальных  органов департамента социальной защиты детей-инвалидов региона Тюменской  области - управлений социальной защиты детей-инвалидов департамента социальной защиты этой категории граждан Тюменской  области в муниципальных образованиях региона Тюменской области.

Во всех положениях о федеральных  органах исполнительной власти, реализующих  меры социальной поддержки детей-инвалидов, не закреплены элементы целевого блока  их правового статуса. Для устранения этого существенного недостатка необходимо определить в указанных положениях цели, задачи и функции соответствующего органа.

Проанализировав цели, задачи и функции Федеральных фондов, предоставляющих социальную поддержку  детям-инвалидам, аргументируется необходимость  исключения из числа функций данного  органа функции организации и  оказания государственных услуг  в сфере содействия в обеспечение  социальной поддержки детей-инвалидов. Причину содержится в противоречии слияния этих функций в одном  органе.

Анализ положений о  федеральных органах исполнительной власти, реализующих меры социальной поддержки детей-инвалидов, показывает, что в них отсутствует закрепление  обязанностей органа. Для устранения неоднородных толкований о наличии  или отсутствии обязанностей у органа власти необходимо принять Федеральный  закон, в котором бы детально регламентировалась структура Положений о федеральных  органах исполнительной власти (федеральных  министерств, федеральных служб, федеральных  агентств) и их структурных подразделений, в том числе и для органов, реализующих меры социальной поддержки  детей-инвалидов. В противном случае такая ситуация, когда одно положение  имеет структуру, отличную от другого  положения, при наличии разночтения  терминов, будет иметь место всегда.

В связи с этим необходимо передать полномочия по реализации мер  социальной поддержки детям-инвалидам, социальная поддержка которых установлена  федеральным законодательством, территориальному органу Федерального агентства по здравоохранению  и социальному развитию.

На федеральном уровне необходимо установить перечень органов  исполнительной власти, которые субъект  РФ обязан образовать в силу требования федерального законодательства. К таковым  следует также отнести и органы исполнительной власти, реализующие  меры социальной поддержки детей-инвалидов.

Основные принципы социальной политики в отношении детей- инвалидов  в Тюменской области

Государственная политика в  сфере социальной защиты детей- инвалидов  строится на принципах:

- преимущественно государственный  характер мер социальной защиты  детей-инвалидов, дополняемый содействием  со стороны негосударственной  системы социальной защиты;

- профилактический принцип,  направленный на раннее выявление  и реабилитацию инвалидности;

- дифференциация форм  социальной защиты детей-инвалидов  в зависимости от степени тяжести  устойчивого расстройства функций  организма, возраста, материального  и семейного положения;

- формирование единой  системы реабилитации детей-инвалидов,  осуществление исполнительным органом  государственной власти Тюменской  области в сфере социальной  защиты населения координации  и контроля за реализацией реабилитационных мероприятий.

Государственные службы реабилитации детей-инвалидов Тюменской области  создаются и действуют на основании  положений, утверждаемых постановлением Губернатора Тюменской области.

Координацию деятельности по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов осуществляет исполнительный орган государственной  власти Тюменской области в сфере  социальной защиты населения.

Областная Программа реабилитации детей- инвалидов - утвержденный постановлением Администрации Тюменской области  гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств  и услуг, направленных на компенсацию  ограничений жизнедеятельности, которые  предоставляются детям-инвалидам  бесплатно или на льготных условиях за счет средств областного бюджета.

Индивидуальная программа  реабилитации детей-инвалидов разрабатывается  учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы Тюменской  области на основании положения, утверждаемого постановлением Администрации  Тюменской области.

Инвалидам и семьям, имеющим  детей-инвалидов, предоставляется 50- процентная скидка по оплате занимаемой общей  площади жилых помещений, в том  числе членам семей инвалидов, совместно  с ними проживающим. Льготы по оплате занимаемой общей площади жилых  помещений предоставляются инвалидам  и семьям, имеющим детей - инвалидов, независимо от принадлежности жилищного  фонда Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.

Наряду с этим, в Тюменской  области создаются множество  общественных фондов, обществ, организаций  и реабилитационных центров, деятельность которых направлена на социальную поддержку  детей-инвалидов в Тюменской области, такие как:

1. Общественная молодежная  реабилитационная организация инвалидов  Центрального района г. Тюмени «Оптимист».

Основные виды деятельности: Оказание помощи детям - инвалидам.

Наиболее значимые проекты, реализованные организацией: Впервые  в г. Тюмени были разработаны и реализованы социально значимые программы для сложной категории детей-инвалидов, основной целью которых является проведение интеллектуально-познавательных игр среди здоровых и детей и детей-инвалидов (коррекционные школы), раскрепощение и выявление одаренных детей.

2. Тюменская областная  общественная организация «Родник», при участии Благотворительного  фонда развития города Тюмени, Тюменской городской общественной  организации «Особый ребенок»  и управления социальной защиты населения Нижнетавдинского района, приступила к реализации проекта «Социальное партнерство: развитие во взаимодействии» на грантовые средства Межрегионального общественного фонда «Сибирский центр поддержки общественных инициатив». Проект направлен на объединение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, сотрудников органов местного самоуправления и специалистов социальной сферы для выявления и совместного решения проблем социализации ребенка-инвалида.

В задачи проекта входит создание условий для участия родителей детей-инвалидов в социально активной деятельности в интересах и своих детей, и местного сообщества, в составе общественного объединения получивших доступ к дополнительным бюджетным и внебюджетным средствам. Проект реализуется в Нижнетавдинском районе на базе Комплексного центра социального обслуживания населения и школы-интерната для детей-инвалидов (п. Лесозаводский).

Он разработан для сельской местности, поскольку там нет ни одной общественной организации, объединяющей родителей, а представители учреждений социальной сферы, не имеют доступа к инновационным технологиям коррекционно-реабилитационной работы с инвалидами в домашних условиях.

3. АНО социального обслуживания  «Мария» работает отделение социальной  реабилитации детей-инвалидов. Родители  таких особых ребятишек знают:  в первый четверг каждого месяца  их ждут под крышей центра. Здесь они могут пообщаться  друг с другом и поучаствовать  в работе семинара-практикума. Мамы  и папы каждый раз получают  ответы на актуальные для них  вопросы от специалистов из  сферы здравоохранения, социальной  защиты, образования.

В Тюмени сегодня более 1,5 тысячи детей-инвалидов. Специалисты  «Марии» патронируют 342 семьи, в которых  воспитываются ребята с ограниченными  возможностями. Большинство семей -- благополучные, но все они нуждаются в поддержке. На семинары, где разбираются проблемы конкретных детей, приходят их мамы и папы, дедушки и бабушки, старшие братья и сестры.

Отделение социальной реабилитации детей-инвалидов АНО СО «Мария», проходило около десятка встреч со специалистами. Обсуждаемые вопросы касались получения социальных льгот и материнского капитала, организации санаторно-курортного лечения и комплексной реабилитации детей-инвалидов, поднимались проблемы преодоления психологических трудностей в семье, определялась мера ответственности специалистов и родителей за развитие и воспитание ребят.

Семинары, проходившие в  этом отделении, посвящены оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению детей с ограниченными  возможностями. В обсуждении проблемы принают участие представители департамента здравоохранения Тюменской области, управлений социальной защиты и здравоохранения Тюмени. Специалисты разъясняют собравшимся, почему сегодня так остро стоят обозначенные медицинские вопросы.

Родители и попечители получили ответы на вопросы по обеспечению  детей необходимыми средствами реабилитации и ортопедической помощи, посетовали на недостаточное количество выделяемых путевок для санаторно-курортного лечения детей летом, указали  на недостаток специальных образовательных  учреждений для инвалидов. Специалисты  не только проконсультируют родителей, но и предложат варианты решения  трудных вопросов Бучинская А. Парламентская газета // Тюменские известия // Общество от 14.07.07..

4. Окружные целевые программы  «Дети Ямала» и «Социальная  поддержка инвалидов» приняты  на заседании думы Ямало-Ненецкого  округа. Мероприятия программы «Дети  Ямала» направлены на оздоровление  и физическое развитие детей,  совершенствование сети специализированных  учреждений, формирование действующей  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних.

Всего на ее реализацию в  ближайшие два года будет выделено около 70 млн. рублей. В два раза больше предполагается потратить в округе на социальную поддержку инвалидов. Выделенные средства будут израсходованы не только на социальное обслуживание инвалидов и укрепление материально-технической базы сети специализированных учреждений, профессионально-трудовую реабилитацию инвалидов, но и на внедрение современных информационных технологий в работу органов социальной защиты, реализующих данную программу.

5. «Социальная политика»,  «Областной центр «Семья» и  АНО «Комплексный центр социального  обслуживания населения» г. Заводоуковска проводят очередную областную стажерскую площадку на тему «Организация и содержание работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и реабилитации людей с ограниченными возможностями, в том числе детей-инвалидов».

В площадке примут участие  специалисты по социальной работе организаций  и учреждений социального обслуживания населения г. Тюмени и Тюменской области. В процессе делового общения, практических занятий, открытых занятий с участием граждан пожилого возраста специалисты смогут изучить опыт других территорий в реализации эффективных технологий работы с пожилыми и инвалидами, повысить свое профессиональное мастерство.

В программе областной  стажерской площадки:

- Опыт работы сельских  участковых специалистов по обслуживанию  граждан пожилого возраста и  инвалидов.

- Модель патронажа престарелых  граждан на дому.

- Комплексный подход к  реабилитации инвалидов на территории  Заводоуковского городского округа.

- Трудовая реабилитация  граждан пожилого возраста и  инвалидов (Практическое занятие).

- Психологические аспекты  социальной работы с людьми  с ограниченными возможностями.  Развитие взаимоотношений между  людьми разных возрастных групп  (Тренинговое занятие).

- Технология организации  досуговой деятельности пожилых людей.

- Реабилитация детей-инвалидов  в условиях дневного пребывания (открытое занятие).

- Организация образовательного  процесса для детей-инвалидов  на территории Заводоуковского городского округа.

- «Что такое стресс  и как с ним совладать» (Практическое  занятие).

Информация о работе Социальные гарантии детей-инвалидов