Символы в политической рекламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".

Символы в политической рекламе играют очень большую роль, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Суть политической символики, ее роль………………………4

2.Классификация политической символики………………….14

Заключение................................................................................16

Список использованной литературы……………..….………..17

Практическое задание……………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Полит.реклама.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Большой пласт политической символики связан с властными отношениями. Аристотель отмечал: "Когда одни властвуют, другие находятся в подчинении... и появляется стремление провести различие между теми и другими в их внешнем облике, в их речах и знаках почета" [8]. В этом отношении существует некая "кастовость" в применении политических символов, обусловленная занимаемой позицией в общественно-политической иерархии. Именно власть имущие претендуют на право совершать символические действия или обладать вещами, которые для других табуированы. Некто владеет регалиями (корона, скипетр и держава), кто-то — большим количеством денег и другими благами, недоступными простым людям. Если даже политические лидеры отстаивают интересы "низов", они при этом все же пользуются преимуществами "верхов". Многие руководители рабочих и коммунистических партий — тому пример Часто оппозиционеры не имеют особых привилегий, но, придя к власти, окружают себя почестями и используют их, в т. ч., как они полагают, для поддержания авторитета. Здесь сочетаются два подхода к употреблению символов: 1) идентификация принадлежности к общности "по горизонтали" и 2) "по вертикали" выстроенное отношение к элите. Видимо, в этом - еще одно из противоречий политики как таковой. Знаки отличия, денежные и имущественные знаки помогают поддерживать иерархию, но при резкой смене основных символических ориентиров (революции, реформы) данные символы могут превратиться в ничто.

     Поэтому бытует мнение, что активизация политического  символизма приходится на переходные периоды истории, связанные с  нестабильностью общественно-политического  устройства. На мой взгляд, "количество" политической символики как основы какой-либо идеологии, средства идентификации и консолидации определенной общности развивается прямо пропорционально росту материальной и духовной культуры (мы уже говорили о символике как связующем элементе между идеалом и материей) и зависит от общественных катаклизмов только в этом контексте. Общий объем политической символики возрастает также пропорционально простому увеличению населения планеты. Каждый человек несет некий символический багаж, группы образуют новые организации со своей символикой, они придумывают новые идеологии и модифицируют старые, и все это предполагает применение тех или иных символов. Люди создают материальные ценности, которые также включаются в процесс символизации. Естественно, некоторые знаки уходят в забвение, уступая место другим. Таким образом, нужный объем политической знаковой системы, соответствующий структурам идеологий и материальной культуры в конкретном обществе, будет неизбежно заполнен. В этом отношении политика не терпит вакуума. Ядерное противостояние, забравшее множество сил и средств у человечества, носило в основном символический характер, то же можно сказать о противостоянии капитализм — коммунизм, Восток — Запад и т. д. На место одних символических форм сразу идут другие. Сейчас активизировались религиозные течения, появляются новые идеологии, в основе которых — те же символы. Символика продолжает служить и войне, и миру.

     Во  время исторических переломов символика  может изменять свой количественный и качественный состав, принимая другие формы. Как правило, ее не становится больше или меньше, она просто меняется. Советский Союз имел не большую "массу" символики, чем современная Россия. Но та символика была ориентирована (хотя бы официально) на одну цель и на одну общность людей. В этом была ее сила и слабость. Современная российская знаковая система политики состоит из множества символических (и, следовательно, идеологических) образований, причем нередко обслуживающих весьма спекулятивные материальные и духовные интересы. Особенности нынешнего переходного периода, с точки зрения политической символики, у всех на виду: на Красной площади отменены демонстрации, но на башнях вокруг мирно соседствуют красные звезды и золотые двуглавые орлы, караул от Мавзолея Ленина перенесен к Могиле Неизвестного солдата, но мумия вождя осталась в мемориале. Символы ясно говорят о том, что новая государственная идеология еще окончательно не выбрана, старая — еще не ушла. Потому-то в нашей стране до сих пор законодательно не признана государственная символика. Та, которой мы пользуемся (двуглавый орел, триколор и гимн), утверждена указами Президента, но не поддержана Государственной думой, выдвигающей "красные" символы бывшего СССР в качестве знаков современной России. Некий переходный, компромиссный вариант представляет собой и наградная система, в которой возрожденный орден Андрея Первозванного соседствует со званием Героя России (аналог Героя Советского Союза). Символика как зеркало и язык политики отражает переходный характер нынешней политической системы России. Возвращение к старой имперской символике отнюдь не способствовало разработке новой идеологии, которая и должна быть основой любых реформ. Показательно, что под бело-сине-красным триколором (первоначально бывшим флагом торгового флота России) в наше время пышно расцвела "заморская" торговля, а под двуглавым орлом "возродилась" война на Кавказе. В данном отношении не следовало бы забывать, что спекуляции с советской символикой способствовали краху идеологии в СССР.

     Политическая  символика взаимосвязана с религиозной  и экономической, часто "перетекает" в них, обращая политические идеалы в религиозные и экономические. Возможен и обратный процесс. Первые постреволюционные демонстрации в России начала века иногда воспринимались крестьянами как модификация крестного хода; в советской истории обряд крестин переделывался в "октябрины" с главой партячейки вместо священника и т. д. [9]. Из истории известно, что мирское и религиозное часто смешивалось, так как схема идеологического воздействия и методы церковной пропаганды практически совпадают. Сейчас мы также наблюдаем взаимодействие политической идеологии и религиозной традиции. В современной России, равно как и во всем мире, политические деятели часто пользуются религиозной символикой, а религиозные — выступают с политических позиций. Что касается экономической символики, то ее активно применяют во всех странах. Вот слова нынешнего канцлера Германии Г. Шредера за год до избрания. "Политические системы, моральные стандарты, государственные границы приходят и уходят, и только флагманы германской промышленности Krupp, Siemens, и Daimler-Benz остаются всегда. Поэтому только германская промышленность — единственное, что было для нации символом (выделено мной. — Д. М.) устойчивости в течение последних 150 лет, — способна вернуть немцам чувство уверенности в себе" [10]. Показательно, что примерно тогда же, во время визита в США, Шредер предпочел встрече с представителями госдепартамента рандеву с президентом крупнейшей информационной корпорации Microsoft Б Гейтсом, вероятно, считая, что этот американский символ приоритетнее и долговечнее сменяющихся чиновников. На мой взгляд, данные примеры способны показать применение принципов политического символизма на практике.

     Основные  способы обучения языку политической символики не изменились со временем — помимо естественного освоения, это методы "кнута и пряника", воздействие на сознательное и бессознательное. В законодательстве большинства  государств предусматривается наказание за осквернение национальных символов. В то же время политики поощряют популяризацию "позитивной" политической символики, ее копирование в различных формах, изучение в учебных заведениях, частое упоминание в СМИ. Появление на всенародных праздниках государственных флагов служит закреплению их положительного образа в сознании, а вывешивание тех же флагов на административных зданиях призвано внушать уважение к власти.

     Ряд авторов, следуя традиции Т. Арнольда, считают символы цементирующим элементом любой политической системы. Более того, для них "институционализация приверженности общим политическим символам является необходимой предпосылкой образования национального государства" [18]. Практически на всех главных государственных символах подчеркивается единство штатов, провинций, областей. Одинаковые звезды и полосы на флаге США — олицетворение равенства штатов, объединенных в федерацию. Подобные примеры — как бы трансляция в современность известной сентенции министра иностранных дел Франции Ламартина (1848 г.): "Если вы отнимете у меня трехцветный флаг, то отнимете у меня половину мощи Франции, как здесь в стране, так и за границей". Так что вовсе не случайно пик развития национальной и региональной геральдики в современной России совпадает с усилением политической роли субъектов Федерации. С одной стороны, это должно повысить самоуважение населения, проживающего в данном регионе, с другой — в случае принижения символов центральной власти — будет способствовать некоторым дезинтеграционным тенденциям.

 

     

Классификация политической символики.

     Классификация политической символики может быть представлена следующим образом [11]:

  1. Национально-государственная политическая символика (прежде всего флаг, герб, гимн; эти же формы символики используются не только государствами, но и разнообразными организациями иного порядка).
  2. Архитектурные комплексы (здания, сооружения и пр. — Белый дом в Вашингтоне, Китайская и Берлинская стены, московский Кремль и т. д. ).
  3. Скульптурные памятники (политическим деятелям, мемориалы, посвященные историческим событиям).
  4. Знаки отличия, (особые регалии у высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр. ).
  5. Денежные знаки (на них нередко нанесены те или иные символы, имеющие отношение к данной стране; кроме того, их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства).
  6. Политическая топонимика (названия улиц, городов, стран и т. д. ).
  7. Ритуально-процессуальная символика: ведь многие политические мероприятия — это ритуал с соблюдением определенных процедур, будь то заседание парламента, вступление главы государства в должность или проведение национального праздника.
  8. Наглядно-агитационная символика, включающая все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, предвыборные листовки, флаги, портреты и т. д. ).
  9. Политико-музыкальная символика (не обязательно гимны, в определенные моменты истории символическими могут стать народные или революционные песни, популярные мелодии).
  10. Предметно-объектная политическая символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Колокол свободы для американцев, Царь-пушка и Царь-колокол в России, гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т. д.; зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное).
  11. Люди как политические символы (прежде всего политические лидеры — Линкольн, Ленин, Наполеон и др.; легендарные герои — Вильгельм Телль, Робин Гуд, Илья Муромец или вымышленные персонажи — Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США).
  12. Условно-графическая символика, включающая геральдические знаки (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т. д. ).
  13. Политический язык (специальная терминология либо особые языковые конструкции, применяющиеся в политической практике: господин, товарищ, "Ура!", а также лозунги; кроме того, контекстуально это может быть любое писаное и произнесенное слово как особый символ).
  14. Политическая мода и стиль (общие пристрастия сторонников какого-либо движения, выраженные в одежде, поведении и т. п. ).
  15. Символы места и времени ("викторианская эпоха", "эпоха Петра Первого", "советское время" и т. д.; границы, столицы, национальные праздники также нередко привязывают к этой символике).

     Исследование  изменения отношения различных  социальных слоев к политической символике на протяжении долгого  времени может дать ценнейшую политологическую, культурологическую и другую информацию. Особенно интересно проследить это изменение относительно символов, которые существуют не одно столетие (флаги, архитектурно-скульптурные памятники, различные политические термины типа "демократия", образы выдающихся деятелей и пр.). Если говорить о ситуативном отношении населения к государственной символике как к концентрированному выражению "духа" страны и ее элиты, то по этим оценкам можно судить о степени поддержки существующего строя, эффективности той или иной идеологии и т. д.

 

     

Заключение.

     Подводя краткие итоги, можно сказать, что  политическая символика является одной  из существенных составных частей политической культуры. Вместе с тем благодаря  специфически подсознательному воздействию символов на человеческий разум усиливается роль знаковых систем в политической рекламе. Это, в свою очередь, мешает сознательному восприятию особенностей политического процесса и может вызвать эрозию устанавливающейся либерально-демократической системы, так как последняя имеет ярко выраженное рациональное основание.

     Анализируя  место символа в процессе политических коммуникаций, можно провести своеобразную параллель становления политического  символизма с проблемой конструирования  политической реальности. Установление символических отношений между кандидатом и избирателем в итоге приводит к формированию общего поля их взаимодействия. Частота повторяемого символа вырабатывает у человека мыслительные стереотипы, снижает критическую оценку получаемой информации и зачастую способствует формированию видимости логической цепочки разрозненных политических идей и утверждений.

 

     

Список использованной литературы.

 

[1]Лосев А. Ф. Символ. - Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1965, с. 10.

 [2]Азаренко С. А. Символ. — Современный философский словарь. (Под общ. ред. В. Е. Кемерова. ) Л. -П. -М. -Люксембург-Минск, 1998, с. 776.

 [3]Политология. — Энциклопедический словарь. М., 1993.

[4]Кассирер Э. Техника современных политических мифов. -"Вестник Московского университета". Сер. 7 "Философия", 1990, № 2, с. 59.

[5]Гутнов А., Глазачев В. Мир архитектуры. М., 1990, с. 260.

[6]Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983, с. 42.

 [7]Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995, с. 106.

[8]Аристотель. Политика. — Сочинения. Т. 4. М., 1984, с. 98.

 [9]Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М., 1998.

[10]Цит. по: Гаджиев К. С. Политическая наука. М., 1996, с. 341

[11]Часть классификации заимствована из: Политология. (Под ред. А. А. Радугина), М., 1997.

 

Практическое задание.

 

Российская экологическая партия «Зеленые».

Лозунг партии: «Как хранит нас природа, сохраним ее мы!» или «Эта жизнь в наших руках».

Символ:

символом  является росток на ладони человека. Данная эмблема легко запоминается, вызывает положительные эмоции и побуждает к бережливости и заботе об окружающей нас природе. Эта маленькая зеленая жизнь в наших руках, чем больше соберет  рук партия, тем больше таких жизней она сможет сберечь . Данная символика говорит о гармонии человека с природой, даже в какой-то степени о его духовности, о чистоте. Росток символизирует начало нового пути, ведущего к счастью, миру и благополучию.

Эмблема:

Цветовое  решение:

В эмблеме  использовано три цвета: изумрудный – росток, коричневый – земля и беж – рука. Все цвета довольно спокойных оттенков. Основным цветом является изумрудный. Сам по себе этот цвет символизирует духовность, ее олицетворение. Ассоциируется с юностью, с жизненными возможностями, с рождением и надеждой.

Цели:

Создание здоровой жизненной среды для человека, социальные и природные параметры которой обеспечивают максимум возможностей для его развития;

развитие  духовности, высоконравственного отношения  ко всему живому, формирование и  распространение экологического стиля  мышления на все сферы жизни людей, в том числе и на политическую;

Информация о работе Символы в политической рекламе