Символы в политической рекламе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".

Символы в политической рекламе играют очень большую роль, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1.Суть политической символики, ее роль………………………4

2.Классификация политической символики………………….14

Заключение................................................................................16

Список использованной литературы……………..….………..17

Практическое задание……………………………………………18

Работа содержит 1 файл

Полит.реклама.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

    СПГУАП                            10 ф-т (заочное отделение) 

Контрольная работа № 1

по  политической рекламе,  вариант № 31

по теме: «Символы в политической рекламе»

студента 1 курса

Марченко  Яны Михайловны

шифр 20103560, группа № z0857k

 

      Содержание.

Введение……………………………………………………………….3

1.Суть политической символики, ее роль………………………4

2.Классификация политической символики………………….14

Заключение................................................................................16

Список  использованной литературы……………..….………..17

Практическое  задание……………………………………………18

 

Введение.

     Политическая  символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".

     Символы в политической рекламе играют очень  большую роль, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите.

     Использование символических форм позволяет человеку упорядочивать окружающий его хаос. По мнению В. Франкла, человеку присуща «символическая потребность». Насколько эта врожденная символическая потребность глубоко укоренена и закреплена, мы видим в повседневной жизни обычного человека. Ежедневно и ежечасно он делает символические жесты – когда он приветствует кого-то или когда он желает что-то кому-то… Действие символа можно сравнить с эффектом перспективы. Подобно тому, как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяет в плоскости увидеть пространство, так и символический образ делает непостижимое доступным и понятным

     В ходе выполненной работы будет подробно рассмотрено такое понятие, как  политический символ, его суть и  неотъемлемая роль в политике. Будет выполнено практическое задание.

 

     

Политическая символика, ее роль.

     Ответ на вопрос «Что такое символ» вряд ли может быть однозначным, например, А. Ф. Лосев насчитывал около 60 определений символа. У самого Лосева "символ... — идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком" [1]. В современном философском словаре отмечается, что "символ в первоначальном значении в античности означал намеренно небрежно обломленную половину черепка, которую при расставании оставляли при себе, а другую оставляли партнеру.... Следовательно, смысл символа по греческому определению — быть разделением единого и единением двойственности" [2]. Так что количество и особенно "качество" терминологических содержаний символа многообразны и порой напоминают спор об определении Бога. (Различные божества тоже являются особыми символами, в т. ч. и политическими.)

     Символы выступают в качестве значимых феноменов  политической системы, они выполняют  свою функцию как предметы и действия, которые условно обозначают какие-либо политические содержания. Так, самым распространенным политическим символом является знамя, флаг. Это символ Родины, государства, политической неприкосновенности. В обществе с мощным символизмом за знамя патриоты-герои отдают свою жизнь, хранят его как важнейший элемент политической структуры. Кроме государственного флага, каждое государство имеет звуковой символ - гимн и зрительный символ - герб.

     В свое время большие споры вызвала  символика объединения Наш дом  — Россия, где «дом Россия» прикрывается крышей из ладоней В. Черномырдина. Дело в том, что слово «крыша» в наше время вошло в обиход как некое прикрытие, защита бизнеса, осуществляемые криминальными структурами. Тем не менее, эта символика мне показалась выигрышной: все-таки дом, все-таки крыша. Должен же кто-то нас защитить в этом ураганно бушующем мире!

     Громоздкие  символы, в частности Демократического выбора России, да и ряда других политических объединений не только маловыразительны, но плохо запоминаются. Зачем тогда  символ? Он должен быть прост, как советская пятиконечная звезда. Кстати, прекрасный, с точки зрения восприятия масс символ.

     В США символом республиканской партии, как известно, является слон. Символом демократической — осел. Изображение  слона или осла на плакате, листовке, значке и т. д. лаконично сообщает, от имени какой партии обращаются к избирателю. Предвыборные кампании республиканской партии в США, сопровождаемые пестрыми шествиями-демонстрациями, редко обходятся без живого слона, которого берут напрокат в зоопарке. Демократы, правда, ослов на улицу не выводят.

     Говоря  о роли символики в политической борьбе, сошлюсь на исследования специалистов, анализировавших нацистскую политическую рекламу. Гитлер признавал преимущества устного слова перед печатным, тренируясь и совершенствуясь в технике своих выступлений. Он сам создал нацистскую символику, взяв из трехцветного флага империи только красный цвет, как выражающий социальную суть его движения. Далее шел белый круг, символизирующий национальную идею, и свастика.

     Свастику  сегодня исследователи считают очень выгодной графически в том плане, что она легко может воспроизводиться даже на пыльных машинах и окнах. Свастика — действительно великолепный символ, пришедший к нам из древности и обозначавший вечность. Впрочем, об этом написано и так немало. И то, что у нас порою во дворе можно найти нарисованную мальчишками свастику, совсем не значит, что они — фашисты. Просто свастика — запретный плод, и потому мальчишки ради самоутверждения его рисуют. Был бы этот символ сложнее в исполнении — мы вряд ли его увидели бы сегодня.

     Символ  можно рассматривать как знак, а совокупность символов "одного рода" - как знаковую систему. Отмечу также, что генетически (от греков) понятие  символа было связано с идентификацией некоей общности и поэтому являлось общественно-политическим, образуя возможность создания собственно политической символики как совокупности "выразительных средств, придающих политической жизни, политическому действию, различным формам материализации политики явный, особенно очевидный, подчеркнутый, либо, напротив, скрытый смысл" [3].

     Говоря  о символах, нельзя не упомянуть  Э. Кассирера, который считал, что  человек — это вообще "символическое животное", следовательно, всю историю человечества можно рассматривать и сквозь призму символики, с помощью которой люди упорядочивают окружающий их хаос; язык, миф, религия, искусство и наука суть "символические формы". Поэтому Кассирер попытался объяснить механизм власти через технику современных ему политических мифов, опирающихся на символы: "В критических ситуациях человек всегда обращается к отчаянным средствам. Наши сегодняшние политические мифы как раз и являются такими отчаянными средствами. Когда разум не оправдывает наших ожиданий, то всегда остается в качестве ultima ratio власть сверхъестественного и мистического" [4].

     Анализ политических мифов и символики как таковой Кассирер проводил в основном по материалу Германии после первой мировой войны. Для стран, перманентно находящихся в состоянии общественно-политического хаоса, исследование политических мифов не менее актуально. Кроме того, даже в спокойные времена и в стабильных странах мифы продолжают действовать. Как правило, политической стабилизации способствуют опять-таки мифы, только более упорядоченные и иерархически выстроенные.

     Символ  сочетает в себе как идеальное, так и материальное, тем самым способствуя до некоторой, разумеется, степени — разрешению извечного спора между бытийным и сознательным. До тех пор, пока будет развиваться материальная и духовная культура общества, будут жить и символы, так или иначе идентифицирующие данный социум, выделяющие его среди иных культур. В сфере политики символический "синтез" идеального и материального проявляется, как известно, в соединении идеального понятия власти с миром реальных вещей, создаваемым человеком. При этом символ упрощает интеллектуальные операции с простыми и сложными политическими понятиями, но в то же время открывает простор всевозможным спекуляциям на этих понятиях.

     В определенном смысле политическая символика  сродни тем видам искусства, которые  апеллируют не столько к разуму, сколько к эмоциональной стороне человека. Именно потому, что художественный образ более чем сложен для анализа (равно как и политически и символ), помимо рационального восприятия, для нужного воздействия ("привлекает — не привлекает") следует учитывать многие психофизиологические особенности человека. Например, люди весьма положительно в эмоциональном плане ощущают организацию пространства с помощью сочетания вертикальных и горизонтальных объектов. Последние человеку, по оценкам психологов, кажутся нужными для сохранения равновесия. В то же время любое возвышение над головой регистрируется сознанием как сигнал к некоторому усилию, как "вызов" человеку Именно поэтому огромные здания и скульптуры (Эйфелева башня, статуя Свободы, небоскребы) превратились в своего рода символы. И поднимаясь на эти сооружения, люди как бы побеждают высоту. Не случайно города феодальной Европы представляли собой "битву вертикалей", когда "над рядовыми домами горожан взметались ввысь башни знати... В XIII веке городские коммуны побеждают почти повсеместно в Италии, и первым актом победивших в борьбе с феодалами купцов и ремесленников становится разрушение гордых башен" [5]. В этом примере — значение высоты как знака социального и политического отличия, а также демонстрация той силы, которую оказывают символы на людей. Разрушение символики — вспомним традиционное уничтожение штандартов побежденного врага, произведений культуры, памятников, целых городов и т. д. — один из способов борьбы со знаками власти и силы. Однако после практически любого уничтожения остается "символическая память": Карфаген, Бастилия, Берлинская стена, ставшие символами, на века задержались в истории; то же самое относится и к образам выдающихся политиков. В этом можно было бы усмотреть некий "закон сохранения" политической символики, ее "переход" из одного вида в другой, что связано, скорее всего, с двоичной, идеально-материальной природой символа. Но данный вопрос еще недостаточно изучен.

     Популярность  креста и некоторых других условно-графических  фигур многие ученые также объясняют  особенностями человеческого восприятия. К. Г. Юнг выдвинул концепцию архетипических знаков, впечатанных в наше сознание от рождения. Этот врожденный механизм позволяет нам осуществлять семантическую обработку биологически значимой информации очень быстро и почти всегда бессознательно. Матричные структуры зрительного анализатора, например, предпочитают воспринимать в первую очередь геометрические структуры типа крест, круг, квадрат (На их иконическое значение обратил внимание в 1920 г. и художник Казимир Малевич). У Юнга и у многих других исследователей символы неразрывно связаны с "бессознательным" влиянием на поведение человека в обществе.

     Восприятие  цвета и цветовые коннотации также  заложены на биологическом уровне (красный  — кровь, голубой — небо, желтый — солнце и т. п. ), хотя потом цвета  были введены и в социальный контекст. Некоторые исследователи говорят  об ощущении людьми сочетания желтого и черного цветов как знака опасности из-за окраски леопарда — первого врага приматов. Специфику же восприятия символов определяют место и время, степень развития общества, уровень образования человека и т. д.

     Если  каждый тип символики (из приведенной выше классификации) представить как некий особый знак, то из них можно "собирать тексты", организующие политическое пространство данного общества. Этот процесс и будет характеризовать синтактику данных символов (т. е. взаимодействие внутри системы), в свою очередь, связанную с прагматикой и семантикой. Однако в случае с политическими символами, разумеется, нет той строгости в сочетании элементов, которую мы наблюдаем, например, в языке. Определить некие ограничения и закономерности во взаимодействии типов политической символики — особая задача. В. Тернер отмечал, например, что "группы символов могут быть выстроены таким образом, чтобы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи и в котором могут существовать условные правила соединения. Это сообщение не об особых действиях и обстоятельствах, а о том, каковы в данной культуре основные структуры мышления, этика, эстетика, право и способы осмысления нового опыта" [6].

     Особенно  красноречив в этом отношении "язык" геральдики. Один только пример: специалисты, рассматривая изменения в гербе  Норвегии после вступления страны в  НАТО (к золотистому льву добавилась секира, а его когти стали черными), констатируют выраженный символический акцент на том, что с того времени "политика страны исходит из доктрины опоры на военную силу" [7]. Многие государства (или организации), особенно образованные в XX в., нарушают старинные геральдические правила, что можно охарактеризовать как попытку обновления прежних политических "языков".

     Если говорить о знаковой политической комбинаторике, то следует отметить, что политические символы как бы "тянутся" друг к другу, нужно только умело их соединять. Например, политические манифестации обычно приурочены к какой-то памятной дате, проводятся возле значительных скульптурно-архитектурных ансамблей, с использованием наглядно-агитационных и ритуально-процессуальных средств, музыки, транспарантов с условно-графической символикой и т. д. Такая обстановка благоприятствует внедрению в сознание людей символических форм идеологии и, следовательно, рекрутированию новых членов в те или иные организации. При этом, как и язык, политическая символика выполняет функции коммуникации и социализации. Кроме того, таким образом осуществляются функции создания понятийных структур и даже иллюзий. Ведь важнейшее предназначение политической символики — собирать "под свои знамена" как можно больше людей, ориентируя их на цели данной организации. Тем самым лишний раз доказывается, что символика — это всего лишь инструмент для политики, но инструмент очень ценный, а задача — научиться грамотно им пользоваться и совершенствовать его. Важно и другое: правильно распознавать, когда политические символы употребляются для манипулирования сознанием и идеологических спекуляций.

Информация о работе Символы в политической рекламе