Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 17:58, контрольная работа
Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".
Символы в политической рекламе играют очень большую роль, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите.
Введение……………………………………………………………….3
1.Суть политической символики, ее роль………………………4
2.Классификация политической символики………………….14
Заключение................................................................................16
Список использованной литературы……………..….………..17
Практическое задание……………………………………………18
СПГУАП
10 ф-т (заочное отделение)
Контрольная работа № 1
по политической рекламе, вариант № 31
по теме: «Символы в политической рекламе»
студента 1 курса
Марченко Яны Михайловны
шифр 20103560, группа № z0857k
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Суть политической символики, ее роль………………………4
2.Классификация политической символики………………….14
Заключение....................
Список использованной литературы……………..….………..17
Практическое задание……………………………………………18
Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".
Символы в политической рекламе играют очень большую роль, так же, как в коммерческой рекламе торговый знак, торговая марка, «брэнд-нейм», если хотите.
Использование символических форм позволяет человеку упорядочивать окружающий его хаос. По мнению В. Франкла, человеку присуща «символическая потребность». Насколько эта врожденная символическая потребность глубоко укоренена и закреплена, мы видим в повседневной жизни обычного человека. Ежедневно и ежечасно он делает символические жесты – когда он приветствует кого-то или когда он желает что-то кому-то… Действие символа можно сравнить с эффектом перспективы. Подобно тому, как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяет в плоскости увидеть пространство, так и символический образ делает непостижимое доступным и понятным
В ходе выполненной работы будет подробно рассмотрено такое понятие, как политический символ, его суть и неотъемлемая роль в политике. Будет выполнено практическое задание.
Ответ на вопрос «Что такое символ» вряд ли может быть однозначным, например, А. Ф. Лосев насчитывал около 60 определений символа. У самого Лосева "символ... — идейная, образная или идейно-образная структура, содержащая в себе указания на те или иные, отличные от нее предметы, для которых она является обобщением и неразвернутым знаком" [1]. В современном философском словаре отмечается, что "символ в первоначальном значении в античности означал намеренно небрежно обломленную половину черепка, которую при расставании оставляли при себе, а другую оставляли партнеру.... Следовательно, смысл символа по греческому определению — быть разделением единого и единением двойственности" [2]. Так что количество и особенно "качество" терминологических содержаний символа многообразны и порой напоминают спор об определении Бога. (Различные божества тоже являются особыми символами, в т. ч. и политическими.)
Символы выступают в качестве значимых феноменов политической системы, они выполняют свою функцию как предметы и действия, которые условно обозначают какие-либо политические содержания. Так, самым распространенным политическим символом является знамя, флаг. Это символ Родины, государства, политической неприкосновенности. В обществе с мощным символизмом за знамя патриоты-герои отдают свою жизнь, хранят его как важнейший элемент политической структуры. Кроме государственного флага, каждое государство имеет звуковой символ - гимн и зрительный символ - герб.
В свое время большие споры вызвала символика объединения Наш дом — Россия, где «дом Россия» прикрывается крышей из ладоней В. Черномырдина. Дело в том, что слово «крыша» в наше время вошло в обиход как некое прикрытие, защита бизнеса, осуществляемые криминальными структурами. Тем не менее, эта символика мне показалась выигрышной: все-таки дом, все-таки крыша. Должен же кто-то нас защитить в этом ураганно бушующем мире!
Громоздкие символы, в частности Демократического выбора России, да и ряда других политических объединений не только маловыразительны, но плохо запоминаются. Зачем тогда символ? Он должен быть прост, как советская пятиконечная звезда. Кстати, прекрасный, с точки зрения восприятия масс символ.
В США символом республиканской партии, как известно, является слон. Символом демократической — осел. Изображение слона или осла на плакате, листовке, значке и т. д. лаконично сообщает, от имени какой партии обращаются к избирателю. Предвыборные кампании республиканской партии в США, сопровождаемые пестрыми шествиями-демонстрациями, редко обходятся без живого слона, которого берут напрокат в зоопарке. Демократы, правда, ослов на улицу не выводят.
Говоря о роли символики в политической борьбе, сошлюсь на исследования специалистов, анализировавших нацистскую политическую рекламу. Гитлер признавал преимущества устного слова перед печатным, тренируясь и совершенствуясь в технике своих выступлений. Он сам создал нацистскую символику, взяв из трехцветного флага империи только красный цвет, как выражающий социальную суть его движения. Далее шел белый круг, символизирующий национальную идею, и свастика.
Свастику сегодня исследователи считают очень выгодной графически в том плане, что она легко может воспроизводиться даже на пыльных машинах и окнах. Свастика — действительно великолепный символ, пришедший к нам из древности и обозначавший вечность. Впрочем, об этом написано и так немало. И то, что у нас порою во дворе можно найти нарисованную мальчишками свастику, совсем не значит, что они — фашисты. Просто свастика — запретный плод, и потому мальчишки ради самоутверждения его рисуют. Был бы этот символ сложнее в исполнении — мы вряд ли его увидели бы сегодня.
Символ можно рассматривать как знак, а совокупность символов "одного рода" - как знаковую систему. Отмечу также, что генетически (от греков) понятие символа было связано с идентификацией некоей общности и поэтому являлось общественно-политическим, образуя возможность создания собственно политической символики как совокупности "выразительных средств, придающих политической жизни, политическому действию, различным формам материализации политики явный, особенно очевидный, подчеркнутый, либо, напротив, скрытый смысл" [3].
Говоря о символах, нельзя не упомянуть Э. Кассирера, который считал, что человек — это вообще "символическое животное", следовательно, всю историю человечества можно рассматривать и сквозь призму символики, с помощью которой люди упорядочивают окружающий их хаос; язык, миф, религия, искусство и наука суть "символические формы". Поэтому Кассирер попытался объяснить механизм власти через технику современных ему политических мифов, опирающихся на символы: "В критических ситуациях человек всегда обращается к отчаянным средствам. Наши сегодняшние политические мифы как раз и являются такими отчаянными средствами. Когда разум не оправдывает наших ожиданий, то всегда остается в качестве ultima ratio власть сверхъестественного и мистического" [4].
Анализ политических мифов и символики как таковой Кассирер проводил в основном по материалу Германии после первой мировой войны. Для стран, перманентно находящихся в состоянии общественно-политического хаоса, исследование политических мифов не менее актуально. Кроме того, даже в спокойные времена и в стабильных странах мифы продолжают действовать. Как правило, политической стабилизации способствуют опять-таки мифы, только более упорядоченные и иерархически выстроенные.
Символ сочетает в себе как идеальное, так и материальное, тем самым способствуя до некоторой, разумеется, степени — разрешению извечного спора между бытийным и сознательным. До тех пор, пока будет развиваться материальная и духовная культура общества, будут жить и символы, так или иначе идентифицирующие данный социум, выделяющие его среди иных культур. В сфере политики символический "синтез" идеального и материального проявляется, как известно, в соединении идеального понятия власти с миром реальных вещей, создаваемым человеком. При этом символ упрощает интеллектуальные операции с простыми и сложными политическими понятиями, но в то же время открывает простор всевозможным спекуляциям на этих понятиях.
В определенном смысле политическая символика сродни тем видам искусства, которые апеллируют не столько к разуму, сколько к эмоциональной стороне человека. Именно потому, что художественный образ более чем сложен для анализа (равно как и политически и символ), помимо рационального восприятия, для нужного воздействия ("привлекает — не привлекает") следует учитывать многие психофизиологические особенности человека. Например, люди весьма положительно в эмоциональном плане ощущают организацию пространства с помощью сочетания вертикальных и горизонтальных объектов. Последние человеку, по оценкам психологов, кажутся нужными для сохранения равновесия. В то же время любое возвышение над головой регистрируется сознанием как сигнал к некоторому усилию, как "вызов" человеку Именно поэтому огромные здания и скульптуры (Эйфелева башня, статуя Свободы, небоскребы) превратились в своего рода символы. И поднимаясь на эти сооружения, люди как бы побеждают высоту. Не случайно города феодальной Европы представляли собой "битву вертикалей", когда "над рядовыми домами горожан взметались ввысь башни знати... В XIII веке городские коммуны побеждают почти повсеместно в Италии, и первым актом победивших в борьбе с феодалами купцов и ремесленников становится разрушение гордых башен" [5]. В этом примере — значение высоты как знака социального и политического отличия, а также демонстрация той силы, которую оказывают символы на людей. Разрушение символики — вспомним традиционное уничтожение штандартов побежденного врага, произведений культуры, памятников, целых городов и т. д. — один из способов борьбы со знаками власти и силы. Однако после практически любого уничтожения остается "символическая память": Карфаген, Бастилия, Берлинская стена, ставшие символами, на века задержались в истории; то же самое относится и к образам выдающихся политиков. В этом можно было бы усмотреть некий "закон сохранения" политической символики, ее "переход" из одного вида в другой, что связано, скорее всего, с двоичной, идеально-материальной природой символа. Но данный вопрос еще недостаточно изучен.
Популярность
креста и некоторых других условно-графических
фигур многие ученые также объясняют
особенностями человеческого
Восприятие
цвета и цветовые коннотации также
заложены на биологическом уровне (красный
— кровь, голубой — небо, желтый
— солнце и т. п. ), хотя потом цвета
были введены и в социальный контекст.
Некоторые исследователи
Если каждый тип символики (из приведенной выше классификации) представить как некий особый знак, то из них можно "собирать тексты", организующие политическое пространство данного общества. Этот процесс и будет характеризовать синтактику данных символов (т. е. взаимодействие внутри системы), в свою очередь, связанную с прагматикой и семантикой. Однако в случае с политическими символами, разумеется, нет той строгости в сочетании элементов, которую мы наблюдаем, например, в языке. Определить некие ограничения и закономерности во взаимодействии типов политической символики — особая задача. В. Тернер отмечал, например, что "группы символов могут быть выстроены таким образом, чтобы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи и в котором могут существовать условные правила соединения. Это сообщение не об особых действиях и обстоятельствах, а о том, каковы в данной культуре основные структуры мышления, этика, эстетика, право и способы осмысления нового опыта" [6].
Особенно красноречив в этом отношении "язык" геральдики. Один только пример: специалисты, рассматривая изменения в гербе Норвегии после вступления страны в НАТО (к золотистому льву добавилась секира, а его когти стали черными), констатируют выраженный символический акцент на том, что с того времени "политика страны исходит из доктрины опоры на военную силу" [7]. Многие государства (или организации), особенно образованные в XX в., нарушают старинные геральдические правила, что можно охарактеризовать как попытку обновления прежних политических "языков".
Если говорить о знаковой политической комбинаторике, то следует отметить, что политические символы как бы "тянутся" друг к другу, нужно только умело их соединять. Например, политические манифестации обычно приурочены к какой-то памятной дате, проводятся возле значительных скульптурно-архитектурных ансамблей, с использованием наглядно-агитационных и ритуально-процессуальных средств, музыки, транспарантов с условно-графической символикой и т. д. Такая обстановка благоприятствует внедрению в сознание людей символических форм идеологии и, следовательно, рекрутированию новых членов в те или иные организации. При этом, как и язык, политическая символика выполняет функции коммуникации и социализации. Кроме того, таким образом осуществляются функции создания понятийных структур и даже иллюзий. Ведь важнейшее предназначение политической символики — собирать "под свои знамена" как можно больше людей, ориентируя их на цели данной организации. Тем самым лишний раз доказывается, что символика — это всего лишь инструмент для политики, но инструмент очень ценный, а задача — научиться грамотно им пользоваться и совершенствовать его. Важно и другое: правильно распознавать, когда политические символы употребляются для манипулирования сознанием и идеологических спекуляций.