Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:55, шпаргалка
Вопрос1: Объект и предмет политологии.
Вопрос2: Методы политологии: Методами науки называются приёмы и способы, с помощью которых появляются новые знания и систематизируются старые. В политологии используют три группы методов исследования политики.
....
Вопрос 34: Глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы- наиболее важные общечеловеческие проблемы, которые пвияют на жизнь всего человечества.
Внутри субъективно-объективных отношений выделяются 2 подтипа: подданнические и демократические.
Подданнические возникают когда власть сосредоточена в руках одной стороны, а другая сторона не имеет полит прав и обязана только подчиняться.
Демократические отношения возникают когда все взаимодействующие стороны обладают полит правами и свободами и могут требовать от властного субъекта только таких действий, которые установлены для него законом. Среди демократических отношений выделяют интравертные полит отношения, они возникают когда субъект и объект одно и то же полит явление. Так в 1993г российский народ как субъект политики принимает для себя как объекта Российскую конституцию и обязывает себя исполнять её.
Субъективно-объективные отношения возникают м/у властными субъектами, к ним относятся взаимодействия м/у президентом и правящими партиями, т.е. м/у любыми сторонами обладающими властными полномочиями. Взаимосвязи и взаимодействия такого рода приводят к изменениям внутри полит системы, изменениям м/у персоналиями и не затрагивает одни полит системы. К этому типу отношений относятся взаимодействия в процессе полит или военных переворотов, заговоров и т.д.
Объективно
–объектные отношения
Т.о. все полит
отношения создают единую соц.
неоднородную территориальную
. Политический конфликт - столкновение интересов, мнений, действий отдельных личностей, партий, организаций, государств. В основе конфликта лежит противоречие. Конфликт рассматривается как зло, как угроза стабильному состоянию общества. На Западе существует наука - конфликтология, в которой конфликт рассматривается как способ саморегуляции политической системы.
Отрицательные функции - тревожность, агрессивность, может увести в тупик, разрастание конфликта ведет к потерям. Положительные функции - выхлопной клапан для накопленных страстей. разрядка напряженности.
Динамика развития конфликта: зреют противоречия, создается конфликтная ситуация. Противники уверены в своей победе, но по мере разрешения конфликта появляются попытки договориться. Это достигается компромиссом. Если не устранен источник конфликта, то он может возникнуть снова.
Основанием, помогающим
устранить конфликт, является консенсус
- вид политического взаимодейств
Существуют параметры, по которым судят о степени консенсуса:
1. Уровень оппозиции
к существующему внутри
2. Степень согласия политических сил в проведении государственной политики.
Насильное подавление конфликта переводит его в хроническую форму.
Вопрос20:
Понятие гос-ва, его сущность и признаки.
Государство- тереториальня общность социально неоднородного общества связанная в единое целое принудительной публичной властью.
Государство является основным политическим институтом, потому что оно возникло раньше, чем другие политические институты. Только государство обладает законным правом на насилие и другие формы принуждения. Хотя бы формально, государство определяет деятельность других политических институтов.
Существуют различные теории, объясняющие происхождения государства:
При этом сущность государства определяется как сила, обеспечивающая совместное проживание социально неоднородных людей на одной территории.
При политическом подходе даётся ответ на 3 вопроса:
При этом подходе существует разное понимание сущности государства.
Марксисты выделяли классическую сущность государства, она определялась как сила, как механизм государства одного класса над другим.
В 70е годы 20го
века появилась теория
Сущность государства наиболее полно раскрывается в его отличительных признаках, к числу которого относятся:
Вопрос 21:
Формы правления, формы гос-венного устройства и функции гос-ва.
Каждому государству присущи различные формы. Форма государства – это социальный класс и территориальная деятельность государственной власти.
Существует 3 формы государства:
Формы правления государства – это правовые положения высших органов государственной власти (главы государства, парламента, правительства).
Существует 2 формы правления: а) монархия, б) республика
При монархии власть централизованно находится в руках одного человека, источником власти является один человек, передаётся по наследству и не ограничивается сроками. В свою очередь существуют разные типы монархии: неограниченный обладатель – монарх, ограниченная (парламент, конституция).
Сейчас в мире существует монархий. В этих странах живёт примерно 450 млн. человек. Абсолютная монархия (Саудовская Аравия) где вся власть принадлежит одному человеку. В России была при ПетреI. Республика – это такая форма правления, при которой источником власти является народ, существует выборный и сменный глава государства, который ограничен сроками власти. Власть распределяется между многими субъектами в том числе граждане имеют одинаковы права. Разнообразие республик ещё больше: рабовладельческая, буржуазная, социалистическая, парламентская, президентская.
Парламентская республика
– это такая форма правления,
при которой ведущую роль
Президентская республика
– центральное место
- США: президент
глава государства, ему
- Франция и
Россия: президент наряду с
этим обладает частью законодат
- Германия: президент
является представительной
Форма государственного устройства – это территориальное деление государственной власти или соотношение м/у высшей властью и властью субъектов. Существует 2 формы государственного устройства: унитарные и федеративные.
При унитарном
устройстве существует одна
При федеративном устройстве существует 2 уровня высшей власти: двойственная законодательная и двойственное гражданство. Федерация объединяет либо государство, либо территории, образующие государство (штат).
Существует и третья
неустойчивая форма гос.
Современное демократические государства стали называться правовыми государствами.
Государство, которым
правит закон, а не воля
1 Внутренние- регулирование
экономики, соц и
2 Внешние- обеспечение
внешней безопасности и
Вопрос 22:
Правовое гос-во.
Правовое гос-во-такое гос-во в котором имеет место верховенство закона, а не воли властвующих субъектов.
Правовому государству присущи следующие признаки:
Современные демократические страны: Франция, Германия заявили, что они являются правовым государством, но пока в мире нет правового государства.
Вопрос 23:
Политические партии. Признаки и структура
Термин партия происходит от латинского слова «part» и означает часть. Политическая партия – это часть класса или народа, обладающего политическим сознанием и активно участвующего в политической жизни общества.
Политическая партия
в современном смысле
В середине 19го
века возникли политические