Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные функции политологии.
3. Особенности формирования политологии в российском обществе.
4.Европейская политическая мыль
5.Особенности формирования и развития российской политической мысли.

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы политология.docx

— 101.16 Кб (Скачать)

 

Баланс организации  обеспечивается посредством внутренних взаимосвязей, прежде всего вертикальных властных коммуникаций. Координирующий центр (высший уровень управления в  организации), используя вертикальные связи, направляет усилия всех организационных  подсистем на своевременное поступление  ресурсов, их обработку с наименьшими  издержками, а также передачу продуктов  деятельности различным сегментам  внешнего окружения в соответствии с текущей ситуацией.

 

Выделение основных структурных компонентов организации.

 

Для поддержания  организационной системы в рабочем  состоянии необходимо взаимодействие ряда внутренних компонентов организации, или ее структурных составляющих.

 

На рис. 11 показана упрощенная схема взаимодействия составных  компонентов организации, разработанная  Г. Ливиттом [144. Р. 44]. По мнению современных  исследователей, данная базовая модель позволяет сторонним наблюдателям понять стратегически важные части  организации и их системное взаимодействие. При этом системное взаимодействие внутри организации следует рассматривать как взаимозависимость четырех внутренних подсистем (компонентов): целей организации, социальной структуры организации, технологий и персонала, или членов, организации.

 

7. Политическая жизнь и ее особенности в современной России

Характеризуя особенности  политического процесса в современной России, необходимо помнить, что его специфика во многом порождена особенностью переходного этапа от тоталитаризма к демократии. Из курса истории вы знаете, что с конца 80-х гг. XX в. началось движение нашего общества по пути демократических преобразований. Вехами этого процесса стали провозглашение политики гласности, прове- 
дение выборов в высший орган власти — Съезд народных депутатов — на альтернативной основе, отмена 6-й статьи Конституции 1977 г., утверждавшей монопольное политическое положение КПСС в политической системе страны. Переустройство политической сферы на демократических началах, переход к новому типу политической системы оказались делом нелегким, длительным и неоднозначным. Перемены затронули базовые социальные, экономические и политические структуры, сам образ жизни миллионов людей в нашей стране, систему их ценностей. Однако произошедшие преобразования далеко не всегда оказывались к лучшему. Страна пережила тяжелейший спад в экономике (в 2000 г. валовой внутренний продукт России составлял всего 58% от ВВП РСФСР 1990 г.). Крушение устаревших общественных догм сопровождалось и разрушением социальных норм, регулировавших различные стороны жизни людей. Серьезно пострадал уровень жизни значительных слоев населения. В результате особенностью политических процессов в современной России является, по данным социологических исследований, крайне низкий уровень доверия граждан практически ко всем политическим институтам. Издержки радикальных экономических преобразований и демократизации (которые тем не менее нельзя считать более значительными, чем издержки других революций) породили разочарование и недовольство нынешним положением, а у старших поколений нередко еще и ностальгию по советским временам. Вместе с тем в целом российское общество рубежа XX—XXI вв. оказалось обществом перспективного, а не ретроспективного идеала. Проводившиеся за последние годы опросы общественного мнения наглядно продемонстрировали, что более половины россиян считают, что без демократических процедур нормальная жизнь в обществе невозможна. 
Большинство аналитиков сходится во мнении, что на пути становления российской государственности за минувшие 15 лет были сделаны важные шаги. Ее контуры обрели более четкие очертания. Принята новая Конституция РФ (1993 г.), в которой высшей ценностью провозглашены права, свободы, честь и достоинство человека. В свете произошедших в стране за последние годы трансформаций перспектива сползания к какой-либо форме диктатуры выглядит довольно спорной. Вместе с тем очевидно, что и переход к демократии в России еще далек от завершения. Главная проблема, стоящая перед Россией, по-прежнему, как и в начале 90-х гг. XX в., состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органичного сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового государства и российских исторических и культурных традиций. 
Особенностью политического процесса в современной России является достаточно причудливое сочетание элементов авторитаризма, во многом доставшихся в наследство от прежней советской политической системы, и демократии. Выдвигаются задачи реформирования правоохранительной и судебной систем, обеспечения прав граждан, создания условий для развертывания предпринимательства, что соответствует принципам демократии. Но все это сочетается с проявлением авторитарных тенденций, особенно в ряде регионов, а также на местном уровне. Существует мнение, согласно которому особенностью политических процессов в современной России является их «гибридный характер» в большинстве регионов страны. Отличительной характеристикой такого режима является его парадоксальная устойчивость, которая обеспечивается отсутствием явных внешних и внутренних факторов, способных сделать эволюцию режима в сторону авторитаризма или демократии последовательной. Таким образом, политический процесс и политический режим в современной России имеют очевидные признаки демократии — регулярные выборы, наличие политических прав и свобод, функционирование так называемой системной оппозиции. Но одновременно существующая система отвечает интересам привилегированных групп — старой и новой бюрократии, крупного бизнеса, партийной элиты, генералитета. Политический процесс в этих условиях опирается на старые, привычные административные механизмы мобилизации и контроля, но при этом использует и новые, демократические институты. Многие эксперты обеспокоены возможностью серьезных дисбалансов и роста напряженности, стрессов политической системы страны, которой не хватает гибкости и адаптивности к условиям меняющегося мира и которой со временем может недоставать массовой поддержки. 
Вместе с тем российские реалии дают и повод для оптимизма. Ряд демократических институтов прочно вошел в повседневную жизнь. У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе и свободе слова. Проводимая реформа избирательной системы может усилить роль партий в политическом процессе. И хотя демократия, демократический политический процесс в его развитых формах остаются для России делом будущего, перспективы для их развития достаточно благоприятны и во многом связаны с расширением возможностей и предпосылок самоорганизации людей, институтов гражданского общества. 
Модель демократического процесса не может быть навязана сверху. Она должна расти снизу и вобрать в себя те нормы, ценности и процессы, которые содержат потенциал взаимного доверия и социальной интеграции.

 

8 Политическое поведение и его формы

 

 

Политическое поведение  – это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы. 
Степень вовлеченности граждан в политику зависит от политического режима в государстве, традиций, духовного климата в обществе, конкретной ситуации и, в первую очередь, – от пола и возраста. Политическое поведение также детерминировано психологическими особенностями личности – темпераментом, волей, эмоциями. Среди факторов, влияющих на политическое поведение, следует выделить также материальное и социальное положение человека, профессиональный статус, идеологические ценности. Кроме того, существенное влияние оказывают политические традиции в семье, партийные предпочтения, развитое чувство гражданского долга, предполагаемая важность любого политического события. 
Политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики. 
В политическом поведении принято выделять: 
· формы рациональных политических действий; 
· формы бессознательного политического поведения. 
Разграничительным критерием при этом оказывается принцип: поведение, неконтролируемое сознанием, не является подлинным психическим действием, а его характер определяется иными психическими свойствами субъекта и особенностями конкретной социально-политической ситуации. Из-за сложности и многообразия анализируемого феномена систематизировать политическое поведение можно лишь по различным критериям. Так, политическое поведение можно характеризовать с учетом следующих оснований: 
· по субъектам поведения – индивид, социальная группа, класс, нация, политическое движение, масса, толпа и т.д.; 
· по склонностям и психическим состояниям – поведение импульсивное, инстинктивное, эмоциональное, чувственное и по настроению; 
· по ситуационному контексту поведения – ситуации стабильные, кризисные, революционные, военные; 
· по организационным формам и нормам поведения – организационные, институциональные, неформальные; 
· по характеру отклоняющегося поведения – произвольное, случайное, неожиданное, неизбежное, стихийное; 
· по продолжительности поведения – единичный акт, явление или развивающийся процесс; 
· по остроте проявления поведения – борьба, протест, гнев, ненависть, бунт. 
Политическое участие предполагает различные цели, которые в самом общем виде могут быть сформулированы следующим образом: 
· воздействие на правительство; 
· повышение уровня благосостояния граждан; 
· развитие своего региона; 
· решение экологических проблем; 
Формы политического участия – устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляют политическую культуру – принято разделять на две группы: 
 
1) формы активного участия (реакция на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей; электоральное поведение; участие в деятельности политических партий и общественных организаций; выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или направленные против нее; участие в прямых политических действиях – собрания, референдумы и т.д.; активная деятельность в неформальных политических движениях, направленных против существующей системы) 
2) пассивные, или иммобильные формы участия (неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры; политический индифферентизм как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия как форма неприятия политической системы; политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и ее институтам) 
Электоральное поведение – проявление политических ориентаций и предпочтений граждан во время выборов.  
Бессознательное политическое поведение – проявление политической активности, при котором поведенческие акты субъектов носят неосознанный или не вполне мотивированный характер. 
Бессознательная активность проявляется главным образом в форме аффективного, патологического и рутинного поведения. 
Аффективное поведение проявляется в форме исключительно бурно протекающей реакции субъекта на сильный внешний раздражитель, при которой полностью или частично вытесняется его сознательный контроль за своими действиями. 
Патологическое поведение вытекает из нарушения способности сохранять индивидом психологическое постоянство, равновесие. 
Рутинное политическое поведение представляет собой автоматические, стереотипные и зачастую символические действия, имеющие политическое значение. 
Таким образом, можно резюмировать, что условиями политического участия, не подрывающего стабильность политической системы, являются: высокая степень институционализации, которая позволяет ввести политическую активность в рамки норм, процедур и законов; низкая степень социальной фрустрации масс; интенсивная вертикальная и горизонтальная мобильность; активизация экономического развития. 

 

9. Понятие власти и ее природа

 

Политическая власть - одна из основных категорий политологии. Она позволяет понимать сущность политической сферы общества. Поэтому  важно определить природу власти вообще и потребность политической власти в частности.

 

     Ассигнуйте  четыре фундаментальных понятия,  позволяя рассматривать природу  власти. Представители первого понятия,  ученые-педагоги Т.Гоббса, Дж. Замок, I.Kant, Z.Z.Russo, полагал, что природа  власти завершена в праве. Первоначально,  согласно Z.Z.Russo и его последователям, власть возникла как результат  общественного контракта, который  является контрактом между обществом  и губернаторами. Общество делегировало  властные полномочия тому человеку  или группе людей, которые могли  защитить и продвинуть развитие  данного общества. В обществах,  которые являются в различных  шагах развития, такая делегация  полномочий может быть и престолонаследием,  и демократические выборы. В обоих  случаях у власти есть юридические  основания.

 

     Согласно второму  понятию, в основе власти ложь  нравов. Один из первых, которыми  такое заключение было сделано  G.Gegel, кто заметил, что достойные  люди должны доминировать только. Его мысль установила в основании  понятия меритократической (от  латинского «меритос» - лучшее, от  греческого «кратос» - власть), имел  развитие в столетии ОБМАНА-TH. Это большинство видных представителей  является V.Pareto, G.Moska, H.ortega-and-gaset. Они  полагали, что власть самые талантливые  люди с высокими интеллектуальными  и моральными качествами должна  обладать.

 

     Третье понятие  основано на психоанализе З.Фреджды,  который представлял природу  власти как результат подсознательной  неполноценности тех, кто доминирует. По его мнению у людей, которые  у власти, есть комплексы неполноценности,  чаще в сексуальной сфере. Власть  над другими людьми необходима  для того, чтобы преодолеть этих  комплексов для них.

 

 

 

Четвертое понятие  рассматривает природу власти как  особенность развития общества. Социогенезис, который является развитием и  осложнением общества, приводит к  потребности, чтобы заказать связи  с общественностью. В этой связи  в обществах перед классом  была специальная группа людей, контролирующих соблюдение норм, табу. Сначала их власть ограничила только кровосмешение (связанные  с кровью сексуальные коммуникации), который провел к вырождению общества. Тогда функции наблюдения простирались не только на сфере сексуальных отношений, но также и на имущественных отношениях, на отношениях с другими обществами и т.д.

 

     Властные  отношения как специальный вид  связей с общественностью, требовательное  подчинение и отдельный человек,  и общество в целом были  в результате произведены. Побуждения  подчинения могут быть различными, основанными на: 1) интерес к достижению  цели; 2) осуждения в потребности  работы заказов; 3) власть доминирования; 4) чувство страха перед нежелательными  последствиями в случае неповиновения.  Властные отношения являются  объективно врожденными от общественной  жизни, чтобы жить в обществе  и быть свободными от его  правил, это невозможно.

 Сущность власти  состоит в праве и возможности  одного управлять, расположить  и управлять другими; в способности  и возможности одного, чтобы выполнить  желание относительно другого,  оказать влияние определения  на их поведение и деятельность, используя таким образом власть, право, насилие и другие средства.

Категория «политическая  власть» включает все категории  создания "власть", но имеет также  отличительные особенности: 1) лидерство, принуждение его решений для  всего общества и, соответственно, для  всех других видов власти. Это может  ограничить экономические, социальные и другие формы власти, помещает их в определенные структуры; 2) общность, которая является гласностью. Это  означает, что политическая власть работает на основе права и простирается на всем обществе. Она решает проблему согласия, полагая, что обстоятельство, что общество разделено на разнообразные  интересы; 3) законность в использовании  силы и других средствах власти в  пределах страны; 4) моноцентричность, который является существованием общенационального  центра принятия решения. Однако политическая власть выполнена не только система  государственных структур, но также  и такие предметы, как политические партии и общественные ассоциации. В них права и будет людей, ассигнованных с властным концентратом полномочий; 5) маневренность, которая  является использованием широкого спектра  средств за выгоду, вычитание и  реализацию власти, мобилизации общества на достижении любых целей.

На основе перечисленных  особенностей возможно сделать следующее  определение политической власти:

 

     Политическая  власть - определенный тип связей  с общественностью, возникающих  между большими социальными группами, между государством и обществом,  между структурами государства  власти, политическими партиями  и общественными ассоциациями, которые  используют политические институты  и ресурсы для управления политическими  процессами и общественной жизнью  с целью создания определенного  типа правления и определенного  политического способа. Политическая  власть начинается там, где  способность влиять простирается  на широких массах, на миллионах,  включая на государстве. Теперь  есть некоторые понятия, рассматривающие  понятие политической власти. Релятивистское  понятие (от английского отношения  - отношение) рассматривает политическую  власть как отношение, в котором  предмет власти оказывает влияние  определения на объект. Поскольку  предмет и объект могут действовать:  люди, группы, уровни населения, общественных  ассоциаций, политических партий, государства.  Это понятие включает ряд методов  и пути влияния власти на  обществе с целью достижения  стабильности. Среди них возбуждение  активной трудовой деятельности, соблюдение норм общественного  поведения, согласования с оппозицией  секцией "зон влияния». Понятие  Bihevioristsky (от английского bihavior - поведение)  также начинается с обработки  политической власти как человеческие  отношения, в котором доминируют, заказывают, доминируют, и другие  подчиняются и выполняют решения  первого. Но представители данного  понятия уделяют особенное внимание  побуждениям поведения людей  в гонке за власть. Они полагают, что стремление к власти помещено  в природу отдельных людей,  которые обладают «политической  энергией», которая является способностью  доминировать. Кроме того, стремление  к власти может быть вызвано  те благословения и привилегии, которые получены людьми, имеющими  власть. Еще один повод в гонке  за власть - желание людей к  поездке эго, дать компенсацию,  любой недостает.Школы бихевиористской  представителей признают, что в  условиях рыночной экономики  политическая власть становится  товарами, который использует устойчивое  требование. В результате там  оригинально «рынок власти» с  менеджерами, готовящими кандидатов  на власти и обеспечивающими  их победу на выборах. Гонка  за власть - непрерывный процесс.  Изучение побуждений этой борьбы  фактически, особенно в условиях, когда современный мир подвергается  опасности от внешних людей  доминирования, выводивших из  равновесия менталитет или непропорционально  высокие амбиции.  Понятие системы  рассматривает власть как ядро  политической системы общества, от которого это является прямым  или опосредованно, все другие  элементы связаны. Согласно представителям  данного понятия, проблемы политической  власти: 1) регулирование человеческих  отношений и общества в целом,  включая государственно-политические  институты; 2) разрешение постоянно  возникающих противоречий между  потребностью заказа относительно  общества и разнообразием интересов  членов общества; 3) создание уравновешенной, устойчивой политической системы  общества. Таким образом, все понятия  политической власти подчеркивают  ее ценность как регулятор  общественной жизни. Она позволяет  организовывать социальное производство, которое невозможно без подчинения  всех участников для единственного  желания; обеспечивает реализацию  общих интересов различных социальных  групп; целостность поддержек  и относительная стабильность  общества.

 

10.Политическая власть, ее особенности и функции.

 

Наиболее  важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это  присущая политически организованному  сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов  – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть – это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами. Функции политической власти, или ее общественное предназначение, состоит в том, что она есть, во-первых, инструмент поддержания целостности сообщества и, во-вторых – средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. В этом выражаются основные функции политической власти. Другие ее функции (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т. п.) имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение. Укажем на существенные черты политической власти. К таковым можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение. Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Проявлениями суверенитета политической власти являются ее независимость и неделимость. Независимость политической власти означает ее верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и ее равенство по отношению к власти, которая существует в рамках других политически организованных сообществ. Неделимость политической власти означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть все же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил. Воля – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своей воли подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть. Авторитет – общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Авторитет власти находит свое выражение в готовности субъектов общественных отношений подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности подчиняться является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенность в годности и признанности субъекта власти к осуществлению своей миссии. Принуждение – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение как существенную черту политической власти не следует отождествлять и с диктатурой, для которой насилие является основным средством правления. Можно говорить о наличии политической власти в обществе только в том случае, если имеют место все указанные черты без исключения. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.  
 
11. Легитимность политической власти и ее источники

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"