Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные функции политологии.
3. Особенности формирования политологии в российском обществе.
4.Европейская политическая мыль
5.Особенности формирования и развития российской политической мысли.

Работа содержит 1 файл

ответы на вопросы политология.docx

— 101.16 Кб (Скачать)

1.Политология как наука  и учебная дисциплина.

 

Политика - одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного разрешения политических проблем. Политология  как наука охватывает многообразные  проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную  политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического  мышления, теорию политической деятельности. Политология - это наука о законах  функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет  свой объект и предмет познания.

 

Предметом политологии выступают  законы становления, функционирования и раз-вития политической власти, факторы, воздействующие на их реализацию, механизм и результаты действия этих законов. В обобщенном виде можно  сказать, что предметом политологии  являются закономерности взаимоотношений  социальных субъектов по поводу политической власти.

 

Объектом политологии  является политическая сфера общества, происходящие в мире политического  явления и процессы. К ним относятся: политические отношения и процессы, средства, используемые для достижения политических целей, механизм функционирования политических институтов, деятельность политических партий и движений/уровень  политической культуры субъектов политики, изучение основных проблем международных  отношений. В обобщенном виде объектом политологии выступает политическая жизнь людей, их организаций, партий и других институтов.

 

Каждая наука имеет  свой методологический аппарат: законы, категории, принципы. Основными принципами политологии как науки являются следующие: учет политической реальности, приоритет общечеловеческих принципов, учет и использование достижений других наук. Основными категориями  политологии выступают власть, влияние, авторитет, демократия, свобода, лидерство, управление.

 

Политология как наука  дает оценку политическому строю, ведет  поиск наиболее эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов.

 

Под методами политологии  понимают способы познания. В современной  политологии существуют следующие  методы политических исследований: структурно-функциональный анализ; бихевиористский метод (изучение политики через поведение отдельных  личностей и групп, распространен  в западной политологии); институциональный (изучение политических институтов - государства, политических партий и т.д.).

 

2.  Основные функции  политологии.

 

Функции политологии:

 

- гносеологическая (дает  новые знания, проясняет и упорядочивает  имеющиеся) – иногда эту функцию  низводят до описательной (дескриптивной), с одной стороны, и объяснительной  – с другой;

 

- просветительская (несет  знания в массы);

 

- аксиологическая (служит  основой для оценок, формирует  систему политических ценностей);

 

- методологическая (разрабатывает  методику изучения политики и  методы политической деятельности);

 

- мировоззренчески-идеологическая (участвует в выработке индивидуальных  мировоззрений и общественных  идеологий);

 

- мотивационная (стимулирует  политическую деятельность);

 

- прагматическая (позволяет  действовать со знанием дела  и повышает эффективность политической  практики);

 

- социализирующая (способствует  объединению людей и гармонизации  общественных отношений, предотвращает  социальные конфликты);

3. Особенности  формирования политологии в российском  обществе. 
 
Формирование политологии в России шло с некоторым запозданием по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился в результате отмены крепостного права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к теории естественного права, которая использовалась для обоснования принципов правового государства. 
 
Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др. 
 
Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии». 
 
Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.  
 
С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги , создавшие условия для формирования новой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в обществе, что соответственно предполагало и отмену научного коммунизма и других связанных с ним предметов в качестве обязательных для изучения в вузах дисциплин. За эти последовало официальное признание политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.  
 
Особое значение имели учреждение экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по политическим наукам и введение в вузах страны преподавания политологии. Все это создало основу для развития современной профессиональной политической науки, формирования системы подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров политологов, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам. 
 
По имеющимся данным в настоящее время в вузах Российской Федерации функционирует более 300 кафедр политологии и политологических отделений. Неуклонно и сравнительно быстро растет число политологов различных профилей. 
 
О том большом пути, который за сравнительно короткий путь прошла отечественная политическая наука, свидетельствует тот факт, что в 1991 г. на основе существовавшей ранее Советской ассоциации политических наук создана Российская ассоциация политических наук. В 1995 г. организована Академия политической науки. 
 
В месте с тем не может не вызывать озабоченность факт дефицита фундаментальных исследований по ключевым проблемам политической науки, таким как понятие политического вообще, политическая философия, социология политики, власть, государство. В этом плане отечественной политической науке предстоит еще многое сделать, чтобы завершить процесс профессионализации и окончательной институционализации.

 

 
- прогностическая (выявляет тенденции  развития, прогнозирует будущее).

 

 
В рамках этих функций совершается  движение научного политического знания от эмпирического материала к  его обобщению в теорию и гипотезу развития (предложение).

 

3.Особенности формирования политологии в российском обществе.

Формирование политологии  в России шло с некоторым запозданием  по сравнению со странами Запада. Этот процесс значительно ускорился  в результате отмены крепостного  права, судебной и земской реформ, реформы и армии и других преобразований в 1860-е гг. Указанные реформы, которые  могли в конечном счете способствовать утверждению начал гражданского общества и правового государства, во многом стимулировали внимание русских  обществоведов к проблемам права, конституционализма, истории государственного строительства, представительных учреждений и т.д. В конце ХIХ - начале ХХ в. были заложены основы русского конституционализма. В данном контексте большое значение имело возрождение интереса к  теории естественного права, которая  использовалась для обоснования  принципов правового государства. 
 
Немаловажная заслуга в разработке этих проблем принадлежит Б.Н. Чичерину, который написал несколько фундаментальных трудов, в том числе и пятитомную «Историю политических учений» (1877), «Очерки философского права» (1901), «О народном представительстве» (1857) и др. Дальнейшее развитие данная тематика получила работах И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого и др. 
 
Глава московской школы философии права П.И. Новгородцев принял активное участие в основании конституционно-демократической партии. Его ученики внесли существенный вклад в разработку важнейших вопросов политической науки.Так же нельзя не отметить вклад, который внесли в разработку проблем политической философии, обоснование принципов конституционализма и сравнительно исторический анализ представительных учреждений и форм демократии М.М. Ковалевский и др.Одним из основателей политической социологии считается русский ученый М.Я. Острогский. Он опубликовал двухтомный труд «Демократия и политические партии». 
 
Эти и множество других фактов дают достаточные основания для вывода о том, что развитие политической мысли в России шло в том же направлении, что и на Западе. Но в отличие от западных стран, в России процесс формирования и институционализации самой политической науки в результате целой череды катаклизмов, захлестнувших страну и установления тоталитаризма оказался прерванным.  
 
С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли существенные сдвиги , создавшие условия для формирования новой российской политической науки. Важным этапом в данном процессе стала официальная отмена в 1989г. руководящей роли КПСС в обществе, что соответственно предполагало и отмену научного коммунизма и других связанных с ним предметов в качестве обязательных для изучения в вузах дисциплин. За эти последовало официальное признание политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины.  
 
Особое значение имели учреждение экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по политическим наукам и введение в вузах страны преподавания политологии. Все это создало основу для развития современной профессиональной политической науки, формирования системы подготовки и переподготовки научных и преподавательских кадров политологов, установления и присуждения ученых степеней по политическим наукам и присвоения научных званий по политологическим кафедрам. 
 
По имеющимся данным в настоящее время в вузах Российской Федерации функционирует более 300 кафедр политологии и политологических отделений. Неуклонно и сравнительно быстро растет число политологов различных профилей. 
 
О том большом пути, который за сравнительно короткий путь прошла отечественная политическая наука, свидетельствует тот факт, что в 1991 г. на основе существовавшей ранее Советской ассоциации политических наук создана Российская ассоциация политических наук. В 1995 г. организована Академия политической науки. 
 
В месте с тем не может не вызывать озабоченность факт дефицита фундаментальных исследований по ключевым проблемам политической науки, таким как понятие политического вообще, политическая философия, социология политики, власть, государство. В этом плане отечественной политической науке предстоит еще многое сделать, чтобы завершить процесс профессионализации и окончательной институционализации.

 

 
- прогностическая (выявляет тенденции  развития, прогнозирует будущее).

 

 
В рамках этих функций совершается  движение научного политического знания от эмпирического материала к  его обобщению в теорию и гипотезу развития (предложение).

 

4.Европейская  политическая мыль

Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789-1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическоегосподство. Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и вполитической науке. 
 
Теоретики политики этого периода наряду с рассмотрением проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению в обществе и взаимоотношениям. 
 
Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политическиемыслители отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства в экономику. 
 
Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления в методологии политического мышления, получившего название утилитаризма. 
 
Основоположником утилитаризма является английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832). Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которые обязано было обеспечить демократическое государство. 
 
В отличие от теоретиков "естественного права" и "общественного договора", а также просветителей, главными целями которых были коренная ломка феодальной политической системы и установление политического господства буржуазии, первой задачей утилитаристов было совершенствование буржуазного государства. 
 
Многие буржуазные ученые были обеспокоены тем, что широкое развитие демократии может привести к ущемлению прав меньшинства. Особенно выразительно такая обеспокоенность и стремление усовершенствовать буржуазную демократию проявились у французского политического мыслителя иполитического деятеля Алексиса Токвиля (1805-1859) и английского утилитариста и защитника прав и свобод личности Джона Стюарда Милля (1806-1873). 
 
А.Токвиль отмечал положительные стороны демократии, в частности улучшение благополучия большинства граждан и предоставление им широкогополитического участия. Вместе с тем он обращал внимание и на ее возможные отрицательные последствия: вероятность установления тирании большинства над меньшинством, рост буржуазного индивидуализма, которые приводят к усилению централизации и бюрократизации государственного управления, социальному подчинению, "равенству в рабстве". Преодолеть недостатки демократии, по его мнению, можно путем укрепления представительной власти, создания свободных учреждений местного самоуправления и добровольных политических и гражданских ассоциаций. Милль особенно рьяно выступал против тирании большинства над личностью. "Все, что уничтожает индивидуальность, есть деспотизм", — писал он. 
 
По Миллю, в основе социальных противоречий лежит противоположность "большинства посредственностей" и "меньшинства просвещенных". В качестве основного средства, сдерживающего развитие демократии и вызывающего усиление власти невежд, он, как и Токвиль, выделял представительные органы власти. Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы, согласно которой образованные люди должны получить право голосовать в нескольких избирательных округах, в то время как остальные будут иметь возможность подачи голосов только в одном округе. Такие выборы, по его мнению, позволили бы сохранить у власти интеллектуальную и нравственную элиту. 
 
Кроме того, для уравновешивания двух начал — демократического и элитаристского — Милль предлагал одну палату парламента сделать демократической, а другую устроить так, чтобы можно было ограничивать демократию. Подобным противовесом должно явиться и разделение властей. Если законодательная власть выборная, то исполнительная — назначаемая. При этом законодательные органы не должны вмешиваться в "частности управления", а могут лишь ограничиваться наблюдением и контролем за деятельностью исполнительных органов. Для повышения эффективности управления необходимо, по мнению Милля, ввести конкурсные экзамены при занятии управленческих должностей. Продвижение же по служебной лестнице должно зависеть от личных заслуг чиновника.

 
 
Характерной особенностью развития социально-политической мысли Европы в первой половине XIX в. явилось активное осмысление результатов происшедших буржуазных революций. Как оказалось, их итоги для трудящихся не были радостными. Бедность и неравенств остались. Поменялись лишь формы эксплуатации. Это обстоятельство побуждало передовых мыслителей продолжать поиски путей к более справедливому общественному устройству. В частности, такие поиски велись представителями критического утопического социализма. Наибольшей известностью среди них пользовались А.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн. В отличие от представителей социалистического идейного течения раннего периода (Т.Мора Т.Кампанеллы, Ж.Мелье и др.) критические утописты дали более глубокую и всестороннюю критику капиталистических порядков, отказались от пропаганды аскетизму грубой уравнительности и регламентации жизни людей выдвинули ряд новых положений, которые впоследствии были использованы К.Марксом и Ф.Энгельсом, в частности идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Как и многие их предшественники, они предполагали претворить свои идеи в жизнь, рассчитывая на силу разума, примера, пропаганды справедливых форм экономических, социальных и политических отношений. 
 
Особой оригинальностью отличались воззрения Клода Aнри де Рувруе Сен-Симона (1760 -1825), который доказывал, что основная задача переустройства общества - переход от феодального режима к промышленному. Он полагал, что установление господства "промышленников" приведет к ликвидации деления общества на управляющих и управляемых, что политическая власть, бывшая до того властью над людьми, превратится во власть, осуществляющую чисто административные функции, — распоряжение и управление производством в целях удовлетворения общественных потребностей. Деньги, которые до того тратились на полицию, войска и другие средства принуждения, пойдут на промышленную деятельность, распространение знаний и организацию досуга. 
 
На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий. 
 
Марксистское политическое учение возникло в середине прошлого столетия, в период перехода от мануфактурного производства к промышленному, вызвавшему формирование двух основных классов капиталистического общества — пролетариата и буржуазии. В самом начале своего существования марксизм стал претендовать на выражение и защиту интересов рабочего класса, которому он отводил главную роль в процессе перехода от капитализма к коммунистической формации. 
 
Основным теоретическим положением, на котором строился марксистский анализ политики, является учение о классовой борьбе, суть которого состоит в том, что разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к социальному неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства, а точнее, владением или не владением ими. С целью реализации интересов этих классов между ними идет борьба за власть, т.е. политическая борьба. Опираясь на это положение, Маркс и Энгельс доказывали, что борьба рабочего класса может быть успешной при условии, что она примет политический характер. Политику же они определяли как организованное насилие одного класса над другим (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 442). 
 
В основе политических отношений, т.е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм так же, как и предшествующие ему формации, преходящ. Конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими это развитие частнособственническими отношениями, обострение классовых противоречий приведут общество к признанию необходимости замены старых общественных отношений новыми, базирующимися на общественной собственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате социалистической революции, которую совершит рабочий класс самый революционный и сознательный класс, руководимы коммунистической партией. 
 
Одной из ключевых в политическом учении марксизм, является идея установления в результате социалистической революции диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество. 
 
К.Маркс и Ф.Энгельс предложили и свое видение происхождения государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"