Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:32, шпаргалка
1.Политология как наука и учебная дисциплина.
2. Основные функции политологии.
3. Особенности формирования политологии в российском обществе.
4.Европейская политическая мыль
5.Особенности формирования и развития российской политической мысли.
Государство есть орудие
господства классов, владеющих средствам
производства, над неимущими.
Экономически господствующий класс, по
Марксу, является господствующим одновременно
и политически, и
идеологически. Господствующая идеология
стремите обосновать экономическое и политическое главенств
властвующих классов. Она играет большую
роль в формировании политического соз
Исходным пунктом для понимания политического m
ведения масс Маркс считал анализ общественного
положения классов, слоев и социальных
групп, а также анализ диктуемых этим положением
интересов.
В отличие от Гегеля основным принципом
гражданского общества Маркс считал не
индивидуализм, а коллективизм. В коллективе
он видел ту ассоциацию, которая обеспечит
личности свободу, возможность самоутверждение
проявления и развития способностей и
талантов.
В политической науке
XIX в. получили отражение реакционные взгляды
на распространение идей либерализма
и социализма, на развитие буржуазной
демократа после Великой французской
революции. В частности, эти взгляды проявились
в "теории завоевания", выдвинутая
представителем социального дарвинизма
австрийско-польским социологом и юристом
Людвигом Гумпловичем (1838-1909). Главной
движущей силой истории считал борьбу
рас за существование, в результате которой
побеждают наиболее сильные. Их господство
обязано было обеспечивать государство,
которое возникало в процессе борьбы расовых
общностей между собой. Однако в понятие
"раса" им включались не биологические,
а социальные различия. Будучи противником
биологического расизма, расами он называл
нации и классы.
Войны же, ведущиеся за передел мира, Л.Гумплович
пытался оправдать действием биологических
законов. Огонь и меч, по его мнению, должны
быть главными орудиями, используемыми
для подавления "высшей расой" (господами)
революционного движения пролетариата,
который он причислял к "низшей расе".
Подобные идеи выдвигались и другими европейскими мыслителя
Будучи сторонником идеи возвышения человека,
индивида, в развитии этой идеи он доходил
до крайности. Гак, главная роль в наведении
порядка на земле им отводилась "сверхчеловекам".
Только они имеют право управлять государством.
Их деятельность не должна быть связна
моральными и правовыми нормами. Одна
из функций государства — ведение войн,
которые являются жизненной необходимостью.
Идеи Л.Гумпловича и Ф.Ницше были впоследствии
использованы фашистами для обоснования
своей политики.
В конце XIX в. наметилось размежевание
и среди политических мыслителей,
отстаивающих идею социализма. В частности,
одна часть из них придерживалась марксистского,
революционного подхода к переходу от
капитализма к социализму, другая — отрицательно
относилась к социалистической революции
и предлагала эволюционный, реформистский
путь к социалистическому строю. Ярым
сторонником второго пути был один из
"отцов" современной социал-демократии
Эдуард Бернштейн (1850-1932). По его мнению,
в процессе развития буржуазной демократии
классовая борьба все больше будет приобретать
мирные формы, революционные способы борьбы
уступят место парламентским, борьбе за
реформирование капиталистического общества.
Такая борьба будет способствовать врастанию
социализма в капитализм. Основой социалистических
отношений он считал кооперацию. Вместе
с тем социализм им рассматривался не
столько как практика, сколько как этический
идеал.
В заключение следует отметить, что в XIX
в. были заложены теоретические основы политических течений,
которые определили развитие человечества
в нынешнем столетии
5.Особенности
формирования и развития
Русская политическая мысль,
истории которой столько же лет, сколько
российскому государству, возникла из
стремления постичь его природу, сохранить
и укрепить его культурно-историческое
бытие и национальное своеобразие. Как
самостоятельная область научного знания, русская политическая мысль
представляет собой систему взглядов
на властные отношения в обществе, сущность
государства и формыполитического устройства,
оптимальных для России. Она развивалась
во взаимосвязи с российской государственностью, русской фи
Перед русской мыслью
с момента ее зарождения стояли проблемы
культурного и государственного развития
России, свободы и власти, иными словами,
проблема освобождения личности; упорядочения
государственного властвования, введения
его в рамки правомерности и соответствия
с потребностями и желаниями населения.
До XVIII в. русская политическая мысль
в целом развивалась в религиозной форме;
с XVIII в. в ней преобладают секулярная (светская)
и просветительская тенденции, связанные
с эпохой “европеизации” России, начатой
Петром I (политические учения
Ф. Прокоповича, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого
и др.).
Политическое развитие России запоздало
по сравнению с западноевропейским. Если
в Англии с 1265 г. существовал парламент,
во Франции с 1302 г. - Генеральные штаты
(органы представительной власти), в Швейцарии
в XVI в. состоялся первый в истории референдум,
а в период буржуазных революций XVI - XVIII
вв. в европейских государствах появляются
гражданские и политические права,
возникают политические партии
и обосновывается политическаяиде
На Западе издавна частная собственность
была незыблемым правом господствующих
слоев. Феодалы владели землей, но не людьми:
крепостное право там рухнуло при переходе
к Новому времени, Реформация и “дух протестантизма”
способствовали развитию свободно-предпринимательского
капитализма,политической актив
Жизнь большинства населения России крестьян
в течение многих столетий и поколений
- вплоть до начала XX в. - проходила в сельской
общине, где поведение каждого ее члена
определялось коллективистскими традициями
и системой контроля со стороны собрания
сельского “мира”. Община укореняла привычку
крестьян к подневольному труду и внеэкономическому
принуждению, к безусловному подчинению
власти государства. Пушкинская формула
массового сознания “народ безмолвствует”
была удобной социально-психологической
почвой для российского самодержавия.
Не случайно большинство волнений крестьян
в России проходили под лозунгом крестьянского
монархизма.
Традиции общины развивали такие противоречивые,
по выражению Н.А. Бердяева, “антиномичные”
черты политического со
знания и поведения русскогонарода,
с одной стороны, терпение, чинопочитание,
рабское смирение, религиозность, безличный
коллективизм, “коммюнотарность”, а с
другой - анархизм, свободолюбие, воинствующее
безбожие и бунт.
Вот почему в русской политической
мысли XIX в. широко представлен консерватизм,
суть которого, согласно П.Б. Струве, “состоит
в сознательном утверждении исторически
данного порядка вещей как драгоценного
наследия и предания”. В типологии русского консерватиз
Символом русского консерватизм
В отличие от западноевропейского, русский к
До 1861 г. в России существовало крепостное
право, поэтому практически все направления русской
политической мысли были ориентированы
на решение социальных проблем и аграрного
во проса; в XIX - XX в. в ней представлены
различные течения революционного радикализма,
восходящего к революционно-демократическим п
Если на Западе радикальная идея политической революции
стала терять свое значение во второй
половине XIX в., то в монархически-крепостнической
России она присутствовала постоянно,
оживая в периоды контрреформ. Революционный
радикализм был одним из основных направлений
политической мысли России XIX - начала
XX в. Он был представлен некоторыми теориями
декабристов (П.И. Пестель), революционного
демократизма 40- 60-х гг., революционного
народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма.
Постепенно утрачивая демократические
и гуманистические формы, критицизм по
отношению к деспотизму бюрократической
власти, революционный радикализм эволюционировал
к на чалу XX в. в волюнтаристские течения
анархизма (индивидуалистическое, анархо-синдикализм)
и тоталитарные концепции идеологии большевизма.
Наиболее яркой формой революционного
радикализма в России в начале XX в. были политическая идеология
большевизма с его идеями социалистической
революции как самодовлеющей цели, тотальным
перевоспитанием трудящихся масс коммунистической
партией, теория Л.Д. Троцкого о “перманентной”
мировой революции. Для большинства течений русского революционног
Политико-правовая идеология и практика
ленинизма и сталинизма абсолютизировала
классовый подход, роль и место коммунистической
(большевистской) партии в системе диктатуры
пролетариата, рассматривала государство
как организацию экономически господствующего
класса, а диктатуру пролетариата - как
централизованную организацию насилия;
демократию, свободы, права личности, принципы
гуманизма относила к числу малозначащих
факторов общественно-политической жизни
Специфику развития государственности, политически
В результате исторически сложившегося
промежуточного положения России как
страны, находящейся между двумя цивилизация
ми, ее характеризует “раскол” - как длительно
существующее со стояние незавершенности
российской модернизации. Раскол не позволяет
обществу как перейти к либеральной цивилизации,
так и вернуться к традиционной. Еще с
допетровских времен в российском государстве
модернизационные преобразования осуществлялись
главным образом “сверху вниз”, не получая
обратного им пульса, в связи с чем в России
плохо приживались ценности частной собственности,
роста и накопления, правовые нормы, институты
самоуправления и гражданского общества.
Важнейшим показателем “догоняющего
типа развития” является также давний,
глубокий разрыв между сравнительно узкой
управленческой и культурной элитой и
остальным населением, - разрыв не только
по уровню образования, но и социальный
- имущественный и статусный.
Проблемы отношения России к Западу и
Востоку, к Европе и Азии занимали в русской политико-социальной
Идеализация общинного коллективизма,
прочная традиция сли яния юридических,
нравственных и религиозных категорий
обусловили “правовой нигилизм”русской политической
мысли. Славянофилы и почвенники, народники
и анархисты были склонны видеть в патриархальной
крестьянской общине воплощение духа
братской общности, которая может обойтись
без писаных законов и не до пустить развития
индивидуализма. В России всегда искали
правду, понимая ее не как юридическую
регламентацию поведения, а как стремление
к справедливости, к добру и совершенству
в общественных и человеческих отношениях.
Уже в первом памятнике отечественного
любомудрия - политическом трактате
середины XI в.
о законе и благодати”
киевского митрополита Илариона
противопоставляется формальный закон
(тень) и благодать (истина), дающаяся
просветленной душе; власть же соотносится
с мудростью правителя.
Политическая идеология либерализма есть
продукт западной цивилизации. В России
либерализм не имел глубоких исторических
корней, однако является одной из интеллектуальных
традиций русской политической
мысли, имеет свои национальные особенности и
оригинальные идеи (прежде всего консервативный
либерализм), отсутствующие в классическом
западноевропейском либерализме.
Социальный идеал буржуазного общества,
правовой идеал и осознание необходимости
введения конституционных порядков были
характерны для всех теченийрусского либерализма.
Его теоретики рассматривали правовое
государство и утверждение свободы личности
во всех сферах общества оптимальными
целями для социально-политического развит
Русский либерализм восходит к XVIII в. В
своем историческом развитии он прошел
три этапа:
1) “правительственный” либерализм, инициируемый
сверху, охватывающий периоды царствования
Екатерины II и Александра I . По содержанию
это - просветительский либерализм, уповающий
на просвещенную ограниченную монархию
(конституционные проекты М.М. Сперанского);
2) либерализм пореформенного периода
“охранительный”(
3) “новый” (социальный) либерализм начала
XX в., сущностью которого был синтез идей
либерализма и социализма в русле традиции
социал-реформизма европейской социал-демократии,
про возгласивший необходимость обеспечения
каждому гражданину “право на достойное
существование” и поставивший проблему
синтеза свободы и социального равенства.
Его теоретики Н.И. Кареев, П.И. Новгородцев,
Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен разрабатывали
проблемы правового государства и “правового
социализма”. Некоторые из них были теоретиками
партии кадетов, а С.И. Гессен в 1948 г. по
приглашению ЮНЕСКО вместе с Тейяром де
Шарденом, М. Ганди и др. участвовал в разработке
Всеобщей декларации прав человека.
Идеи либерализма не получили широкого
распространения в России во многом из-за
отсутствия широкой социальной базы.
Особенностью русской политической
мысли, продолжающей традицию русской философии,
является ее антропологическая ориентация,
“идея личности как носителя и творца
духовных ценностей” (С.Л. Франк), осмысление
проблем сущности и существования человека,
смысла его жизни. О чем бы ни шла речь
- о православном сознании, русской идее,
преобразовании общества и государства,
осмыслении бытия, власти, свободы – отечественные мыслители пытали
Русских мыслителей начала
XX в. не удовлетворял марксизм, абсолютизирующий
классовый подход и “пролетарский мессианизм”
вплоть до диктатуры пролетариата, сводящий
нравственность к “революционной целесообразности”,
игнорирующий проблемы духовности и психологии
человека.
Особенностью русской политической
мысли является ее этический пафос.
Теоретики различных течений русской мысли пытались
разрешить проблему: как усовершенствовать
себя - либо путем аскетического монашеского
подвига, либо путем социального активизма,
социальных преобразований, так или иначе
решая толстовский вопрос: “Как человеку
самому быть лучше и как ему жить лучше?”
Для представителей практически всех направлений отечественной
политологии (за исключением русского бланкизма
Односторонний подход некоторых западных
ученых (например, А. Янова, Т. Самуэли и
др.), которые рассматривают прошлое Рос
сии и историю ееполитической мысли исключительно
как “прокладывание пути” к советскому
тоталитаризму, равно, как и точка зрения
“новых патриотов” об отсутствии в интеллектуальной
традиции России правовых и либеральных
идей и о наличии лишь национальных, “самобытных”
ценностей, понимаемых исключительно
в патриархально-религиозном духе, представляются
ошибочными и предвзятыми.
Эволюция и основные направления отечественной поли
6. Политика и ее внутренняя структурная организация
Поддержание баланса между входом и выходом организации. Наиболее четко позволяет представить внутреннюю структуру организации системный подход. Как любая сложная система, организация обладает входом и выходом, посредством которых осуществляется обмен с внешней средой. На вход организации поступают необходимые для ее деятельности ресурсы, к которым следует отнести материальные, финансовые, информационные, людские ресурсы. В ходе переработки и использования этих ресурсов реализуются основные цели организации, или ее предназначение. Например, рекламное агентство для своей успешной работы должно получить оборудование (компьютерную технику, множительное и офисное оборудование, кинотехнику и т.д.); иметь финансовые ресурсы для взаиморасчетов и оплаты труда работников; получить (или купить) информационные технологии и сведения о рынке рекламных услуг; нанять штат сотрудников, способных реализовать цели, стоящие перед организацией.
В данном случае организация выступает как процессор, где к ресурсам прикладывается человеческий труд в соответствии с определенными технологиями, активно используются внутренние коммуникации. Переработанные ресурсы поступают на выход системы и передаются во внешнюю среду; в качестве одного из путей передачи ресурсов может быть выделена система сбыта готовой продукции. Между входом и выходом системы (организации) должен постоянно поддерживаться баланс, а именно: ресурсы, потребляемые на входе, должны перетекать по мере их реализации внутри системы и приниматься внешней средой в виде, необходимом для осуществления адекватного обмена. При этом часть ресурсов остается внутри организации, где они исчезают в процессе потребления или накапливаются. Другая часть ресурсов должна найти определенную нишу во внешней среде, которая примет переработанные ресурсы (например, они должны быть проданы) в обмен на другие, подаваемые на вход системы. Для выживания организации и достижения ею своих целей такой замкнутый цикл должен осуществляться постоянно.
Баланс между входом и выходом организации может быть нарушен по крайней мере в двух случаях:
1) если организация
не в состоянии получать
2) если организация
не в состоянии переработать
ресурсы таким образом, чтобы
они были приняты рыночным
и институциональным внешним
окружением (например, когда на выходе
появляется