Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология"
7. Гуманизм в политике. Насилие и ненасилие в политике
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободноеразвитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности.
Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровной родственному или какому-нибудь другому подобному принципу и требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим.
Условиях наиболее гуманной формой орг-ции политики явл-ся демократическая полит.система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении достоинства и прав человека.
Концепция ненасилия признает необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставит в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности. Последние годы показывают, что дальнейшее развитие межгосударственных отношений, снятие с них разного рода идеологических предубеждений, открывают путь к установлению миролюбивых, основанных на компромиссе и неприменении силы отношений между странами, их равноправном отрудничестве.
8. Политическая власть: понятие, структура, ресурсы способы инструменты реализации.
Полит.власть — сист. социально-политич.отнош-й, выражающих способность, право и возможность субъектов влиять на поведение социальных групп с помощью законов, принуждения, авторитета.
Власть необходима для организации общественного производства и обеспечения индивидуальности человека. Власть реализует интересы всего общества. власть — это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывание решающего воздействия на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета и воли;политическое господство над людьми.
Полит.власть имеет ряд существенных черт:
суверенность — независ-ть, неделимость власти.
наличие воли, т.е. наличие осознанной политической цели, программы и готовность их последовательно реализовывать авторитет — общепризнанное влияние субъекта полит.власти во всех сферах общественной жизни
принуждение, т.е. насилие как средство осуществления политической власти
Полит.власть выполняет следующие функции:
поддержание обществ. порядка и стабильности
выявление, .и разрешение конфликтов
достиж-е общественного согласия консенсуса
принуждение во имя социольно-значимых целей и сохранения стабильности
управление делами общества.
Существует
несколько классификаций
К утилитарным ресурсам относят материальные и др. соц.блага зараб.плата,пенсии, пособия и т.д..
Нормативные — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека идеология, СМИ, сист.образ-я.
Принудительные — меры уголовного и административного воздействия штраф, увольнение, ограничение свободы.
Ресурсы можно
подразделять с учетом важнейших
сфер деятельности на эк-е, соц-е,культурно-
9. Гос-я власть, ее разновидности. Легитимность и лег.власти. Типы легитимного господства.
Власть в общем смысле-спсобность и возможность осуществлять свою волю,оказывать решающее воздействие на деят-сть и поведение людей с помощью разл. рода ср-в: права,авторитета,воли. Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Госорганы взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической власти. Это стало особенностью стран с развитой демократической системой. Принцип разделения подразумевает разграничение законодательной, исполнительной, судебной властей.
Законодательная власть представлены парламентом, обладает полномочиями издавать законы.
Исполнительная
власть представляет собой систему
органов гос.управления,
Судебная власть обеспечивает разрешение споров и конфликтов нормами права.
Политическая власть легальна если она осуществляется открыто не таясь и в соответствии с нормами права. Отличается от нелегальных теневых, скрытных, криптократических, подпольных форм властвования, осуществляемых в тайне, в обход публично установленных норм и на основании правил понятий, скрываемых от непосвященных.Легитимность власти — законность. Власть, подкрепленная законом и опирающаяся на поддержку большинства народа.
Выделяются три .типа легитимности власти
Традиционная — предполагает постоянное и неизменное воспроизводство установленного характера политической власти. В случае нарушения традиции допускается право народа на сопротивление властям.
Легально-рациональная — основывается на вере в законность существующих правил формирования власти. Никакой индивид, никакой авторитет или политическая организация не должны уклоняться от существующих в обществе правил функционирования власти.
Харизматическая — образуется на вере в исключительные качества носителя политической власти, которыми он якобы наделен Богом.
10. Функционирование политической власти в РБ.
Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, осуществляющий свою власть непосредственно референдумы, обсуждения законопроектов и значительных вопросов, в том числе на республиканских и местных собраниях, и др. и через госорганы в качестве избирателей, избранников и государственных служащих, а также направляя обращения в госорганы и т.д..
Государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Госорганы взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.При этом Президент в качестве Главы государства не отнесен ни к одной из ветвей власти..
Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики палаты территориального представительства.
Палата представителей 110 депутатов:- принимает законы,одобряет или отклоняет программы деятельности Правительства , совместно с Советом Республики может сместить Президента, признанного виновным
Совет Республики 64 члена по 8 от каждой области, города Минска и Президента:- одобряет или отклоняет принятые законы, избирает половину Конституционного Суда и Центризбиркома,рассматривает обвинение против Президента и соучаствует в его смещении;- рассматривает указы о введении чрезвычайного и военного положения.
Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров — центральный орган государственного управления. Оно подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. В его состав входят Премьер-министр руководитель, его заместители, министры, руководители иных республиканских органов госуправления. Правительство:- руководит системой госуправления, разрабатывает и реализует внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивает единство экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
Судебная власть принадлежит судам. Конституционный суд осуществляет контроль за соответствием нормативных актов Конституции. Хозяйственные суды во главе с Высших Хозяйственным судом рассматривают экономические споры с участием субъектов хозяйствования юридических лиц и частных предпринимателей. Остальные споры, а также дела о привлечении граждан к уголовной и административной ответственности рассматриваются общими судами во главе с Верховным судом.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства возлагается на Прокуратуру Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.
Госконтроль за расходованием госсредств и исполнением актов экономического законодательства осуществляет Комитет государственного контроля.
Банковской деят-ю и ден-м обращением руководит Нац. Банк.
Местное управление и самоуправление осуществляется местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами исполкомами, органами территориального общественного самоуправления. Местные Советы и исполкомы решают вопросы местного значения, исходя из общегосударственных и местных интересов, а также исполняют решения вышестоящих органов.
11. Политическая элита.
Политическая элита — внутренняя неоднородная дифференциация, имеет свои особенности на разных исторических этапах и в разных странах. Входящие в элиту лица выполняют различные роли, обладают определенными полномочиями, установленными государством.Структура политических элит представляет собой сложную систему. В нее входят:
1 правящая элита или группа, осуществляющая управление обществом от имени государства
2 потенциальная элита — это гр., стремящаяся к власти
3 селекторат — группы, подготовленные к выполнению управленческих задач
4 самодеятельные элиты — это группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к новым выборам
5 группы вето
— это группы в составе
6 связанная группа — неформальные группы, которые оказывают активное влияние на политику гласных структур государств
Политическая элита в зависимости от источников влияния подразд.на: наследственную аристокр-кую, ценностную лица, имеющие авторитет,властную те, кто непосредственно обладает властью, функциональная элита управленцы-профессионалы. Среди политических элит различают правящую элиту, т.е. непосредственно обладающую госвластью, и оппозиционную элиту. Различают:
1 открытую политическую
элиту, т.е. непосредственно
2 закрытую политическую
элиту — эта элита
Элита делиться
на: высшую элиту, которая принимает
значимые для государства решения,
среднюю — участвует в
12. Политическое лидерство и его роль в функционировании политической системы.
В политологии под понятием лидер понимается глава, руководитель политической партии, общественной организации и каких-то иных политических структур общества. в современной политологии лидерство трактуется неодинаково. Можно выделить несколько основных подходов у трактовке лидерства:1 лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз и то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или несколько2 лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений. Лидерство — это руководящая должность3 лидерство — это влияние на других людей, притом не всякое, а такое, для которого характерны 4 идеи: