Российско-китайские отношения в период президентства Путина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 03:10, курсовая работа

Описание работы

Тема моя изучена политологами всех мастей – и китайскими, и российскими, и остальными. Например: Александр Лукин, Эндрю Качинс, Ольга Борох, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев, Владимир Евсеев, Лю Цзайци, Александр Храмчихин, Пётр Добрый, Илья Ронин, Алексей Малашенко, Цуёси Китагава. К сожалению, больших трудов ещё не было (готовится к изданию сборник очерков “Rapprochement or Rivalry? Russia-China Relations in a Changing Asia”), за исключением книги Лукина А.В. “Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках”. В основном, пока всё ограничивается лишь статьями в различных журналах (Pro et Contra), газетах и интернет-изданиях. И при этом тема не теряет своей актуальности, попытки дать характеристике Путину и его внешней политике всё продолжаются. Что касается перспектив развития отношений, то тут мнения исследователей разделились на два лагеря – радикально-националистические и радикально-либеральные, предупреждающие о китайской угрозе, с одной стороны, и умеренные сторонники, ратующие за сближения с Китаем с другой. Громче орут первые, но действуют первые.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Ключевые моменты периода...................................................................5

1.1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.............................................5

1.2. Шанхайская организация сотрудничества.....................................................7

1.3. Передача островов............................................................................................9

Глава 2. Перспективы развития отношений.......................................................13

2.1. “Алармистский”..............................................................................................14

2.2. “Прагматический”..........................................................................................15

Заключение.............................................................................................................22

Список использованной литературы и источников...........................................24

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

    Не  случайно, что волна разговоров о китайской угрозе поднимается всякий раз, когда серьезные китайские компании делают России выгодные предложения. Так случилось в конце 2002-го, когда Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) предлагала купить российскую часть «Славнефти». Тогда в мощной и хорошо организованной кампании под лозунгом «не отдадим стратегические ресурсы иностранцам, тем более китайцам» включились и Борис Немцов19, и традиционные «патриоты», и Госдума в целом. В результате «Славнефть» попала в руки «своих» — «Сибнефти» и ТНК, а бюджет недосчитался 1—2 млрд долларов.

    Складывается впечатление, что не последнюю роль в муссировании «китайской угрозы» играют экономическое лоббирование и борьба политико-экономических группировок, представляющих интересы крупных энергетических компаний. В более широком плане антикитайская кампания, по сути, идет на пользу неэффективным российским руководителям, отвлекая внимание населения от реальных проблем страны и неспособности властей с ними справиться. 

    Если  в ближайшее время российский подход к развитию восточных регионов страны и возможной роли Китая (как и других государств региона) в этом процессе коренным образом не изменится, Россия упустит историческую возможность, которая открылась благодаря китайскому экономическому чуду. Неспособность создать в Сибири и на Дальнем Востоке благоприятные условия для жизни и труда людей и таким образом остановить отток населения действительно грозит потерей этих регионов, потому что, как говорил Пётр Столыпин в связи с той же проблемой, “природа не терпит пустоты”20.

    Таким образом, усилия руководства обеих  стран дают определенные позитивные результаты, однако взаимопонимания  между двумя народами еще недостаточно. По данным опросов, улучшению отношений между простыми гражданами в значительной степени способствует интенсификация практических контактов и взаимодействия на низовом уровне. Это уже происходит в приграничных регионах нашей страны, где, по свидетельству экспертов, опасения относительно «китайской угрозы» практически сняты с повестки дня: люди заняты каждодневным практическим сотрудничеством с соседом, и мифы им ни к чему.21

    Можно надеяться, что с расширением практического сотрудничества на всех уровнях взаимопонимание между народами наших стран будет расти и это станет прочной основой для зрелых дружественных отношений, какие и должны быть между близкими соседями. А дружественные отношения между двумя крупнейшими государствами Азии, двумя ядерными державами, двумя постоянными членами СБ ООН, безусловно, станут важным фактором глобального мира и стабильности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Подходя к заключению, скажу – не нравится мне внешняя политика Путина. Потери и ничего не получили. Его политика в отношении Китая лучше, здесь он показывает, что разговаривает с КНР на равных. Диалог этот ведётся довольно-таки успешно – сотрудничество в ШОС, БРИК (о нём я не упомянул, так как этот союз пока слишком аморфен). Вообще, создан режим и механизм регулярных встреч глав правительств. Стороны постоянно поддерживают тесные контакты между высшими руководителями двух государств, проводят прямой диалог на разном уровне через разные каналы. Это играет решающую роль в развитии и углублении сотрудничества двух стран во всех областях. Важной чертой российско-китайских межгосударственных отношений нового типа является принцип сотрудничества в торгово-экономической сфере: развитие сотрудничества в разных областях с целью обеспечения взаимной выгоды и обоюдного выигрыша, реализация взаимодополняемости и раскрытие преимущества, достижение совместного развития. Действия показали нам ещё один путь развития – сбалансированная западно-восточная внешняя политика.

    С другой стороны, политика Путина диктовалась, скорее всего, его привычкой сближаться с любыми оппонентами и конкурентами США. Желание насолить Америке дорого обошлось России. Отрицательное торговое сальдо, стремительное уменьшение доли высокотехнологического сектора в российском экспорте, увеличение потока иммигрантов, освоение Китаем российских военных технологий, абсолютное превосходство его военных сил, падение престижа России на международной арене – вот неполный список итогов политика Путина.

    И сегодня председатель правительства продолжает оказывать немалое влияние на внешнюю политику нашего государства, так что говорить о путинском периода, как о чём-то завершившемся, нельзя. Мы ещё не раз почувствуем его руку в отношениях с Китаем, чего стоят только “Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики” и ВСТО.

    Нельзя  сваливать всю вину за неудачи  на него, он лишь продолжал курс Ельцина.

    Возможно, использование китайского опыта  поможет России в будущем, как  и российский – Китаю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованные источники и литература.

Источники.

  1. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики (2009 - 2018 годы).
  2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 16 июля 2001 года.

Литература

  1. Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра. Надежды и заботы стран — членов организации // Азия и Африка сегодня.  2008. — № 1
  2. Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. М.: Научная книга, 2002. Т. 2.
  3. Зимонин В.П. Шанхайская организация сотрудничества и евразийское измерение безопасности // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы кругл. стола. — М.: Ин-т Дальн. Вост. РАН, 2008.
  4. Качинс Эндрю Россия и Китай: двойственный союз Pro et Contra // ноябрь – декабрь 2007г. С. 61-71
  5. Кольтюков А.А. Влияние Шанхайской организация сотрудничества на развитие и безопасность Центрально-Азиатского региона // Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития : Материалы круглого стола. — М. 2008
  6. Лукин А.В. Китай: опасный сосед или выгодный партнер? Pro et Contra // Ноябрь–декабрь 2007г С. 72-94
  7. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках. — М. 2007
  8. http://www.grani.ru/ - Путин. Итоги // Борис Немцов, Владимир Милов
  9. http://www.yavlinsky.ru/news/index.phtml?id=873
  10. http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/8844.html?cHash =aab5deae1c

Информация о работе Российско-китайские отношения в период президентства Путина