Российско-китайские отношения в период президентства Путина

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 03:10, курсовая работа

Описание работы

Тема моя изучена политологами всех мастей – и китайскими, и российскими, и остальными. Например: Александр Лукин, Эндрю Качинс, Ольга Борох, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев, Владимир Евсеев, Лю Цзайци, Александр Храмчихин, Пётр Добрый, Илья Ронин, Алексей Малашенко, Цуёси Китагава. К сожалению, больших трудов ещё не было (готовится к изданию сборник очерков “Rapprochement or Rivalry? Russia-China Relations in a Changing Asia”), за исключением книги Лукина А.В. “Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках”. В основном, пока всё ограничивается лишь статьями в различных журналах (Pro et Contra), газетах и интернет-изданиях. И при этом тема не теряет своей актуальности, попытки дать характеристике Путину и его внешней политике всё продолжаются. Что касается перспектив развития отношений, то тут мнения исследователей разделились на два лагеря – радикально-националистические и радикально-либеральные, предупреждающие о китайской угрозе, с одной стороны, и умеренные сторонники, ратующие за сближения с Китаем с другой. Громче орут первые, но действуют первые.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Ключевые моменты периода...................................................................5

1.1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.............................................5

1.2. Шанхайская организация сотрудничества.....................................................7

1.3. Передача островов............................................................................................9

Глава 2. Перспективы развития отношений.......................................................13

2.1. “Алармистский”..............................................................................................14

2.2. “Прагматический”..........................................................................................15

Заключение.............................................................................................................22

Список использованной литературы и источников...........................................24

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Якутский  Государственный Университет им. М. К. Аммосова

Исторический  факультет

Кафедра истории России 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по теме:

“Российско-китайские отношения в период президентства Путина” 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Николаев Николай Андрианович

Студент ИО – 07 - 1

Проверила: Ермолаева Юлия Никифоровна  
 
 
 

Якутск 2010.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Ключевые моменты периода...................................................................5

1.1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.............................................5

1.2. Шанхайская организация сотрудничества.....................................................7

1.3. Передача островов............................................................................................9

Глава 2. Перспективы развития отношений.......................................................13

2.1. “Алармистский”..............................................................................................14

2.2. “Прагматический”..........................................................................................15

Заключение.............................................................................................................22

Список использованной литературы и источников...........................................24 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Тема  моя изучена политологами всех мастей – и китайскими, и российскими, и остальными. Например: Александр Лукин, Эндрю Качинс, Ольга Борох, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев, Владимир Евсеев, Лю Цзайци, Александр Храмчихин, Пётр Добрый, Илья Ронин, Алексей Малашенко, Цуёси Китагава. К сожалению, больших трудов ещё не было (готовится к изданию сборник очерков “Rapprochement or Rivalry? Russia-China Relations in a Changing Asia”), за исключением книги Лукина А.В. “Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках”. В основном, пока всё ограничивается лишь статьями в различных журналах (Pro et Contra), газетах и интернет-изданиях. И при этом тема не теряет своей актуальности, попытки дать характеристике Путину и его внешней политике всё продолжаются. Что касается перспектив развития отношений, то тут мнения исследователей разделились на два лагеря – радикально-националистические и радикально-либеральные, предупреждающие о китайской угрозе, с одной стороны, и умеренные сторонники, ратующие за сближения с Китаем с другой. Громче орут первые, но действуют первые.

    Что ж, от моей попытки ничего не изменится. Так что и я постараюсь подвести итоги территориальной путинской политики. Сделаю это посредством анализа ключевых моментов периода, коих выделил три – Договор о добрососедстве и т.д., передача островов и создание ШОС. Первое важно как юридическое признание целостности территорий друг друга, второе же собственно действие путинской политики, а последнее – задел на будущее. Немалую роль в моей курсовой сыграет и анализ перспектив развития российско-китайских отношений, в отрыве от личности Владимира Владимировича.

    Привлёк этот вопрос меня, потому что:

  • Китай действительно интересен, даже как сосед, то есть, тем более как сосед, отношения с ним определят развитие России в будущем,
  • Путин тоже личность неординарная, изучение его потребовало бы отдельной работы, так что здесь будет освещён лишь малый аспект его работы,
  • К тому же, тема моей будущей дипломной будет звучать примерно так - “Прогнозирование российско-китайских отношений”.

    Изучение  этого вопроса обычно происходит в русле оценки внешней политики в целом или даже всей деятельности Путина. Я же постараюсь рассмотреть его политику со стороны территориальных “приобретений” и потерь России в “диалоге” с Китаем. Так что можно попытаться приписать себе какую-никакую новизну. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Ключевые моменты периода.

    Насыщен он событиями – это и ежегодные  резолюции, и Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией, и создание Шанхайской организации сотрудничества, и окончательное урегулирование пограничного вопроса между двумя странами, и проведение совместных военных учений и Национальных Годов.

    Казалось  бы, всё идёт по пути потепления отношений  между Россией и Китаем. Но и  здесь есть подводные камни –  не слишком ли Россия уступает, не проиграем  ли мы экономически окончательно КНР  и не превратимся ли, в результате, в сырьевой придаток Поднебесной? Предстоит разобраться чего больше в отношениях с Китаем для России – позитива или негатива. 

1.1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.

    Был подписан в Москве 16 июля 2001 года. Этот договор является официальным программным документом, который определил перспективы долгосрочного развития китайско-российского стратегического сотрудничества. Чтобы организовывать и направлять работу по сотрудничеству во всех областях между двумя странами, на основе разработанных в Договоре основополагающих принципов КНР и РФ 14 октября 2004 года утвердили План действий по реализации положений Договора между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве на 2005-2008 годы. Если не обращать внимания на заверения в вечной дружбе в первых 4 статьях, интерес представляет такие строки - “Российская Сторона поддерживает политику Китайской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики. Китайская Сторона поддерживает политику Российской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации”.1 И статья 5 – “Российская Сторона подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу, изложенной в политических документах, подписанных и принятых главами обоих государств в период с 1992 года по 2000 год. Российская Сторона признает, что в мире существует только один Китай, Правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Российская Сторона выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме”.2 То есть, стороны договорились не вмешиваться в дела друг друга по вопросам сепаратизма, в России – Чечни, а в Китае – Тайваня и Восточного Туркестана.

    Начало 6 статьи вроде бы говорит об отсутствии взаимных претензий по вопросам границ – “ Договаривающиеся Стороны, с удовлетворением отмечая отсутствие взаимных территориальных претензии, преисполнены решимости превратить -границу между ними в границу вечного мира и дружбы, передаваемой из поколения в поколение, и прилагают для этого активные усилия. Договаривающиеся Стороны руководствуются международно-правовыми принципами территориальной неприкосновенности и нерушимости государственных границ, неукоснительно соблюдают государственную границу между ними”.3 Но вторая её часть, очевидно, была продиктована давлением китайского руководства на российское – “ Договаривающиеся Стороны в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной республикой о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 года продолжат переговоры для разрешения вопросов о прохождении линии российско-китайской границы на еще не согласованных ее участках. До разрешения этих вопросов они соблюдают статус-кво на еще не согласованных участках границы между ними”.4

    В седьмой статье говорится об укреплении военного сотрудничества, по сути же об увеличении поставок российского оружия в Китай. К этой статье фактически примыкает шестнадцатая.

    Остальные же положения договора представляют собой простую формальность и обычные  пустые заверения в мире, дружбе и охране окружающей среды. 

1.2. Шанхайская  организация сотрудничества.

    Шанхайская  организация сотрудничества была создана  15 июня 2001 г. Как Китай, так и Россия принимали участие в работе по созданию и развитию Шанхайской организации сотрудничества как важного звена во внешней политики каждой из стран. Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию.5 Мнения насчёт ШОС разделились – некоторые, например Храмчихин, считают её нежизнеспособной химерой, соединившей страны с абсолютно разными интересами. Китай, рассматривая страны ШОС как перспективный рынок сбыта6, считает, что приоритеты ШОС между антитеррористической и экономической деятельностью должны делиться поровну, а в перспективе экономическая стратегия может занять главное место в деятельности организации. Россия, напротив, настаивает на сохранении традиционной активности ШОС в области борьбы с проявлениями «трёх зол»: терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом и, опасаясь установления экономической гегемонии КНР в постсоветской Азии, прилагает усилия для того, чтобы сдерживать предложения Пекина по интенсификации экономического сотрудничества в рамках ШОС. Китай на первый план ставит исторические территориальные проблемы, выходящие за рамки ШОС, — объединение с Тайванем, для чего ему необходимо достичь соглашения о невмешательстве со стороны США. Россия стремится к более тесной интеграции на основе делегирования части суверенитета государств региона наднациональным органам, Китай же не намерен делить суверенитет ни с кем другим. По мнению Р. Андреещева, цементирующим фактором является нежелание стран Центральной Азии, а также России и Китая принимать политику, навязываемую администрацией США, активная экономическая и политическая экспансия которой не отвечает интересам этих стран. Не менее важным является и вопрос стабильности, которым по-прежнему остаётся нерешённым для региона и вызывает заявления представителей стран Запада о якобы «нехватке демократии» в бывших республиках СССР.

    Критика Шанхайской организации сотрудничества во многом касается несостоятельности  её деятельности, в частности в борьбе с терроризмом и защите региональной безопасности. Некоторые зарубежные аналитики (например, Мэтью Оресман из американского Центра стратегических и международных исследований, предполагают, что ШОС является не более, чем дискуссионным клубом, претендующим на нечто большее7. Такого же мнения придерживается начальник Института военной истории МО РФ А. А. Кольтюков, утверждающий, что “анализ достигнутых этой Организацией результатов позволяет охарактеризовать её как политический клуб, в котором двустороннее сотрудничество всё ещё превалирует над решением общерегиональных и мировых проблем. … реального сотрудничества в этих сферах противодействие угрозам терроризма, сепаратизма и борьба с наркоторговлей на региональном уровне не наблюдается”8. 

1.3. Передача островов.

    14 октября Владимир Путин подписал  с правительством Китая соглашение, по которому Россия обязалась  передать поднебесной спорную  территорию, общей площадью в  337 квадратных километров. Остров Тарабаров и часть Большого Уссурийского давно считались спорной территорией. По договору 1991 года граница была проведена по фарватеру Амура, и у китайцев появилась возможность оспорить принадлежность этих островов России. По протоке Казакевича проходит единственный на Амуре недемаркированный участок границы, который китайцы пытаются обмелить, чтобы направить Амур в нужном для себя направлении.

    Говорить  о причинах, побудивших правительство  России совершить такой шаг сложно. До сих пор доподлинно неизвестно, на какие уступки пошел Китай – стороны договорились не разглашать условия договора до его ратификации. Более того, подписание соглашения стало неприятным сюрпризом не только для большинства россиян, но и даже для членов российской делегации. В частности, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, известный своим непримиримой позицией по вопросу передачи спорных земель, до самого момента подписания не знал о существовании этой договоренности.

    Многие  эксперты уверены, островами заплатили  за пропуск России в ВТО. Китай  грозился закрыть туда дорогу, так как Россия ввела ограничения на миграцию рабочей силы. Российские переговорщики наотрез отказались открыть рынок труда, поэтому был найден компромисс – полмиллиона разрешенной китайской рабочей силы и остова в придачу. С другой стороны – даже без столь явной уступки Китаю вступление России в ВТО все равно бы рано или поздно произошло. Более того, Китаю в какой-то степени вступление его гигантского соседа в ВТО выгодно – став ее членом, России придется играть по правилам – она больше не сможет устанавливать выгодные ей цены на энергоносители, а также вводить высокие пошлины для китайских товаров.

    Поэтому главной причиной, по мнению большинства  экспертов, благодаря которой и произошло подписание договора, стал все-таки политический фактор. Москве крайне важно подписать с китайцами соглашение по границе. Отсутствие такого договора тормозит развитие двухсторонних отношений.

    Отношения двух стран обычно рассматривают  сквозь призму треугольника Вашингтон-Москва-Пекин. В последнее время отношения между Россией и США стали прохладнее, а между Китаем и Америкой и вовсе холодными. Однако и в двухсторонним партнерстве Китая и России есть и свои векторы развития. Россия смирилась с тем, что ее статус на мировой арене заметно понизился, что стало причиной ее более мягкой внешней политики. Китай же стремится стать настолько сильным, чтобы ни один партнер не мог использовать его в своих интересах. В условиях, когда Китай превосходит Россию по объему ВВП в 4-5 раз, а на Дальнем Востоке российское население сократилось до 5 млн человек, тогда как в трех китайских провинциях на противоположном берегу Амура проживает более 120 млн человек, Россия начинает понимать, что Китай способен не только стать сильнее РФ, но и навязать ей свою волю. В этих условиях необходимо реагировать на новые вызовы глобализирующегося Китая не противодействуя ему, а взаимодействуя с ним.

Информация о работе Российско-китайские отношения в период президентства Путина