Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 03:10, курсовая работа
Тема моя изучена политологами всех мастей – и китайскими, и российскими, и остальными. Например: Александр Лукин, Эндрю Качинс, Ольга Борох, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев, Владимир Евсеев, Лю Цзайци, Александр Храмчихин, Пётр Добрый, Илья Ронин, Алексей Малашенко, Цуёси Китагава. К сожалению, больших трудов ещё не было (готовится к изданию сборник очерков “Rapprochement or Rivalry? Russia-China Relations in a Changing Asia”), за исключением книги Лукина А.В. “Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках”. В основном, пока всё ограничивается лишь статьями в различных журналах (Pro et Contra), газетах и интернет-изданиях. И при этом тема не теряет своей актуальности, попытки дать характеристике Путину и его внешней политике всё продолжаются. Что касается перспектив развития отношений, то тут мнения исследователей разделились на два лагеря – радикально-националистические и радикально-либеральные, предупреждающие о китайской угрозе, с одной стороны, и умеренные сторонники, ратующие за сближения с Китаем с другой. Громче орут первые, но действуют первые.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Ключевые моменты периода...................................................................5
1.1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.............................................5
1.2. Шанхайская организация сотрудничества.....................................................7
1.3. Передача островов............................................................................................9
Глава 2. Перспективы развития отношений.......................................................13
2.1. “Алармистский”..............................................................................................14
2.2. “Прагматический”..........................................................................................15
Заключение.............................................................................................................22
Список использованной литературы и источников...........................................24
Китаю же, обратившему свои взгляды на Тайвань и Южно-Китайское море, необходимо отсутствие угрозы с севера.
Если Сибирь и Дальний Восток не будут иметь стабильные и добрососедские отношения с Китаем, Москва рискует потерять эти регионы. Нерешенность приграничных проблем создает потенциальную политическую и в свете целенаправленных работ китайцев по изменению русла Амура, экологическую угрозу для всего Дальнего Востока. Хочется верить, что усилия России по установлению добрососедских отношений с Китаем – часть продуманной восточной политики, а не очередной цикл российского внешнеполитического курса, обусловленный простым охлаждением отношений с Западом.
Однако соглашение создает российской стороне ряд трудностей. Граница с Китаем фактически пройдет по дачным участкам жителей Хабаровска. Придется ликвидировать две погранзаставы, а также укрепрайон для обороны города – он будет расположен прямо на границе. Скорее всего, придется также перестроить взлетно-посадочную полосу хабаровского аэродрома, поскольку при взлете и посадке самолеты будут упираться в китайскую границу.
Кроме того, природные ресурсы островов достаточно разнообразны. Здесь обитают ценные пушные виды животных. До 70% земли может быть использовано в качестве пашни. По данным экономистов, ущерб от передачи островов исчисляется 3-4 миллиардами долларов.
В случае если китайцы продолжат свои ирригационные эксперименты, Амур может изменить свое течение и уйти от Хабаровска, в результате чего, определенные участки границы станут не менее спорными, чем до подписания договора. Российский берег каждый год размывается, и оставшаяся часть Большого Уссурийского может оказаться на китайской стороне.
Куда
более опасна ситуация на реке Туманная.
Там китайцам причитается территория
вдоль левого заболоченного берега реки.
Зная трудоспособность китайских граждан,
эксперты опасаются, что они могут построить
здесь порт, способный стать сильным конкурентом
нашим дальневосточным гаваням.
Мы
ничего не добились односторонними уступками
Китаю. Агрессивное и неконструктивное
поведение наших властей
Это
последствия глупой, непрофессиональной
внешней политики. Отстаивая свои
интересы, Россия, тем не менее, не должна
забывать о необходимости
Глава 2. Перспективы развития отношений.
Проблема
российско-китайских отношений
“Китай
является для нас важнейшим государством.
Это наш сосед, с которым мы имеем самую
длинную границу в мире и с которым нам
навечно суждено работать бок о бок. От
успеха сотрудничества с Китаем зависит
будущее России. Отношения с Китаем чрезвычайно
важны для нас и с точки зрения глобальной
политики. Мы можем опереться на плечо
Китая в отношениях с Западом. Тогда Запад
станет относиться к России с большим
уважением”11 – говорил Борис Николаевич.
Как и Ельцин, Путин неоднократно предпринимал
шаги в сторону улучшения отношений с
Китаем в качестве альтернативы прозападной
внешней политике — в тех случаях, когда
Вашингтон недостаточно принимал во внимание
интересы Москвы.12
2.1. “Алармистский”.
Алармисты считают, что сильный Китай представляет угрозу для нашей страны, что китайские лидеры, говоря о дружбе, в действительности вынашивают планы отторгнуть от России территории Сибири и Дальнего Востока, для чего проводят политику «демографической экспансии», то есть поощряют заселение этих территорий китайскими гражданами, используют для развития собственной экономики российские природные ресурсы, которые получают по дешевой цене, скупают на нашей территории недвижимость, поощряют развитие преступных сообществ, якобы также действующих в интересах Китая. Они утверждают, что сегодняшняя политика Китая основана на традиционном китаецентристском подходе к миру, в рамках которого Срединная империя должна играть доминирующую роль, а все прочие («варвары») приносить ей дань и признавать ее первенство.13
В
Китае они видят мировую
“Я не буду здесь драматизировать события, но если в ближайшее время мы не предпримем реальных усилий, то тогда даже исконно русское население через несколько десятилетий будет говорить в основном на японском, китайском, корейском языках”.16
2.2. “Прагматический”.
В отличие от них прагматики полагают, что ускоренное развитие Китая создает для России возможность использовать экономическую мощь соседа для нужд собственного развития, особенно для поднятия восточных регионов России. Они отмечают, что китайская внешняя политика на данном этапе не является агрессивной, Китай занят собственными проблемами, а не внешними авантюрами, демонстрируя практицизм и жестко отстаивая свои интересы. При верном, сбалансированном подходе успехи Китая могли бы быть использованы на пользу России.
Сотрудничество с Китаем крайне важно для России в международном плане. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, определяемый понятием «многополярность». Реально это означает, что обе страны хотели бы видеть мир, в котором не доминирует лишь одна сила, а взаимодействуют между собой несколько центров влияния, при этом руководствуясь международным правом и уставом ООН. За идеалом «многополярности» скрывается очевидная реальность: Россия и Китай, так же, как и некоторые другие государства мира, достаточно велики, чтобы иметь собственные интересы и подходы к проблемам регионального и мирового развития. Их не устраивает мир, в котором полностью доминирует одна сила, не учитывающая их интересы. Зато их вполне устраивает послевоенная структура мира и сложившаяся система международного права, в рамках которой высшим авторитетом является Совет Безопасности ООН. Статус постоянных членов Совета Безопасности ставит их в равное положение с США, государством во всех других отношениях более мощным и, естественно, стремящимся видоизменить эту систему, сковывающую его возможности.
И Россия, и Китай отрицательно относятся к советам извне относительно их внутриполитического устройства, называя это «вмешательством во внутренние дела», а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом (Россия поддерживает Китай по тайваньскому вопросу, а Китай Россию — по чеченскому). Именно поэтому обе страны все последние годы выступают за сохранение принципов международного права и статуса ООН, координируют голосование в ООН по основным мировым проблемам, выступают с единой позицией на переговорах по Ирану, Южной Корее, Косово и многим другим острым вопросам мировой политики. Хорошие отношения с Китаем нужны России как по политическим, так и по экономическим причинам. Китай — важный стратегический партнер России, и именно благодаря связям с ним (как и с другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия — превратиться в один из центров мирового влияния. Тот, кто хочет видеть Россию более независимой и мощной, должен поддерживать развитие ее отношений с Китаем, конечно не доводя дела до военного союза, которого не желает ни сам Китай, ни Россия.
В экономической сфере Китай — также один из важнейших партнеров России, сотрудничество с которым необходимо для развития прежде всего российских Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, Китай — важный региональный партнер нашей страны; в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с Россией способствует решению общих задач в Центральной Азии — борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию здесь светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона. Таким образом, сотрудничество с Китаем объективно усиливает позиции России на международной арене в качестве независимого центра силы.
Китай также заинтересован в России как в геополитическом и экономическом партнере, хотя следует признать, что в ее нынешнем состоянии Россия играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. Тем не менее по ряду причин Китай предпочитает стабильную и сильную (хотя и не слишком мощную) Россию. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов, способных обеспечить «независимую и самостоятельную» внешнюю политику КНР. Стабильная ситуация на границе с Россией, так же как и с другими соседями, имеет большое значение для экономического развития Китая, то есть для осуществления основной цели, поставленной нынешним руководством страны. Наконец, Россия для Китая служит важнейшим источником некоторых товаров, которые он либо вовсе не может приобрести у других стран (как, например, вооружения), либо получает в недостаточном количестве (как, например, нефть, лес и другие виды сырья). Именно поэтому Пекин все последние годы настойчиво и конструктивно подходит к решению пограничных проблем, проблем миграции и двусторонней торговли. Китай хотел бы видеть Россию стабильной и экономически развитой, он готов конструктивно содействовать развитию приграничных российских регионов, и российские страхи относительно его намерений в сочетании с бездействием в решении собственных проблем (развитие производства, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие дальневосточных регионов и т. д.) ему не понятны.
Таким образом, тесные конструктивные отношения сотрудничества, не доходящие до крайностей как враждебности, так и союзничества, полностью соответствуют интересам и России, и Китая. Если, конечно, под интересами России понимать ее становление в качестве сильного, стабильного и экономически процветающего государства, проводящего независимую, но ответственную внешнюю политику, а не превращение ее в младшего брата «цивилизованного мира» и передового бойца с «китайской угрозой» или, наоборот, младшего брата нового центра коммунистического движения и передового бойца с «мировым империализмом».17
Страшилки о китайском нашествии популярны в обществе и некоторых политических кругах, как «либеральных», так и «патриотических». В исследовательском сообществе складывается своеобразная «антикитайская фоменковщина» — серьезные исследователи и эксперты, занимающиеся Китаем, не всегда находят время отвечать на каждую нелепицу, а при этом существуют люди, распространяющие бездоказательные утверждения, цитирующие друг друга, выдающие нелепости за общеизвестные факты и тем не менее пользующиеся определенным доверием в обществе.
Одна из причин — отсутствие точной информации о том, сколько в России китайцев, как, впрочем, и представителей других национальностей. Государственные органы, отвечающие за миграцию и правопорядок, пока не располагают такими данными, а меньше всего знакомы с ситуацией те, кто обязан владеть ею по должности, — правоохранительные органы.
Представляется, что данные переписи близки к реальным цифрам: в нашей стране постоянно проживают максимум несколько десятков тысяч китайцев.
Совершенно естественно, что в каждый данный момент в России находится значительное количество китайцев, а в Китае — россиян, поскольку Россия и Китай — дружественные соседние страны, экономическое сотрудничество между которыми растет год от года. Из тех китайцев, которых можно встретить на улицах Москвы, Новосибирска, Хабаровска или Владивостока (по сравнению с другими крупными городами мира их число относительно невелико), практически никто не попал в Россию в результате незаконного перехода российско-китайской границы, хорошо охраняемой еще с советских времен; никто из них не переплыл Амура и не пришел окольными тропами по Уссурийской тайге.18
Антикитайские чувства в России имеют давнюю историю. Сегодня у них есть как психологические, так и политические причины. Ведь были времена, когда китайцев в России было действительно много. В начале ХХ века китайцы составляли треть населения Владивостока; там, а также в Хабаровске действовали специальные подразделения полиции, укомплектованные китайцами. Тогда в России впервые возник страх перед китайским «демографическим нашествием». Но сегодня чувства не связаны с реальными цифрами. На Дальнем Востоке неприязненное отношение к китайцам отражает недовольство населения политикой федерального центра, который, как там считают, бросил этот регион на произвол судьбы перед лицом быстро развивающегося южного соседа.
Информация о работе Российско-китайские отношения в период президентства Путина