Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:27, контрольная работа
Политическая активность человека сильнее всего проявляется в по¬литическом лидерстве. Лидерство есть везде, где есть власть и органи¬зация. В переводе с английского это слово означает «ведущий», «ру¬ководящий». Одно из первых определений лидерства дал Макс Вебер, согласно которому лидерство есть способность «отдавать приказы и вызывать повиновение».
Переход к индустриальному обществу вызвал серьезные сомнения в идее сохранения власти только на основании принадлежности к традиционной правящей элите. Бюрократическое лидерство возникает, когда лидер становится таковым в силу определенных законных процедур избрания. Уже становится обязательным требование соответствия личного потенциала претендента должному набору необходимых профессиональных качеств. Это ведет к соревновательности и росту конкуренции в борьбе за лидерство. Возникает понятие «политическая борьба», которая протекает в цивилизованных формах и качественно отличается от единственно возможной формы борьбы за власть, при сущей монархиям, т. е. способа физического уничтожения конкурента И последнее принципиальное условие применения данной типологии лидерства — принцип периодической сменяемости, подкрепленный соответствующими юридическими процедурами. В этой модели лидер — инструмент закона.
Большой интерес представляет третий тип лидерства — харизматический. Лидер такого типа наделен, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Предполагается некритическое отношение масс как к лидеру, так и к осуществляемой им политике. Харизма может быть защищена и формально, посредством соответствующей юридической процедуры: канонизация поста «пожизненного президента», выдвижение «отца нации» единственным кандидатом на выборах. Сместить такого лидера законными средствами практически невозможно. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Гитлер, Мао Цзедун, Ким Ир Сен и многие другие.
Данная
классификация лидерства
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделил анализу харизматического лидерства. Он оценивал харизматического лидера как важнейшего генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Харизматический лидер длительное время существовать не может. Со стабилизацией общества происходит и постепенный переход или к традиционному лидерству (чаще всего), или к рациональному.
Существуют четыре модели лидеров по стилю руководства, или по имиджу: «знаменосец», «служитель», «торговец», «пожарник». Эта классификация предложена американской исследовательницей А. Херман.
Лидер-«знаменосец» отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику.
Лидер-«служитель» выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными.
Лидер-«торговец» основывает свои отношения с избирателями на способности убедить их в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержки своей политики.
Лидер-«пожарник» реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и напоминает действия по тушению пожаров.
По отношению руководителя к подчиненным лидеров можно разделить на авторитарных и демократических.
Культ личности — крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, а частично и в демократических государствах. Представители — корейские лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Фидель Кастро на Кубе.
Культ политических руководителей закономерно вытекает из тоталитарной сакрализации власти. По своей сути он — воскрешение языческого идолопоклонничества и, в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы. Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. «Отцы» такой «единственно верной» идеологии наделяются качествами пророков и ясновидцев.
Благоприятной субъективной питательной средой культа личности является патриархальная и подданическая политическая культура, которая исходит из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Для этой культуры характерна концентрация огромной политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также-тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатом своего труда, а от благосклонности начальства. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ. Причиной культа является также и возможность применения лидером различного рода санкций к непослушным. Отражаясь в массовом сознании, все это в сочетании с систематической идеологической обработкой порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.
В силу традиций персонификации политики и власти, присущих отечественной политической культуре, феномен политического лидерства занимал в ней особое место. И до революции 1917 г., и в советское время, и в современной России личные качества государственных и политических лидеров имели и имеют немаловажное значение. Практика показывает, что даже в условиях одного и того же политического режима сосуществуют различные типы политического лидерства. В ранний период советской истории преобладали политические лидеры харизматического типа. Таким был, например, В.И. Ленин, таким был и И.В. Сталин, хотя харизматичность первого, но особенно второго отчасти была искусственной, созданной в результате целенаправленного пропагандистского воздействия на массовое сознание. И Ленин, и Сталин обладали ярко выраженными индивидуальными особенностями, проявили способность к самостоятельной выработке и принятию судьбоносных (и в положительном, и в отрицательном смысле) для страны и мира решений. Несомненно, харизматическим лидером был и одержавший победу за власть после смерти Сталина Н. С. Хрущев. Он не обладал глубокими знаниями и высокой культурой, но был яркой и самостоятельной политической фигурой.5
Пришедшие на смену Н. С. Хрущеву советские руководители в массе своей не обладали яркими личностными качествами. Они обладали стандартной внешностью, их речь была насыщена штампами. Большинство из них были людьми весьма преклонного возраста. Ни Л. И. Брежнев, ни К. У. Черненко, ни другие руководители более низшего ранга не могли самостоятельно, без подготовленного заранее текста выступать перед аудиторией. Часто они просто не были компетентными в вопросах, по которым принимали политические решения. Общение советских лидеров эпохи «застоя» с массовой аудиторией было строго регламентировано, контакты с представителями средств массовой информации были ограничены. Трудно даже представить себе Л. И. Брежнева лично, подобно Ленину или Сталину, дающего интервью иностранному корреспонденту. От имени последних советских генеральных секретарей давались «ответы на вопросы», предварительно представленные в виде списка тем или иным печатным изданием. Характер политического лидерства в позднесоветском обществе в немалой степени способствовал десакрализации власти и делегитимации существовавшей политической системы.
Неспособность советских лидеров 70-80-х гг. XX в. решить многочисленные проблемы, накопившиеся в экономической, социальной и политической сферах советского общества, привели его к глубокому системному кризису. «Перестройка» стала попыткой поиска выхода из этого кризиса. Начиная с 1985 г. политика все более приобретает публичный характер, что неизбежно приводит к изменению стиля политического лидерства. В политику вновь приходят яркие индивидуальности. При этом ответственность, лежащая на политических лидерах, неизмеримо возросла, поскольку наступил период глубоких экономических и политических реформ, требующих принятия весьма сложных, можно сказать, судьбоносных для страны решений.
Возглавивший партию и государство М. С. Горбачев понимал, что необходимы радикальные перемены, но ни у него, ни у его ближайшего окружения не было четкого и продуманного плана реформ. Шла борьба различных мнений в высшем советском партийно-государственном руководстве, в результате которой принимались непоследовательные, порой прямо противоположные по своему смыслу решения. Горбачев принадлежал к четвертому поколению советской партийной номенклатуры. Он не был обременен догматами и предрассудками прошлого. Но дальнейшая практика показала, что Горбачев не обладал в полном объеме и качествами, необходимыми руководителю государства, особенно государства, находящегося в кризисе. Он не приобрел на предшествующих постах достаточного опыта принятия самостоятельных политических решений, отсутствие такого опыта проявилось тогда, когда он стал руководителем самого высокого ранга. М. Горбачев часто колебался и обнаруживал нерешительность, когда от него требовалось сделать окончательный выбор в пользу той или иной альтернативы. Нередко он опаздывал с принятием давно назревших решений, иногда стремился переложить ответственность на других.6
Социально-экономическая ситуация в годы «перестройки» неуклонно ухудшалась, а политические реформы вызвали и нарастание политической нестабильности. Неудивительно, что в таких условиях первоначально высокая популярность Горбачева внутри страны резко снизилась. Вместе с падением авторитета и влияния М. С. Горбачева в широких слоях российского общества росла популярность Б. Н. Ельцина.
О Б. Н. Ельцине в конце 80-х гг. XX в. можно говорить как о типичном харизматическом лидере. Формирование имиджа Ельцина как политического лидера в массовом сознании шло на фоне разочарования результатами деятельности и личностью Горбачева. Людям нравились в Ельцине те черты, которых они не находили в Горбачеве. Даже в 90-х гг. XX в., когда многие прежние сторонники разочаровались в Ельцине, участники социологических опросов отмечали наличие у первого российского президента таких позитивных качеств, как решительность и упорство в достижении цели. Привлекательными были и внешние данные Ельцина. Долгое время в массовом сознании Ельцин воспринимался как пример сильного и здорового политического лидера в противоположность одряхлевшим «геронтократам» брежневского периода.
Вместе с тем несомненно, что для привлечения симпатий граждан страны Ельцин изначально широко пользовался популистскими приемами. Пребывая на посту руководителя московской городской организации КПСС и пользуясь тем, что его внешность еще не была всеми узнаваема, он разъезжал по столице на общественном транспорте, появлялся в магазинах, провоцируя скандальные ситуации. Эти факты становились известными далеко за пределами Москвы. Подлинные события мифологизировались, обрастали выдуманными подробностями, что еще больше повышало популярность Ельцина в глазах населения. Способствовали росту этой популярности и неуклюжие попытки высшего партийно-государственного руководства во главе с Горбачевым «устранить» Ельцина из большой политики. Благодаря таким попыткам к имиджу Ельцина добавился еще и ореол мученика, «пострадавшего за правду».
Популистский стиль лидерства сохранился у Б. Ельцина и после избрания на пост председателя Верховного Совета, а затем и первого президента России. Направо и налево раздавались заведомо невыполнимые обещания, звучали непродуманные призывы. Например, сделанное представителям властей автономных республик в составе Российской Федерации предложение о том, что они могут «брать суверенитета столько, сколько смогут проглотить» или обещание «лечь на рельсы» в случае, если программа экономических реформ не даст ожидаемого результата. Популизм Ельцина в итоге дорого обошелся ему самому как политическому деятелю. С 1993 г. его авторитет и влияние стали стремительно падать, а личный рейтинг к 1996 г., когда предстояли новые президентские выборы, снизился до 2 %. Победа Ельцина на выборах 1996 г. стала следствием не столько его личной харизмы, как в 1991 г., сколько итогом умело проведенной избирательной кампании. Эта кампании дала пример того, насколько важное значение в современном политическом процессе имеют средства массовой информации и избирательные технологии.
В последние годы пребывания Ельцина на высшем государственном посту его здоровье резко ухудшилось. Первый российский президент лишился одной из существенных составляющих своего образа политического лидера. В то же время история показала, что мнение о нем как о человеке, для которого власть является самоцелью, было ошибочным. Ельцин сам, добровольно, до истечения срока президентских полномочий подал в отставку, совершив один из наиболее важных поступков в своей жизни.
В эпоху Ельцина в российской политике появилась целая плеяда ярких политических и государственных деятелей. Харизматический тип политического лидерства стал распространенным. Примером такого лидерства может служить быстрая политическая карьера отставного генерала Александра Лебедя, занявшего третье место в первом туре президентских выборов 1996 г. Определенные индивидуальные качества участников политического процесса были весьма востребованы в условиях публичной политики и широкого использования маркетинговых политических технологий. Вследствие высокой персонификации российской политики личные качества политиков могли либо усиливать позиции возглавляемых ими партий и движений, либо стать причиной их ослабления.
Пример первого рода — политическая деятельность В. В. Жириновского в 90-е гг. XX в. Личность этого российского политика негативно оценивалась большинством аналитиков. Совершенно справедливо его обвиняли в демагогии, разжигании нездоровых настроений и страстей. Он «прославился» экстремальными поступками и многочисленными скандалами. Не отрицая всего этого, В. Жириновского можно оценивать как весьма ловкого и умелого политического деятеля. Он может быть примером лидера-коммивояжера в соответствии с типологией М. Херман, Лучше, чем кто-либо другой из российских политиков конца 80-х — начала 90-х гг. XX в., Жириновский чувствовал конъюнктуру политического рынка и предлагал на «продажу» те идеи и лозунги, которые в данный момент были в наибольшем дефиците. В начале своей политической карьеры он был одним из многочисленных маргинальных лидеров карликовых партий и политических группировок, появившихся в условиях «перестройки». В этот период наиболее модными и распространенными в советском обществе были представления о «демократическом и гуманном социализме», «социализме с человеческим лицом». Даже откровенные националисты из прибалтийских республик и западных областей Украины поначалу рядились в одежды сторонников и защитников горбачевской «перестройки». В. Жириновский был одним из первых, кто предложил на политическом рынке новый, незалежалый «товар» — некоммунистические и несоциалистические идеи и лозунги. Использование либеральной терминологии и фразеологии Жириновским на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. не было случайным. Этим он приобрел некоторую известность и «застолбил» определенный участок политического пространства.