Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:01, контрольная работа
В целом актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в политическую систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Выборы и их социальные функции…………………………………...5
1.1 Понятие выборов……………………………………………………………….5
1.2 Социальные функции выборов………………………………………………8
Глава 2. Избирательный процесс и избирательная компания……………...10
2.1 Избирательный процесс……………………………………………………...10
2.2 Избирательная компания……………………………………………………12
Глава 3. Избирательные системы. Особенности избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………...16
3.1 Избирательные системы……………………………………………………..16
3.2 Особенности избирательной системы в Российской Федерации……….20
Глава 4. Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе. Абсентеизм и электоральное поведение россиян…...............................................................................................23
4.1 Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе……………………………………..23
4.2 Электоральное поведение россиян и абсентеизм…………………………27
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников и литературы ………………
Пропорциональная система представительства сложнее мажоритарной. Она применяется в обществах с многопартийной системой. При ее использовании нет одного победителя, поскольку она основана на соответствии между количеством голосов, поданных за партию, и количеством получаемых ею депутатских мест. Чем больше голосов получает партия на выборах, тем больше ее членов становятся депутатами.
Достоинством этой системы является высокое представительство победивших политических сил на общенациональном уровне.
Существенные недостатки ее сводятся к следующему:
- политические силы, не пользующиеся поддержкой электората всей страны, получают представительство в органах государственной власти;
- при голосовании за партию, а не за конкретных лиц, теряется непосредственная связь между депутатами и избирателями;
- поскольку может отсутствовать партия, набравшая абсолютное большинство избирательных голосов, то возникают проблемы с формированием правительства, внутри парламентской демократией и другие.
Данная система используется в России с 1993 года. Ее действие показало, что многие социальные группы электората оказались без своих представителей в парламенте, т.е. идея представительства не срабатывала в полной и необходимой степени. Ведь нельзя считать систему на самом деле представительной, если значительная часть избирателей оказалась не представленной в парламенте. Данная система может работать в полной мере только тогда, когда в обществе существует устоявшаяся партийная система с несколькими крупными и авторитетными политическими партиями. Очень наглядно данная система показала себя на выборах в декабре 2007 г.
Избирательная система состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности составляющих ее функциональное назначение. Исходным среди них выступает активное избирательное право, т.е. право граждан избирать, и пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным. Избирательную систему характеризуют также: механизм выдвижения кандидатов на государственные посты, в органы местного самоуправления; принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор, тайное голосование и др.[12] В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, в органы местного самоуправления, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия. Поскольку в советские времена было голосование, а не выборы, то рядовым гражданам приходится овладевать культурой выборов.
Отличие ранее используемой смешанной избирательной системы в России от избирательных систем в других странах обусловлено многими обстоятельствами. К ним следует отнести переходное, неустойчивое, сложное, противоречивое состояние общественно-политического, экономического, социального и духовного развития. Россия находится в поиске своих моделей общественного развития, что неизбежно сказывается на характере, содержании протекания политических процессов и, естественно, на избирательной системе.
Известна связь избирательной системы с партийными системами. М. Дюверже разработал концепцию этой взаимосвязи, которая проявляется в действии трех законов.[13]
Суть первого состоит в том, что при мажоритарной избирательной системе утверждается двухпартийная система. В России много протопартий, но двух крупных авторитетных соперничающих между собой партий нет, поэтому данный закон в нашей стране пока не действует.
При втором законе действует мажоритарная избирательная система, позволяющая участвовать в первом туре выборов всем партиям, которые стремятся к компромиссу с другими партиями.
В России не все политические организации, называющие себя партиями, по существу являются таковыми, поскольку не обладают набором известных партийных критериев, качеств. Даже те из них, которые можно отнести к партиям, избирают такие тактические приемы действий, которые не ведут к согласию, поиску взаимоприемлемых способов совместной деятельности. Поэтому многопартийность в России формальная, фрагментарная, чисто внешне количественная, а на самом деле на сегодняшний день можно отметить только лишь четыре партии которые способны соперничать между собой: «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия» и конечно же лидер среди них «Единая Россия».
Третий закон утверждает: пропорциональная партийная система способствует становлению многопартийной системы, что ведет к реальной возможности партиям иметь своих представителей в парламенте.
Впервые в истории современной России выборы в Государственную Думу 2007 г. проходили по пропорциональной избирательной системе. Вся территория России была поделена ЦИК в соответствии с законом на 153 избирательные территории.
В Челябинской области было выделено 4 территории с числом избирателей примерно по 650 тыс. человек.[14]
3.2 Особенности избирательной системы в Российской Федерации
Именно пропорциональная система является механизмом становления партийной системы, показателем структурирования партий в российском парламенте, в обществе в целом. Принцип народовластия при этой системе не нарушается, поскольку народ решает вопрос о своих партийных предпочтениях. Наконец, любая система не лишена недостатков. Пропорциональная система в России еще не проявила себя в должной мере. В условиях сегодняшней политической жизни ее сохранение и развитие является необходимостью еще и потому, что она позволяет делегировать в парламент наиболее профессионально грамотных представителей тех политических партий, которые прошли «сито» избирательного процесса.
Следует учитывать тот реальный факт, что российский электорат пока не обладает развитой демократической культурой выборов. Технология избирательной кампании России не всегда отвечает необходимым требованиям. Так, в мировой практике определены пять критериев профессионализма организаторов избирательной кампании:
- опора на общепризнанные теоретико-методологические подходы;
- компетентность, признаваемая пользователями услуг консультанта и коллегами по профессии;
- наличие профессиональной ассоциации, занимающейся подготовкой кадров консультантов, повышением их квалификации; соблюдение профессиональной этики.[15]
Каждый из них и все вместе в России пока не сложились. Отсюда своеобразные формы организации избирательного процесса, мотивации населения и ее составляющих, имидж идеального кандидата, слабость политических коммуникаций, неравное положение кандидатов в депутаты в ходе избирательного процесса, и др.
Выборы в России выявили тенденции роста влияния оппозиционных сил, вхождения их во властные структуры, появление значительного числа депутатов в законодательных органах субъектов РФ из представителей - руководителей акционерных обществ, банков, других коммерческих структур. Таким образом, намечается тенденция слияния власти и капитала, что является недопустимым в демократически развитых странах, поскольку при этом нарушаются принципы равноправия и свободы выборов, предпочтений избирателей. Реальное соблюдение прав человека является основой демократического общества и государства.
Особенностью российской избирательной системы является то, что, если в бюллетене по каким-либо причинам оказалась одна фамилия, выборы признаются несостоявшимися. Кандидат снявший свою кандидатуру накануне выборов, обязан возместить расходы на избирательную кампанию.[16]
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а так же имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.[17]
4. Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе. Абсентеизм и электоральное поведение россиян
4.1 Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе
Одним из факторов прошлых выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2007 г. была активная публикация так называемых компроматов в качестве средства манипулирования настроениями избирателей. В кампании по выборам в Госдумы пятого созыва эту роль гипнотизирования избирателей выполняли публикации результатов социологических опросов (см. приложение 4), на которые сплошь и рядом опирались лидеры политических партий в целях саморекламы. Причем у каждой партии результаты рейтинговых опросов имели оригинальный (в смысле своеобразный, необычный) характер.
Не ясно, как повлияла на электоральные предпочтения российских граждан смена «войны компроматов» «войной рейтингов». Но ясно другое: то, что использование социологии в решении политических задач не пошло на пользу социологическому сообществу, снижает уровень его авторитета в обществе.[18]
«Черный PR», «спецтехнологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спецпропаганда», «контрпропаганда» - эти понятия все чаще попадаются нам в средствах массовой информации, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным кампаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями? Грязные методы ведения предвыборной войны, которые используются беспринципными кандидатами и технологами, или неотъемлемая часть практики управления общественным мнением, громкие слова, добавляющие внушительности мифу о всемогуществе избирательных технологов, или особая сфера технологий, зародившаяся и разрабатываемая военными и спецслужбами, незаконные формы предвыборной борьбы, являющиеся предметом внимания судебной власти, или одна из разрешенных форм агитации?
Методы «спецтехнологий» и «контрпропаганды» не являются новыми. В практику избирательных технологий они пришли из военной пропаганды, «психологических» или «идеологических войн», практики активных мероприятий по линии пропаганды и др.
По-видимому, в той или иной мере эти методы в различных формах имели место на самых различных этапах развития человечества. Во время войны Великобритании с бурами в Южной Африке, буры сумели установить связи с Германией, Ирландией, Америкой, Францией и другими странами, в которых они целенаправленно создавали образ коварной и жестокой Великобритании, ведущей войну со всеми бурами, включая женщин и детей. Это привело не только к получению ими существенной поддержки мирового общественного мнения, но и помогло наладить поставки оружия и организовать поток добровольцев. Особое развитие пропаганда в качестве самостоятельной военной дисциплины получила в первой мировой войне. Например, в США был создан так называемый Комитет Криля, который координировал пропагандистскую работу, направленную как на Германию, так и на население США.
Основную задачу избирательной системы, избирательных кампаний можно рассматривать как определение тех людей, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям населения о защите их интересов в выборных органах власти. Однако с «технологической точки зрения» избирательные кампании, а вернее, избирательные технологии «призваны произвести запланированные результаты», а именно обеспечить «избрание» того или иного кандидата.
Принципиальным является и то, что распространение любых сведений о кандидате, которые характеризуют его в глазах избирателей негативно, однако соответствуют действительности, не является нарушением. Таким образом, с точки зрения закона агитация, имеющая целью голосовать против тех или иных кандидатов, является легитимным и законным видом предвыборной агитации.
К «спецтехнологиям» можно отнести и практику регистрации кандидатов с одинаковыми фамилиями, именами и отчествами («двойники», «клоны»), имеющую целью отвлечь голоса избирателей от «оригинальных» кандидатов.
Использование «клонов» связано с предположением о том, что избиратели не разберутся, какой из однофамильцев является «оригинальным», и проголосуют за того, кто идет первым по алфавитному списку. При этом первым оказывается именно «клон» или «двойник».
Интересно, что во время выборов в г. Санкт-Петербурге появился «клон» объединения «Яблоко» под названием «Яблоко - Санкт-Петербург».
Необходимо отметить, что такого рода действия на момент их использования также не являлись нарушением избирательного законодательства.
Однако нам хотелось бы специально отметить, что нередко, используя «спецтехнологии» и «контрпропаганду», их инициаторы идут на нарушения других статей избирательного законодательства. Например, широкое распространение получила практика организации мероприятий по срыву выборной деятельности других кандидатов. Так, практика уничтожения агитационной печатной продукции является широко распространенной как в российских, так и зарубежных избирательных кампаниях. При этом, как в России, так и за рубежом такого рода действия являются незаконными. Например, согласно российскому законодательству, организованное уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов является нарушением закона. Согласно статье 5.14 КоАП, умышленное уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов является противоправным действием. Однако с точки зрения российской практики привлечение по статье 5.14 является крайне редким случаем, а величина налагаемого штрафа много меньше того эффекта, который может принести деятельность по уничтожению агитационной продукции.[19]
Информация о работе Роль избирательных систем в политике: теория и практика