Роль избирательных систем в политике: теория и практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

В целом актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в политическую систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Выборы и их социальные функции…………………………………...5
1.1 Понятие выборов……………………………………………………………….5
1.2 Социальные функции выборов………………………………………………8
Глава 2. Избирательный процесс и избирательная компания……………...10
2.1 Избирательный процесс……………………………………………………...10
2.2 Избирательная компания……………………………………………………12
Глава 3. Избирательные системы. Особенности избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………...16
3.1 Избирательные системы……………………………………………………..16
3.2 Особенности избирательной системы в Российской Федерации……….20
Глава 4. Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе. Абсентеизм и электоральное поведение россиян…...............................................................................................23
4.1 Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе……………………………………..23
4.2 Электоральное поведение россиян и абсентеизм…………………………27
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников и литературы ………………

Работа содержит 1 файл

КЗ по политологии.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

         Пропорциональная система представительства сложнее мажоритарной. Она применяется в общес­твах с многопартийной системой. При ее использовании нет одного победителя, поскольку она ос­нована на соответствии между количеством голо­сов, поданных за партию, и количеством получа­емых ею депутатских мест. Чем больше голосов получает партия на выборах, тем больше ее чле­нов становятся депутатами.

         Достоинством этой системы является высокое представительство победивших политических сил на общенациональном уровне.

       Существенные недостатки ее сводят­ся к следующему:

- политические силы, не пользу­ющиеся поддержкой электората всей страны, по­лучают представительство в органах государствен­ной власти;

- при голосовании за партию, а не за конкретных лиц, теряется непосредственная связь между депутатами и избирателями;

- поскольку мо­жет отсутствовать партия, набравшая абсолютное большинство избирательных голосов, то возникают проблемы с формированием правительства, внутри парламентской демократией и другие.

         Данная система используется в России с 1993 года. Ее действие показало, что многие социаль­ные группы электората оказались без своих пред­ставителей в парламенте, т.е. идея представитель­ства не срабатывала в полной и необходимой сте­пени. Ведь нельзя считать систему на самом деле представительной, если значительная часть изби­рателей оказалась не представленной в парламенте. Данная система может работать в полной мере толь­ко тогда, когда в обществе существует устоявшая­ся партийная система с несколькими крупными и авторитетными политическими партиями. Очень наглядно данная система показала себя на выборах в декабре 2007 г.

          Избирательная система состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности со­ставляющих ее функциональное назначение. Ис­ходным среди них выступает активное избира­тельное право, т.е. право граждан избирать, и пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным. Избирательную систему характери­зуют также: механизм выдвижения кандидатов на государственные посты, в органы местного самоуправления; принципы, на основе которых про­водятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор, тай­ное голосование и др.[12] В целом избирательная сис­тема включает в себя порядок, процесс и основ­ные принципы выдвижения кандидатов на госу­дарственные посты, в органы местного самоуправ­ления, организационно-содержательное и матери­альное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия. Поскольку в советские вре­мена было голосование, а не выборы, то рядовым гражданам приходится овладевать культурой вы­боров.

        Отличие ранее используемой смешанной избирательной системы в России от избирательных систем в других стра­нах обусловлено многими обстоятельствами. К ним следует отнести переходное, неустойчивое, слож­ное, противоречивое состояние общественно-поли­тического, экономического, социального и духов­ного развития. Россия находится в поиске своих моделей общественного развития, что неизбежно сказывается на характере, содержании протека­ния политических процессов и, естественно, на избирательной системе.

          Известна связь избирательной системы с пар­тийными системами. М. Дюверже разработал кон­цепцию этой взаимосвязи, которая проявляется в действии трех законов.[13]

         Суть первого состоит в том, что при мажоритарной избирательной системе ут­верждается двухпартийная система. В России мно­го протопартий, но двух крупных авторитетных со­перничающих между собой партий нет, поэтому данный закон в нашей стране пока не действует.

         При втором законе действует мажоритарная изби­рательная система, позволяющая участвовать в пер­вом туре выборов всем партиям, которые стремят­ся к компромиссу с другими партиями.

         В России не все политические организации, называющие себя партиями, по существу явля­ются таковыми, поскольку не обладают набором известных партийных критериев, качеств. Даже те из них, которые можно отнести к партиям, избирают такие тактические приемы действий, ко­торые не ведут к согласию, поиску взаимоприем­лемых способов совместной деятельности. Поэто­му многопартийность в России формальная, фраг­ментарная, чисто внешне количественная, а на самом деле на сегодняшний день можно отметить только лишь четыре партии которые способны соперничать между собой: «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия» и конечно же лидер среди них «Единая Россия».

            Третий закон утверждает: пропорциональная партийная система способствует становлению многопартий­ной системы, что ведет к реальной возможности партиям иметь своих представителей в парламен­те.

Впервые в истории современной России выборы в Государственную Думу 2007 г. проходили по пропорциональной избирательной системе. Вся территория России была поделена ЦИК в соответствии с законом на 153 избирательные территории.

В Челябинской области было выделено 4 территории с числом избирателей примерно по 650 тыс. человек.[14]

 

3.2 Особенности избирательной системы в Российской Федерации

 

Именно пропорциональная система яв­ляется механизмом становления партийной сис­темы, показателем структурирования партий в российском парламенте, в обществе в целом. Прин­цип народовластия при этой системе не наруша­ется, поскольку народ решает вопрос о своих парт­ийных предпочтениях. Наконец, любая система не лишена недостатков.         Пропорциональная сис­тема в России еще не проявила себя в должной мере. В условиях сегодняшней политической жизни ее сохранение и развитие является необ­ходимостью еще и потому, что она позволяет де­легировать в парламент наиболее профессиональ­но грамотных представителей тех политических партий, которые прошли «сито» избирательного процесса.

          Следует учитывать тот реальный факт, что рос­сийский электорат пока не обладает развитой де­мократической культурой выборов. Технология избирательной кампании России не всегда отвечает необходи­мым требованиям. Так, в мировой практике определены пять критериев профессионализма орга­низаторов избирательной кампании:

-         опора на об­щепризнанные теоретико-методологические под­ходы;

-         компетентность, признаваемая пользова­телями услуг консультанта и коллегами по проф­ессии;

-         наличие профессиональной ассоциации, занимающейся подготовкой кадров консультан­тов, повышением их квалификации; соблюдение профессиональной этики.[15]

         Каждый из них и все вместе в России пока не сложились. Отсюда своеобразные формы организации избирательного процесса, мотивации населения и ее составляю­щих, имидж идеального кандидата, слабость политических коммуникаций, неравное положение кандидатов в депутаты в ходе избирательного процесса, и др.

Выборы в России выявили тенденции роста вли­яния оппозиционных сил, вхождения их во влас­тные структуры, появление значительного числа депутатов в законодательных органах субъектов РФ из представителей - руководителей акцио­нерных обществ, банков, других коммерческих структур. Таким образом, намечается тенденция слияния власти и капитала, что является недопус­тимым в демократически развитых странах, по­скольку при этом нарушаются принципы равнопра­вия и свободы выборов, предпочтений избирателей. Реальное соблюдение прав человека является основой демократического общества и государства.

Особенностью российской избирательной системы является то, что, если в бюллетене по каким-либо причинам оказалась одна фамилия, выборы признаются несостоявшимися. Кандидат снявший свою кандидатуру накануне выборов, обязан возместить расходы на избирательную кампанию.[16]

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а так же имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Технологии манипулирования массовыми электоральными                настроениями в избирательном процессе. Абсентеизм и               электоральное поведение россиян

 

 

              4.1 Технологии манипулирования массовыми электоральными                настроениями в избирательном процессе

 

              Одним из факторов прошлых выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2007 г. была активная публикация так называемых компроматов в качестве средства манипулирования настроениями избирателей. В кампании по выборам в Госдумы пятого созыва эту роль гипнотизирования избирателей выполняли публикации результатов социологических опросов (см. приложение 4), на которые сплошь и рядом опирались лидеры политических партий в целях саморекламы. Причем у каждой партии результаты рейтинговых опросов имели оригинальный (в смысле своеобразный, необычный) характер.

              Не ясно, как повлияла на электоральные предпочтения российских граждан смена «войны компроматов» «войной рейтингов». Но ясно другое: то, что использование социологии в решении политических задач не пошло на пользу социологическому сообществу, снижает уровень его авторитета в обществе.[18]

          «Черный PR», «спецтехнологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спецпропаганда», «контрпропаганда» - эти понятия все чаще попадаются нам в средствах массовой информации, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным кампаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями? Грязные методы ведения предвыборной войны, которые используются беспринципными кандидатами и технологами, или неотъемлемая часть практики управления общественным мнением, громкие слова, добавляющие внушительности мифу о всемогуществе избирательных технологов, или особая сфера технологий, зародившаяся и разрабатываемая военными и спецслужбами, незаконные формы предвыборной борьбы, являющиеся предметом внимания судебной власти, или одна из разрешенных форм агитации?

Методы «спецтехнологий» и «контрпропаганды» не являются новыми. В практику избирательных технологий они пришли из военной пропаганды, «психологических» или «идеологических войн», практики активных мероприятий по линии пропаганды и др.

По-видимому, в той или иной мере эти методы в различных формах имели место на самых различных этапах развития человечества. Во время войны Великобритании с бурами в Южной Африке, буры сумели установить связи с Германией, Ирландией, Америкой, Францией и другими странами, в которых они целенаправленно создавали образ коварной и жестокой Великобритании, ведущей войну со всеми бурами, включая женщин и детей. Это привело не только к получению ими существенной поддержки мирового общественного мнения, но и помогло наладить поставки оружия и организовать поток добровольцев. Особое развитие пропаганда в качестве самостоятельной военной дисциплины получила в первой мировой войне. Например, в США был создан так называемый Комитет Криля, который координировал пропагандистскую работу, направленную как на Германию, так и на население США.

Основную задачу избирательной системы, избирательных кампаний можно рассматривать как определение тех людей, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям населения о защите их интересов в выборных органах власти. Однако с «технологической точки зрения» избирательные кампании, а вернее, избирательные технологии «призваны произвести запланированные результаты», а именно обеспечить «избрание» того или иного кандидата.

Принципиальным является и то, что распространение любых сведений о кандидате, которые характеризуют его в глазах избирателей негативно, однако соответствуют действительности, не является нарушением. Таким образом, с точки зрения закона агитация, имеющая целью голосовать против тех или иных кандидатов, является легитимным и законным видом предвыборной агитации.

К «спецтехнологиям» можно отнести и практику регистрации кандидатов с одинаковыми фамилиями, именами и отчествами («двойники», «клоны»), имеющую целью отвлечь голоса избирателей от «оригинальных» кандидатов.

Использование «клонов» связано с предположением о том, что избиратели не разберутся, какой из однофамильцев является «оригинальным», и проголосуют за того, кто идет первым по алфавитному списку. При этом первым оказывается именно «клон» или «двойник».

Интересно, что во время выборов в г. Санкт-Петербурге появился «клон» объединения «Яблоко» под названием «Яблоко - Санкт-Петербург».

Необходимо отметить, что такого рода действия на момент их использования также не являлись нарушением избирательного законодательства.

Однако нам хотелось бы специально отметить, что нередко, используя «спецтехнологии» и «контрпропаганду», их инициаторы идут на нарушения других статей избирательного законодательства. Например, широкое распространение получила практика организации мероприятий по срыву выборной деятельности других кандидатов. Так, практика уничтожения агитационной печатной продукции является широко распространенной как в российских, так и зарубежных избирательных кампаниях. При этом, как в России, так и за рубежом такого рода действия являются незаконными. Например, согласно российскому законодательству, организованное уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов является нарушением закона. Согласно статье 5.14 КоАП, умышленное уничтожение или повреждение агитационных печатных материалов является противоправным действием. Однако с точки зрения российской практики привлечение по статье 5.14 является крайне редким случаем, а величина налагаемого штрафа много меньше того эффекта, который может принести деятельность по уничтожению агитационной продукции.[19]

Информация о работе Роль избирательных систем в политике: теория и практика