Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:01, контрольная работа
В целом актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в политическую систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Выборы и их социальные функции…………………………………...5
1.1 Понятие выборов……………………………………………………………….5
1.2 Социальные функции выборов………………………………………………8
Глава 2. Избирательный процесс и избирательная компания……………...10
2.1 Избирательный процесс……………………………………………………...10
2.2 Избирательная компания……………………………………………………12
Глава 3. Избирательные системы. Особенности избирательной системы в Российской Федерации…………………………………………………………...16
3.1 Избирательные системы……………………………………………………..16
3.2 Особенности избирательной системы в Российской Федерации……….20
Глава 4. Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе. Абсентеизм и электоральное поведение россиян…...............................................................................................23
4.1 Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе……………………………………..23
4.2 Электоральное поведение россиян и абсентеизм…………………………27
Заключение………………………………………………………………………...32
Список использованных источников и литературы ………………
34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО
«Уральская академия государственной службы»
челябинский ИНСТИТУТ (филиал)
Факультет управления
Кафедра истории и философии
РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В ПОЛИТИКЕ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Контрольная работа по политологии
Сандлера Павла Владимировича
Студента курса ГМУ-31, группы ГМУ-312
и муниципальное управление»
Руководитель:
Чернов Г.Ю.
кандидат философских наук,
доцент
Челябинск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Выборы и их социальные функции…………………………………...5
1.1 Понятие выборов……………………………………………………………
1.2 Социальные функции выборов………………………………………………8
Глава 2. Избирательный процесс и избирательная компания……………...10
2.1 Избирательный процесс……………………………………………………...
2.2 Избирательная компания……………………………………………………12
Глава 3. Избирательные системы. Особенности избирательной системы в Российской Федерации………………………………………………………
3.1 Избирательные системы……………………………………………………..
3.2 Особенности избирательной системы в Российской Федерации……….20
Глава 4. Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе. Абсентеизм и электоральное поведение россиян…......................
4.1 Технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе……………………………………..23
4.2 Электоральное поведение россиян и абсентеизм…………………………27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы ………………………...34
Приложения……………………………………………………
До недавнего времени смена власти в России происходила как угодно, но только не посредством выборов. Династическое престолонаследие, перевороты, кровавые и бескровные, военные и дворцовые революции "сверху" и "снизу", "подковерные" решения ни перед кем ни за что не отвечавшей партийной верхушки приводили в Кремль или Зимний дворец новых властителей. Ничуть не изменили заведенный от века порядок декоративные "выборы", вроде бы и всеобщие, равные, прямые, при тайном голосовании, введенные "сталинской" конституцией 1936 г.
В современной России выборные компании воспринимаются как естественная составляющая политического процесса. Выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представительных органов и глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления предоставили гражданам Российской Федерации реальную возможность участвовать в определении пути развития страны, ее будущего.
В калейдоскопе стремительно сменяющих друг друга событий, жесткого противостояния и острых политических схваток мы как-то не замечаем, - а если и замечаем, то не всегда должным образом оцениваем, - что в последние 10-14 лет наша страна начала обретать иной исторический опыт смены власти.
Можно сказать очень много горьких, осуждающих и справедливых слов о том, как у нас теперь проходят выборы. Можно при этом вспомнить выборы 1989 - 1990 гг., когда на волне народного энтузиазма, в ситуации вдруг открывшихся и, как тогда казалось, безграничных возможностей общественной инициативы, избиратели крупных индустриальных и культурных центров дружно проваливали высокопоставленных аппаратчиков и их обслугу и посылали сначала в союзный, а затем и российский парламент людей независимых, нередко не приспособленных к государственной и законодательной работе, но успевших завоевать моральный авторитет в обществе и не страшившихся говорить правду. И сравнить ту исполненную романтических ожиданий политическую весну с выборами последних лет, на которых свободное волеизъявление избирателей придавлено властью денег и невесть как возродившейся номенклатуры, искажено грубыми подтасовками и искусными махинациями доброхотных и наемных умельцев.
И все-таки не стоит ни идеализировать запечатлевшуюся в памяти многих романтику первых свободных выборов в России (достаточно вспомнить "агрессивно послушное большинство" союзного Съезда, избранное в ту же весну, и "затаптывавшее" выступления Сахарова и других демократических депутатов), ни развенчивать последние выборы и недооценивать тот опыт, которого на них набирается общество. Ведь происходит вот что: за короткий исторический отрезок Россия проходит путь, который в развитых демократиях потребовал не десятки, а сотни лет.
Совершенствование избирательного законодательства, расширение роли политических партий в избирательном процессе способствовало появлению новых приемов и способов воздействия, на избирателей, причем широкое распространение получили так называемые «черные» или «грязные» технологии манипулирования массовыми электоральными настроениями в избирательном процессе. Поэтому раскрытие их негативного влияния является одной из актуальных задач данной контрольной работы.
В целом актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
Данная работа посвящена раскрытию общих особенностей выборов в политическую систему власти. Общетеоретические аспекты проблемы сопровождаются как историческими комментариями, так и анализом существующего положения дел в современной России.
1. Выборы и их социальные функции
1.1 Понятие выборов
Демократия неотделима от выборов, ибо «власть народа» (именно так переводится слово «демократия» с древнегреческого) в современном государстве, в отличие от Древних Афин с населением в двадцать тысяч жителей, немыслима вне выборных представителей власти.
Выборы - это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия - режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов.
Вероятно, одна из причин разнообразия электоральных политических практик в современной России заключается в том, что избиратели по-разному понимают, что такое выборы. Еще в 2002 г. Г.Кертман, анализируя социологические данные, полученные Фондом “Общественное мнение” (ФОМ), обнаружил, что российские граждане демонстрируют как минимум пять различных вариантов понимания выборов [Институциональная политология 2006: 437-441]:
1) выборы как механизм волеизъявления граждан, возможность влиять на политические курсы (”демократическое понимание”) – 28 %;
2) выборы как возможность публично высказать свое мнение (не важно, будет ли оно учтено властями, главное - сам факт коммуникации между властью и обществом) – 10 %;
3) выборы как механизм селекции и ротации кадров во властных структурах – 11 %;
4) выборы как формирование органов власти, как поддержание порядка (в таком понимании альтернатива выборам безвластие) – 11 %;
5) выборы как ритуал, привычка, «долг».[1]
Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления - региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие - ограниченные (цензовые); равные - неравные; прямые - косвенные (многостепенные); с тайным - с открытым голосованием.
Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы подробнее.
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено избирательными цензами: имущественным, цензом оседлости, образовательным, возрастным и т.д.
Цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, обладающее недвижимой собственностью, в Beликобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии - 30 лет, во Франции - 35, в Бельгии и Испании - 40 лет. В то же время нельзя не отметить, что неуклонный процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей. Так, если в 1830 г. в Англии последнее составляли лишь 4% взрослого населения, во Франции - мене 2%, то уже в 1848 г. во Франции впервые в истории было введено всеобщее избирательное право для взрослых мужчин, ставшее к 1914 г. достоянием большинства стран Запада. Женщины получали избирательные права впервые в 1893 г. - в Новой Зеландии. После Первой мировой войны суфражизм (движение за предоставление женщинам избирательных прав наравне с мужчинами) одержал победу в Старом и Новом Свете (в Швейцарии, однако, лишь в 1971 г., а в Лихтенштейне - в 1986 г.). В 70-х годах в большинстве развитых стран возрастной ценз для избирателей был снижен до 18 лет. Избирательное право в полном смысле слова становится всеобщим. В явном противоречии с этой мировой тенденцией оказываются цензовые ограничения в Латвии и Эстонии, призванные отстранить от участия в выборах русскоязычное население, составляющее около 40% общего населения молодых государств.
Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства - числе избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, как было в нашей стране по конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г., предоставлявшим избирательные льготы городам в ущерб деревне, а именно: один делегат на Всероссийский или Всесоюзный съезд Советов выдвигался от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских.
Результаты выборов в органы политической власти в значительной мере определяются уровнем политических сил партий, блоков, организаций, отдельных кандидатов, отражающих интересы определенных социальных групп. Но не в меньшей степени результаты зависят и от того, как функционирует избирательная система в обществе:
• в какой мере она способна эффективно трансформировать социальные потребности избирателей в деятельность органов государственной власти;
• насколько эта система надежна, т.е. в какой степени ее функционирование не зависит от действий отдельных наделенных властными полномочиями лиц и институтов;
• насколько эта система экономична: соответствуют ли материальные и организационные затраты полученным в результате выборов социальным и политическим результатам.
Демократические выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого - легитимное воспроизводство отношений общественного представительства в системе государственного руководства и управления как и любое мероприятие, в работе которого принимает участие большое число людей, выполняющих различные функции, выборы требуют определенного набора согласованных по времени и месту проведения политических, правовых и организационных действий, другими словами - избирательных технологий.[2] В результате целенаправленной политической деятельности достигается результат для государства - обеспечение правовых норм при организации и проведении избирательной кампании, для общества -наиболее полная реализация социальных функций выборов; для кандидатов осуществить в равной борьбе с политическими конкурентами свое право представлять жителей своего округа в государственных органах.
1.2 Социальные функции выборов
Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции:
1. Формирование органов публичной власти - парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.
Информация о работе Роль избирательных систем в политике: теория и практика