Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 05:42, курсовая работа
При написании курсовой работы, я ставила перед собой следующие цели:
- изучить понятие республиканской формы правления
-рассмотреть ее признаки и виды
-в заключение, я привела Соединенные Штаты Америки, как пример президентской республики.
Введение. 3
1. Понятие республиканской формы правления. 4
2. Разновидности республиканской формы правления. 7
2.1 Парламентская республика 7
2.2 Президентская республика. 11
2.3 Смешанные республиканские формы правления. 18
3. Соединенные Штаты Америки как пример президентской республики 22
3.1 Законодательная власть 22
3.2 Структура Конгресса США 22
3.3 Полномочия Конгресса 23
3.4 Исполнительная власть 26
4. Заключение 28
5. Список использованной литературы. 30
5)
одним из признаков,
6) наиболее сильное полномочие президента - права роспуска парламента и назначение досрочных парламентских выборов. Но это право носит конституционно ограниченный характер;
7)
президент наделен правом вето
на законы, принятые парламентом,
но одновременно некоторые,
Следует иметь в виду, что единого стереотипа республики смешанного типа не существует, поскольку сочетание признаков президентской и парламентарной республик может быть самым разнообразным. Кроме того, в каждой смешанной республике могут присутствовать и свои специфические черты.
Смешанные формы являются попыткой преодолеть недостатки той или и другой системы, причем, когда хотят снять или ослабить недостатки президентской республики, усиливают роль парламента, вводят зависимость правительства не только от президента, но и от парламента, что способствует присвоению политической системы под политическую систему с партийным режимом и партийной системой. Если стремятся преодолеть недостатки парламентской системы, то усиливают роль президента, передавая ему дополнительные полномочия. Разница между президентско-парламентарной и парламентарно-президентской смешанными системами состоит в разнице в акцентах: в первой ответственность правительства перед президентом сохраняется параллельно с ответственностью перед парламентом и вотумом недоверия, во второй в теории не должно быть ответственности правительства перед президентом, однако нередко сохраняется возможность влиять на деятельность нескольких министров, обеспечивать функции главы государства (оборона, внешняя политики). С другой стороны, смешанные системы позволяют трансформировать государственный механизм под потребности сложившейся расстановки политических сил. Характерный пример этого дает конституционная реформа 2004 г. В Грузии, которая согласно официальной версии должна способствовать превращению Грузии в парламентарно-президентское государство.
Сами
по себе эти системы являются переходными
к парламентской модели, но полномочия
президента в них гораздо шире,
чем это характерно для нее.
Хотя
введение смешанных систем преследует
цели преодоления недостатков
Конституция США исходит из принципа разделения властей в его "жестком" варианте. Статья I Конституции посвящена законодательной власти (Конгресс), ст. II - исполнительной (Президент), ст. III - судебной (преимущественно Верховному суду США). Стремление обеспечить их равновесие осуществляется путем четкого разделения полномочий между органами государства, установления системы сдержек и противовесов властей, их взаимозависимости. Деятельность Президента и Верховного суда осуществляется на основе законов, принятым Конгрессом, но в то же время Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может признать законы неконституционными и тем самым парализовать их действие. Президентские полномочия распространяются на Верховный суд: Президент назначает его членов (включая председателя), но при участии законодательной власти, поскольку эти назначения подлежат утверждению Сената (2/3 голосов присутствующих сенаторов). 10
Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий), кроме того, в
состав палаты входят несколько представителей от тех территорий США, которые не являются штатами (эти представители не имеют права решающего голоса). Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года.
Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер (он всегда является представителем партийной фракции большинства), в Сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран временный председатель из фракции большинства). Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос - решающий. Председатель Сената, напротив, существенных полномочий не имеет. 11
У
Конгресса имеются общие
Кроме того, каждая палата обладает своими, специальными полномочиями: например, Палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а утверждает назначения на должности, сделанные Президентом, Сенат. Он же ратифицирует международные договоры.
Полномочия
Конгресса в Конституции
Конституция устанавливает для Конгресса ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об оплате и с обратной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться
предпочтение портам одного штата перед портами другого штата. В соответствии с решениями Верховного суда США Конгресс может делегировать законодательные полномочия исполнительной власти. Он вправе отменять акты делегированного законодательства решениями обеих палат. Отмена решением одной палаты (а таких отмен было боле 200), решением Верховного суда признана неконституционной.
В последние десятилетия роль Конгресса усилена (особенно по финансовым вопросам) путем создания при нем ряда новых служб: Бюджетного управления Конгресса, Главного контрольно-финансового управления, Управления оценки технологий, Исследовательской службы Конгресса.
Согласно Конституции исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Президент США - государственный лидер, который является наиболее влиятельной политической фигурой и обладает наибольшей властью. В отличие от парламентарной республики он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет, министры (помимо управления своими ведомствами) выполняют роль советников Президента и не образуют правительства, это кабинет Президента, его совещательный орган. Сказанное отнюдь не означает, что министры не имеют исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их ведению. Однако они осуществляют такую власть на основе делегирования им соответствующих полномочий Президентом. Должности премьер-министра в США тоже нет. Эту роль выполняет Президент, но он является непререкаемым премьером. В кабинете Президента вопросы решаются не голосованием: решения принимает Президент. Бывали случаи, когда все министры высказывались против предложения Президента, но он принимай свое решение.
Под руководством Президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц. Создание и упразднение самих министерств и важных "независимых агентств" осуществляется законами конгресса.
Вице-президент существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента.
В общем виде Конституция устанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц
федерации. Эта формулировка позволила расширить полномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в Конституции полномочий (сформулирована Верховным судом США).
Президент имеет важные полномочия по отношению к Конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны, с бюджетными посланиями, рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето.13
Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената (достаточно простого большинства). Обычно Сенат утверждает назначения Президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения других должностных лиц такого согласия не требуется. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями (орденов и США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий Президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.Президент вправе временно передать исполнение своих обязанностей вице-президенту.
Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях.
На основании рассмотренного материала, возможны следующие заключения и выводы.
Во-первых,
республиканская форма