Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 05:42, курсовая работа
При написании курсовой работы, я ставила перед собой следующие цели:
- изучить понятие республиканской формы правления
-рассмотреть ее признаки и виды
-в заключение, я привела Соединенные Штаты Америки, как пример президентской республики.
Введение. 3
1. Понятие республиканской формы правления. 4
2. Разновидности республиканской формы правления. 7
2.1 Парламентская республика 7
2.2 Президентская республика. 11
2.3 Смешанные республиканские формы правления. 18
3. Соединенные Штаты Америки как пример президентской республики 22
3.1 Законодательная власть 22
3.2 Структура Конгресса США 22
3.3 Полномочия Конгресса 23
3.4 Исполнительная власть 26
4. Заключение 28
5. Список использованной литературы. 30
Эта
форму правления несколько
Термин "президентская республика" говорит сам за себя: президент играет в республике доминирующую роль. Иногда его называют сильным президентом. 3
Президентская
республика представляет собой такую
республиканскую форму
Основными ее признаками является:
четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей властей, а взаимоотношения между ними строятся на базе принципа так называемых "сдержек и противовесов";
президент - глава государства и исполнительной власти;
президент избирается непарламентским способом - косвенным голосованием избирателей, что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;
президент не имеет права роспуска парламента;
принцип парламентского большинства при формировании правительства не действует. Президент самостоятельно, с минимальным
одобряющим участием сената, формирует "правительство", отличающееся от обычного правительства тем, что оно не является органом, принимающим коллегиальные решения; решения принимает президент;
политическая ответственность правительства перед парламентом (вотум недоверия) отсутствует;
президент единолично руководит исполнительной властью, должность премьер-министра не предусматривается;
акты президента не подлежат контрасигнатуре;
президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности. 4
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу.
Президент
избирается внепарламентским путем
посредством косвенных выборов.
Досрочное отстранение
полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа полномочий важнейшее - это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.
Конгресс является носителем "законодательной власти", но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроля над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в различно рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями.
Как уже говорилось, в большинстве президентских республиках нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если в президентской республике имеется должность премьер-министра (Египет, Перу, Сирия и др.; иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Юридически он возглавляет правительство, но на деле политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят официальные заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).
Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающую к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости. Не следует вообще абсолютизировать оценку тех либо иных политико-правовых форм вне зависимости от их конкретного политического содержания. 5
Разновидностями президентской республики являются суперпрезидентская и монократическая республика. Основное их отличие от президентской республики заключается в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует конституция. Но эти конституции носят столь же неправовой характер, как и конституция коммунистических государств.
Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты:
Обычно она устанавливается вследствие военного переворота (пронунсиаменто в странах Латинской Америки, где такая форма правления в недалеком прошлом была весьма распространенной). В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. Была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель - лидер гражданского переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские
суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц (по определенным составам преступления).
Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллегиального органа руководства мятежниками).
Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей.
Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции.
Суперпрезидентские республики в течение длительного времени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не осталось на карте данного континента. В процессе постепенной демократизации политической жизни, укрепление правовых начал государственности был успешно осуществлен переход к президентской форме правления. 6
Что касается монократической республики, то она характерна для "молодых" государств (в основном в странах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются:
Особый статус главы государства как единого носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей.
Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима.
Выборы президента, если и проводят, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие).
Конституционно
устанавливается право
Таким
образом, главные достоинства
Недостатки президентской системы являются продолжением ее достоинств: для нее характерна излишняя концентрация власти, что в странах с неустойчивыми традициями демократии чревато сохранением и даже усилением авторитарных черт в политическом режиме (особенно этому способствует соединение поста главы государства и главы исполнительной власти). Кроме того, применение президентской системы в странах со сложными межнациональными, межконфессиональными и внутриконфессиональными отношениями президентская модель не дает адекватного решения проблем организации государственной власти. \
Недостатком президентской системы является и отсутствие должной связи между партийным составом парламента и партийной принадлежностью президента. Это ведет к разбалансировке политической системы и разнонаправленности политических процессов в единой государственной машине, ломаются политические циклы. Если после избрания президента
население
быстро убеждается в невыполнении обещаний,
данных во время президентских выборов,
то симпатии избирателей начинают склоняться
к другой партии. В результате парламентские
выборы, приходящиеся на середину срока
президента, выигрывает другая партия.
Возникает "разделение правления"
между президентом и парламентом, представленными
разными партиями. Президент вместо провозглашенной
четырехлетней программой начинает менять
приоритеты и состав команды, ориентируясь
на положении его политической партии
на парламентских выборах. В результате
вместо ясного четырехлетнего цикла с
четко выраженным политическим вектором,
получается укороченный цикл с нечетким
политическим вектором. 7
Смешанная форма правления (иногда в научной литературе именуются парламентарно-президентской, президентско-парламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) - это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Эти элементы характеризуются тем, что президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в данной форме правления предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам (но не фактическому главе правительства - президенту), которые остаются и в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае, Перу, Эквадоре и некоторых других латиноамериканских странах, где парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется нередко квалифицированное большинство голосов 2/3, а сам вопрос о недоверии может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента (обычно не менее 1/10). Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять правительство или министра даже после вотума недоверия парламента.8 Основными признаками смешанной республики следует назвать:
1)
президент является главой
2)
президент избирается на
3)
президент не является
4)
президент назначает главу