Религия и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Говорить о взаимоотношении политики и религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое- насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу.

Работа содержит 1 файл

религия и полтика.docx

— 46.07 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Говорить  о взаимоотношении политики и  религии - это значит, по существу, обсуждать  особую, притом важную область многообразных  отношений личности и общества. С  одной стороны, тут неизменно  встают сугубо интимные для каждого  человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного  общества, государственного строя, его  способность обеспечить демократические  права своих граждан, исключить  всякое - правовое и практическое- насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу.

     Религия и политика на протяжении долгих веков так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко не случайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

     Политика  – сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы.

     Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей. Это - форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты  это - форма сознания, наиболее распространённая в массах, а иногда она довлеет  над всеми другими формами  общественного сознания. Поэтому  во всех случаях, когда речь о религии, вопрос касается более или менее  значительных людских масс.

     Чтобы разобраться в взаимоотношениях религии политики необходимо объективно выявить действительную функцию религии в политических движениях, реальный политический и идеологический смысл современной повышенной активности различных кругов и направлений в религиозных организациях. 

1. Политика как общественное  явление 

     Политика – понятие ключевое в политической науке. Все последующие проблемы данной науки исходят из категории политика и замыкаются вокруг нее.

     Политика – также понятие историческое. На заре истории человечества не было такого понятия, как политика и люди вели повседневную борьбу за свое существование - добычу пищи и одежды, защиту от нападений более сильных, чем они, представителей животного мира. Значит, все взаимоотношения между людьми объяснялись инстинктом самосохранения. Следовательно, политика возникает с появлением в обществе властных отношений.

     В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). По его определению  политика - это цивилизованная форма  общности, которая служила достижению «общего блага» и «счастливой  жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

     Как явление социальное политика возникает  только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них  преследует, прежде всего, свои интересы. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением  каким-либо процессом. Например, когда  речь заходит об «экономической политике»  или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.

     Современное состояние политической науки позволяет  рассматривать политику в условиях методологического плюрализма как  многомерное общественное явление. В этой связи многие исследователи  многомерность политики видят в  том, что она выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

1. Как сфера общественной жизни;

2. Как один из видов активности  социальных субъектов, их совокупной  деятельности и индивидуального  поведения;

3. Как тип социальных отношений.

     Из  такого подхода вытекают следующие  аспекты политики: участие в делах  государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, связанная  с регулированием интересов путем  использования политической власти; совокупность вопросов или событий  государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в  отношениях людей между собой.

     Вышесказанное позволяет дать следующее общее  определение политики. Политика –  это деятельность в сфере отношений  между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах  реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

     Понимание природы политики неизбежно предполагает осознание ее связей с другими  сферами общественной жизни.

     Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, равным образом политика и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, обретает определенные черты и свойства, которые более  полно раскрывают ее структуру и  сущность.

     Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т.д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. 

    2 политика и религия

   2.1 Особенности взаимоотношения политики и религии

 
           В  основе взаимоотношения политики  и религии, как и в основе  взаимоотношений любых других  сфер общественной жизни, лежит  комплексное соответствие или  противоречие отдельных аспектов  этих сфер.

     Само  присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в  политике в частности указывает  на наличие в человеке веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируется все религии, тесно связанные  понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь  религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и  все остальные структурные образования, подчиняется политической власти в лице государства.

     В современном обществе религия реализуется  в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих  специфические особенности религиозного сознания.

     Так как и религиозная и политическая сфера общественных отношений, в  конечном счете, имеют отношение  к человеку, они неизбежно пересекаются и взаимодействуют друг на друга. Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование  Бога (сверхъестественного), религия  имеет противоречивое отношение  с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в  их полном слиянии (царь — наместник  Бога на земле), с другой стороны, в  отделение церкви от государства.

     Роль  религии в политической жизни  общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении  духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может  сама претендовать на роль универсальной  политической доктрины, а церковь  – на роль политической элиты, как  это происходит, например, в исламском  фундаментализме. На протяжении всей истории  всегда находились люди, которые использовали религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной  культуре, где самой распространенной религией было язычество. Если рассмотреть  детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные  знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени.

     В доантичные и античные времена самой главной линией соприкосновения религии и политики было божественное обоснование власти правителя. Такая схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: не сам человек являлся источником власти, а лишь пользовался властью богов, чью волю он и призван был выразить

     Таким образом, религия укрепляла позиции  правителя и являлась основой  внутренней политики государства.

     С наступлением Нового времени роль религии  в жизни общества стала уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно переориентироваться на другие идеалы. Возможно, это обусловили объективные  законы общественного развития, а  так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное  чередой фундаментальных изобретений  и великих открытий. Именно в это  время стал рождаться миф о  противоборстве между наукой и религией. Роль религии в жизни общества стала приближаться к современному положению. При сохранении тенденции  дальнейшего распространения, религия  утратила свое влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций  секуляризма – отделение церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не подвергаясь существенным изменениям, сохранилась и до нашего времени.

 

     2.2 Структура взаимоотношений политики и религии 

     Можно выделить несколько основных типов взаимоотношений государства и религии:

     Превращение государственной власти в центр  религии. Такое положение было типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих государствах складывались различные степени почитания и обожествления верховного правителя.

     Подчинение  государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога на Земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя государственную власть церковью.

     Союз  государства с церковью, который был достигнут в России подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя. Теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви – одно лицо (Папа Римский в Ватикане).

     Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви государству. В других государствах наблюдаются более спокойные взаимозависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в чистом виде отсутствует везде.

     Влияние политики на религию может проявляться в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдельные религиозные образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась в период расцвета этого национального государства. Одно из самых значительных направлений влияния политики на религию заключается в проявлениях усилившейся в последнее время тенденции к политизации религии в целом. Плохо знакомые атеисты всегда объясняли ее стремление к политике желанием поднять собственный престиж. В реальности мы можем заметить, что оформление церкви, как самостоятельного субъекта политики происходит из-за отделения церкви от государства. Самостоятельная политическая активность религиозных образований способствует расширению и укреплению их связей, в том числе и международных. В самом процессе политизации внутри самой религии проявляется противоречие среди верующих и религиозных лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования политическим действиям. Другие противники политизации религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутренне противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Информация о работе Религия и политика