Региональные социально-политические конфликты и их урегулирование в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 22:02, автореферат

Описание работы

Социально-политическая трансформация общества, которая практически всегда является этапами обострения и расширения конфликтности определяет актуальность темы данного исследования. Распад прежних общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не вызывать конфликтные ситуации.

Работа содержит 1 файл

PanchukIP.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, понятие «региональный  конфликт» может иметь очень широкий спектр толкований. Поэтому не следует проводить изучение региональных социально-политических конфликтов в их крайних проявлениях или вообще вооруженных формах (путч, мятеж, восстание и т.п.) в отрыве от всех сопутствующих форм его проявления.

     Как подчеркивает далее автор, социально-политический конфликт имеет как пространственные и временные границы. Пространственно-географические границы конфликта определяются территорией и проживающими на ней национально-этническими группами. Временные границы определяются его продолжительностью: конфликт может длиться месяц, год и т.п. В целом же социально-политические конфликты, в зависимости от длительности их протекания, определяют как короткие, средние и длительные.

     С учетом проведенного анализа научной литературы диссертантом предлагаются разнообразные типологии социально-политических конфликтов. Так, классическим, помимо традиционного деления конфликта на экономические, политические, этнокультурные, включает в себя типологию конфликтных ситуаций по статусной позиции их инициаторов. С учетом этого обстоятельства в работе присутствуют горизонтальные (лица или группы, не находящиеся в подчинении друг другу); вертикальные (оппоненты, находящиеся в иерархическом соподчинении); смешанные, в которых представлены вертикальные и горизонтальные составляющие. При этом многие исследователи сходятся во мнении, что вертикальные и смешанные конфликты составляют 70–80% всех социально-политических коллизий.

      В связи с этим, по мнению российских ученых (профессор А.Ф.Нагайчук17) в нашей стране преобладают три основных типа конфликтов: политический, социально-экономический и национально-этнический. Они имеют различную природу и большая часть имеет характеризуется сложными процессами.

     Автор полагает, что южный регион на территории Российской Федерации охватывает группы субъектов, объединенных в Южный федеральный округ (ЮФО). Соответственно, под данным региональным конфликтом понимается его многофакторный характер, который протекает в рамках нескольких субъектов Федерации. При этом автор разделяет  определения, которые были сформулированы в монографии А.В.Авксентьева, Г.Д.Грищенко, А.В.Дмитриева по материалам исследовательского проекта «Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии». В ней отмечается: «Региональный конфликт – это макросоциальный конфликт, носителями которого могут быть субъекты различного уровня, действующие в выделяемом регионе, это конфликт, детерминированный обстоятельствами и факторами регионального масштаба, специфическими региональными социально-экономическими, политическими реалиями и охватывающий прямо или косвенно несколько или большинство административных подразделений, входящих в регион».18

     Таким образом, до настоящего времени в программах19 социально-экономического развития регионов ЮФО основное внимание уделялось крупным централизованным инвестициям для развития инфраструктуры, включающей широкий фронт работ по строительству и восстановлению дорог, аэропортов, туристических центров. При этом положительный эффект этих государственных программ для населения сказывается не сразу, переносится во времени. В связи с этим проблемы и заботы населения не теряют своей актуальности. Такие из них как безработица, бедность, низкий уровень жизни остаются по-прежнему актуальными. В результате ключевая задача для региона предполагает стабилизацию ситуации и установление эффективного диалога власти с населением, которая в настоящее время полностью не решена.

     Автор также считает, что высокий уровень конфликтной напряженности в ЮФО обусловлен и другими причинами. Среди них политическая асимметрия российского федерализма, в которой существуют как республики, так и края, области. Наряду с этим в условиях этнической неоднородности она делит Юг на национальные республики и «русские» края и области. По этим причинам не раскрытый выше термин регион, включающий в себя этнические признаки в условиях неэффективной социально-экономической, национальной политики неизбежно становится фактором напряженности. Подобная ситуация характеризуется противопоставлением одних этнических групп другим, притом как в рамках всего Юга России, так и в пределах отдельных республик, краев, областей.

     При этом следует отметить, что наряду с перечисленными причинами напряженности южного региона, его положение на Кавказе усугубляет политика США и других государств.

     Таким образом, в Южном федеральном округе сложилась политическая асимметрия в условиях этнической неоднородности, не позволяющая в условиях неэффективной социально-экономической, национально-этнической политики до конца стабилизировать ситуацию в регионе.

     В третьем разделе  – Политико-правовые механизмы урегулирования региональных социально-политических конфликтов - рассматриваются действующий и возможный инструментарий политического и правового механизма окончательной ликвидации региональных социально-политических конфликтов. В этих целях политический механизм20 южнорусского региона включает в себя совокупность роли политической власти и социально-экономический мероприятий по урегулированию существующих очагов напряженности. Сюда включаются также структуры, обеспечивающие процесс деятельности общественных организаций и граждан. В этой области могут сыграть свою роль политические партии и общественные движения с помощью различных лоббистских действий по способствованию стабилизации региональных конфликтов. Так, например, по мнению профессора О.А.Рыжова имеет значение понятие возможного механизма такой стабилизации. Он пишет: «Под механизмом в контексте проводимого исследования понимается системная  совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта по достижению ими намеченной цели»21. В целом это относится к деятельности власти. Одновременно в нашей стране позитивную роль в отношении региональных конфликтов могло бы сыграть и общественное мнение. Эта параполитика анализируется автором в контексте освещения многих форм властной политики. Она представлена также в публикациях многих современных авторов.22

     Автор считает, что началом действия подобного  политического механизма мог  бы стать правовой механизм разрешения конфликтов. Он включает в себя много различных направлений, таких как Закон Российской Федерации об изменениях и дополнениях Конституции Российской Федерации23, расширяет правовые возможности с использованием Конституционного Суда по урегулированию споров, возникающих в социально-политической сфере и т.д.24

     Эффективность применения нормативных актов при  конфликтном взаимодействии на федеральном уровне может быть достигнута в том случае, если будет обеспечено результативное политико-правовое воздействие на конфликтные отношения в контексте регионального развития России, применение регионального законодательства и нормативных актов.

     В целом система политико-правового регулирования социально-политических конфликтов включает в себя следующие формы деятельности правового регулирования:

     а) создание правовой базы для совместной социально-политической и экономической децентрализованной инфраструктуры сотрудничества (консенсуса), учитывающего развитие рыночных отношений, частного предпринимательства, расширение внешних контактов во всех областях жизни; реализация совместных усилий и мер по созданию дополнительных рабочих мест, уменьшение безработицы;

     б) ускорение принятия законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность социально-политических, общественных или культурных объединений, гармоничное функционирование средств массовой информации;

     в) привлечение третьей стороны к разрешению социально-политических конфликтов, что позволит сформулировать решения, блокирующие их, с приглашением на роль «третейского судьи»;

     г) обеспечение гуманизации отношений между различными группами населения, отказ от насильственных методов при решении социально-политических противоречий;

     д) принятие мер по стабилизации обстановки в случае крайнего обострения социально-политических отношений, т.е. использование механизма немедленного реагирования.

     В связи с противоречивой политикой  в отношении юга России социально-политические конфликты 90-х годов ХХ века показали, что применение силы (особенно в событиях 1993 года в Москве, война в Чечне) чаще всего не имело законного основания, ослабляло гражданский мир и согласие, усиливало потенциал вражды в обществе, в межэтнических отношениях, особенно в условиях ухудшающегося экономического положения.

     Одним из распространенных вариантов ненасильственных форм деятельности государственных и общественных организаций в Южном федеральном округе получила модель "информационного управления". Ее суть состоит в обеспечении руководителей и администрации краев, областей, республик полной информацией о ситуации в регионе.

     К сожалению, эта региональная политика не получила полноценного правового обеспечения. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 об утверждении «Основных положений региональной политики в Российской Федерации». Однако другие проекты законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» приняты не были. Такое положение препятствует повышению статуса региональной политики  в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочное закрепление основных приоритетов и механизмов этой политики.

     По  этим причинам региональный социально-политический конфликт, как один из видов государственно-политических отношений, сигнализирующий власти и обществу свои разногласия, противоречия и стимулирующий действия по своевременному преодолению существующих проблем в социуме остается не реализованным.

     При этом главной задачей могло бы стать формирование концепции государственной региональной политики совместно с территориями, предусматривающей обеспечение региональной стратификации на пути к достижению оптимального баланса и стабильности.

       В Заключении содержатся итоги исследования, формируются выводы и обобщения.

     Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях:

Панчук  И.П. Сущность и особенности социально-политических конфликтов в современной России. // Социально-гуманитарные знания № 6 //Отв. Ред. Миронов А.В. – М.: (входит в список ВАК), 2007 – 0,4 п.л.

Панчук  И.П. Особенности социально-политических конфликтов на территории Южного федерального округа. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных статей. Вып.15 // Отв. Ред. В.М.Утенков – М.: Редакционно-издательский центр «Альфа» МГОПУ им.М.А.Шолохова, 2007 – 0,9 п.л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подписано в печать

Объем   п.л         Формат 90х60 1\16

Заказ №         Тираж 100 экз. 

Отпечатано  в  

   

Информация о работе Региональные социально-политические конфликты и их урегулирование в современной России