Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 22:02, автореферат
Социально-политическая трансформация общества, которая практически всегда является этапами обострения и расширения конфликтности определяет актуальность темы данного исследования. Распад прежних общественно-политических институтов, создание новых, периоды временного сосуществования их взаимоисключающих форм не могут не вызывать конфликтные ситуации.
Таким образом, понятие «региональный конфликт» может иметь очень широкий спектр толкований. Поэтому не следует проводить изучение региональных социально-политических конфликтов в их крайних проявлениях или вообще вооруженных формах (путч, мятеж, восстание и т.п.) в отрыве от всех сопутствующих форм его проявления.
Как подчеркивает далее автор, социально-политический конфликт имеет как пространственные и временные границы. Пространственно-географические границы конфликта определяются территорией и проживающими на ней национально-этническими группами. Временные границы определяются его продолжительностью: конфликт может длиться месяц, год и т.п. В целом же социально-политические конфликты, в зависимости от длительности их протекания, определяют как короткие, средние и длительные.
С учетом проведенного анализа научной литературы диссертантом предлагаются разнообразные типологии социально-политических конфликтов. Так, классическим, помимо традиционного деления конфликта на экономические, политические, этнокультурные, включает в себя типологию конфликтных ситуаций по статусной позиции их инициаторов. С учетом этого обстоятельства в работе присутствуют горизонтальные (лица или группы, не находящиеся в подчинении друг другу); вертикальные (оппоненты, находящиеся в иерархическом соподчинении); смешанные, в которых представлены вертикальные и горизонтальные составляющие. При этом многие исследователи сходятся во мнении, что вертикальные и смешанные конфликты составляют 70–80% всех социально-политических коллизий.
В связи с этим, по мнению российских ученых (профессор А.Ф.Нагайчук17) в нашей стране преобладают три основных типа конфликтов: политический, социально-экономический и национально-этнический. Они имеют различную природу и большая часть имеет характеризуется сложными процессами.
Автор полагает, что южный регион на территории Российской Федерации охватывает группы субъектов, объединенных в Южный федеральный округ (ЮФО). Соответственно, под данным региональным конфликтом понимается его многофакторный характер, который протекает в рамках нескольких субъектов Федерации. При этом автор разделяет определения, которые были сформулированы в монографии А.В.Авксентьева, Г.Д.Грищенко, А.В.Дмитриева по материалам исследовательского проекта «Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии». В ней отмечается: «Региональный конфликт – это макросоциальный конфликт, носителями которого могут быть субъекты различного уровня, действующие в выделяемом регионе, это конфликт, детерминированный обстоятельствами и факторами регионального масштаба, специфическими региональными социально-экономическими, политическими реалиями и охватывающий прямо или косвенно несколько или большинство административных подразделений, входящих в регион».18
Таким образом, до настоящего времени в программах19 социально-экономического развития регионов ЮФО основное внимание уделялось крупным централизованным инвестициям для развития инфраструктуры, включающей широкий фронт работ по строительству и восстановлению дорог, аэропортов, туристических центров. При этом положительный эффект этих государственных программ для населения сказывается не сразу, переносится во времени. В связи с этим проблемы и заботы населения не теряют своей актуальности. Такие из них как безработица, бедность, низкий уровень жизни остаются по-прежнему актуальными. В результате ключевая задача для региона предполагает стабилизацию ситуации и установление эффективного диалога власти с населением, которая в настоящее время полностью не решена.
Автор также считает, что высокий уровень конфликтной напряженности в ЮФО обусловлен и другими причинами. Среди них политическая асимметрия российского федерализма, в которой существуют как республики, так и края, области. Наряду с этим в условиях этнической неоднородности она делит Юг на национальные республики и «русские» края и области. По этим причинам не раскрытый выше термин регион, включающий в себя этнические признаки в условиях неэффективной социально-экономической, национальной политики неизбежно становится фактором напряженности. Подобная ситуация характеризуется противопоставлением одних этнических групп другим, притом как в рамках всего Юга России, так и в пределах отдельных республик, краев, областей.
При этом следует отметить, что наряду с перечисленными причинами напряженности южного региона, его положение на Кавказе усугубляет политика США и других государств.
Таким образом, в Южном федеральном округе сложилась политическая асимметрия в условиях этнической неоднородности, не позволяющая в условиях неэффективной социально-экономической, национально-этнической политики до конца стабилизировать ситуацию в регионе.
В третьем разделе – Политико-правовые механизмы урегулирования региональных социально-политических конфликтов - рассматриваются действующий и возможный инструментарий политического и правового механизма окончательной ликвидации региональных социально-политических конфликтов. В этих целях политический механизм20 южнорусского региона включает в себя совокупность роли политической власти и социально-экономический мероприятий по урегулированию существующих очагов напряженности. Сюда включаются также структуры, обеспечивающие процесс деятельности общественных организаций и граждан. В этой области могут сыграть свою роль политические партии и общественные движения с помощью различных лоббистских действий по способствованию стабилизации региональных конфликтов. Так, например, по мнению профессора О.А.Рыжова имеет значение понятие возможного механизма такой стабилизации. Он пишет: «Под механизмом в контексте проводимого исследования понимается системная совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта по достижению ими намеченной цели»21. В целом это относится к деятельности власти. Одновременно в нашей стране позитивную роль в отношении региональных конфликтов могло бы сыграть и общественное мнение. Эта параполитика анализируется автором в контексте освещения многих форм властной политики. Она представлена также в публикациях многих современных авторов.22
Автор считает, что началом действия подобного политического механизма мог бы стать правовой механизм разрешения конфликтов. Он включает в себя много различных направлений, таких как Закон Российской Федерации об изменениях и дополнениях Конституции Российской Федерации23, расширяет правовые возможности с использованием Конституционного Суда по урегулированию споров, возникающих в социально-политической сфере и т.д.24
Эффективность применения нормативных актов при конфликтном взаимодействии на федеральном уровне может быть достигнута в том случае, если будет обеспечено результативное политико-правовое воздействие на конфликтные отношения в контексте регионального развития России, применение регионального законодательства и нормативных актов.
В целом система политико-правового регулирования социально-политических конфликтов включает в себя следующие формы деятельности правового регулирования:
а) создание правовой базы для совместной социально-политической и экономической децентрализованной инфраструктуры сотрудничества (консенсуса), учитывающего развитие рыночных отношений, частного предпринимательства, расширение внешних контактов во всех областях жизни; реализация совместных усилий и мер по созданию дополнительных рабочих мест, уменьшение безработицы;
б) ускорение принятия законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность социально-политических, общественных или культурных объединений, гармоничное функционирование средств массовой информации;
в) привлечение третьей стороны к разрешению социально-политических конфликтов, что позволит сформулировать решения, блокирующие их, с приглашением на роль «третейского судьи»;
г) обеспечение гуманизации отношений между различными группами населения, отказ от насильственных методов при решении социально-политических противоречий;
д) принятие мер по стабилизации обстановки в случае крайнего обострения социально-политических отношений, т.е. использование механизма немедленного реагирования.
В связи с противоречивой политикой в отношении юга России социально-политические конфликты 90-х годов ХХ века показали, что применение силы (особенно в событиях 1993 года в Москве, война в Чечне) чаще всего не имело законного основания, ослабляло гражданский мир и согласие, усиливало потенциал вражды в обществе, в межэтнических отношениях, особенно в условиях ухудшающегося экономического положения.
Одним из распространенных вариантов ненасильственных форм деятельности государственных и общественных организаций в Южном федеральном округе получила модель "информационного управления". Ее суть состоит в обеспечении руководителей и администрации краев, областей, республик полной информацией о ситуации в регионе.
К сожалению, эта региональная политика не получила полноценного правового обеспечения. Основным нормативным актом, регламентирующим содержание региональной политики, остается указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 об утверждении «Основных положений региональной политики в Российской Федерации». Однако другие проекты законов «Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации» и «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» приняты не были. Такое положение препятствует повышению статуса региональной политики в системе регулирования социально-экономического развития страны и делает невозможным долгосрочное закрепление основных приоритетов и механизмов этой политики.
По этим причинам региональный социально-политический конфликт, как один из видов государственно-политических отношений, сигнализирующий власти и обществу свои разногласия, противоречия и стимулирующий действия по своевременному преодолению существующих проблем в социуме остается не реализованным.
При этом главной задачей могло бы стать формирование концепции государственной региональной политики совместно с территориями, предусматривающей обеспечение региональной стратификации на пути к достижению оптимального баланса и стабильности.
В Заключении содержатся итоги исследования, формируются выводы и обобщения.
Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях:
Панчук
И.П. Сущность и особенности социально-
Панчук
И.П. Особенности социально-
Подписано в печать
Объем п.л Формат 90х60 1\16
Заказ
№ Тираж 100 экз.
Отпечатано
в