Развитие политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Специфика социокультурного развития России отразилось на характере государственной власти и взаимоотношений этой власти с народом, темпах становления гражданского строя. Разрешить многие проблемы современной России можно только опираясь на исторический опыт, исследования выдающихся российских политических мыслителей. Каждый период в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны, определял последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века - время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны. Многие десятилетия в учебниках, в научно-популярной литературе историческим личностям отводилась весьма скромная роль: прошлое объяснялось развитием производительных сил и производственных отношений, классовой борьбой, материальными и другими факторами

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 63.75 Кб (Скачать)

Вернувшись в Караул, Чичерин  вновь занялся научной деятельностью, написал ряд работ по философии, а также по химии и биологии, которые дали основание Д.И.Менделееву рекомендовать Чичерина к избранию почётным членом Русского физико-химического  общества. Чичерин принимает деятельное и плодотворное участие в работах  тамбовского земства. В 1888—1894 годах  работал над «Воспоминаниями», значительная часть которых посвящена Москве и Московскому университету 1840-х  годах.

Твердо и неуступчиво  защищая права личности, Чичерин  связывал с этим идею «порядка» —  он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко  осуждал все проявления революционного духа. Это отталкивало от Чичерина русское общество и, наоборот, делало его ценным в глазах правительства. Письма Чичерина к брату, служившему в Петербурге, докладывались Александру II, настолько их ценили консервативные круги, группировавшиеся тогда вокруг молодого Царя.

Не случайно поэтому было приглашение Чичерина, только что получившего кафедру в Московском университете, в преподаватели наследника Николая Александровича. Но репутация консерватора, очень рано сложившаяся относительно Чичерина, была, конечно, лишь отчасти верна: как не случайны были у Чичерина резкие осуждения революционного движения, так же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Чичерин – представитель  «государственной школы» в российской историографии. В своей магистерской диссертации и в ряде других работ («Опыты по истории русского права», «Очерки Англии и Франции» (1858)) обосновывал  решающую роль государства в русской  истории. Оценка исторического значения государства в существенной мере соответствовала принципам гегелевской  философии истории.

В то же время Чичерин  был сторонником либерализации  общественной жизни в России: выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии гражданских свобод всех сословий и каждого человека.

Либеральные воззрения Чичерина нашли выражение в его работах 1860-х годов: О народном представительстве, Курс государственной науки, Собственность  и государство и др.

В духе гегельянства он считал, что Абсолют направляет процесс  развития мира и человечества. При  этом человеческая свобода сохраняет  своё значение, так как человек  изначально причастен к Абсолюту, будучи одновременно конечным и бесконечным  существом. «Абсолютность» и «бесконечность»  человека определяются в первую очередь  его разумом как формой абсолютного  духа. «Верховной наукой», постигающей  смысл происходящего в мире, оказывается, согласно Чичерину, метафизика истории. В историческом процессе философ-метафизик  обнаруживает логику развития идей, поэтому  особое значение среди исторических дисциплин имеет история человеческой мысли, история философии.

Возникновение политических идей в России

Сохранившиеся памятники  российской культуры говорят о том, что политическая мысль в нашей  стране возникла давно, еще в XI веке. Политика, государство, власть традиционно  играли ведущую роль в развитии российского  общества. Сильная власть, способная мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, заселение новых земель, требовала поддержания в общественном сознании высокого авторитета ее носителей: князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в глазах населения, были средством обоснования ею новых притязаний.

Зарождение политических идей в России относится к периоду  объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства  и укрепление княжеской власти потребовали  обоснования их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранялись  свободные общинники, процесс образования  классов не был завершен. Важную роль продолжали играть вечевые традиции. Не случайно поэтому божественный характер княжеской власти объяснялся ссылками на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей. Так, в "Молении Даниила Заточника" (XII - XIII века) подчеркивалось, что князь должен быть заботящимся отцом, как "вода мати рыбам". В то же время божественный характер княжеской власти органично переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Еще в своих "Поучениях" Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 г.г., наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В "Поучениях" были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.

Следовательно, начальный  период развития политической мысли  в России (XI - XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений. Во-первых, первоначально  политическая мысль не была самостоятельной, а растворена в религиозных и  обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как  мифологические и религиозные черты - непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, порожденные общинным укладом жизни.

Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века развивалась  в недрах религиозного, православного  мировоззрения. (В западных странах  освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось  уже в XVI веке.).

В-третьих, и на Западе, и  в России политическая мысль выполняла  четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности  практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

Однако содержание тех  выводов, к которым приходили  мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, было различным, что объясняется спецификой социокультурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновывали приоритет прежде всего интересов государства, общины, а не личности.

В период Московского государства, особенно при Иване Грозном (1533 - 1584), происходила концентрация политического  могущества, утверждалась неограниченная власть монарха. Политические же идеи обосновывали необходимость этих процессов, важность для монарха иметь сильный  характер. Однако появлялись и иные обоснования неизбежности сильной  царской власти Так, писатель-публицист И. Пересветов (XVI век) видел в централизованном государстве и сильном монархе средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны. Вину за это он возложил на бояр, которые, по его словам, "не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оску-жают". Условие величия государства, по И. Пересветову, - сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предложенные им политические реформы и были впоследствии реализованы Иваном Грозным.

Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках  монарха и необходимости сословного представительства был советник Ивана Грозного князь Андрей Курбский (XVI век), сбежавший в Литву. "Царь, аще и почтен царством, - поучал он царя, - должен искать доброго и полезного совета не только у советников, но и у всенародных человек".

 

 

 

 

 

Специфика российской политической мысли

Особенности развития политических идей в России сказались на характере  и содержании тех проблем, которые  осмысливались в них. Выбор актуальных для решения вопросов и определение  средств их осуществления были обусловлены  особым видением мира, сложившимся  в рамках русской культуры. Оно  было связано прежде всего с православием: божественный характер власти в православии органично сочетался с уникальной российской традицией - соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества. Основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключала существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оппозиции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.

Согласно традиции православия, государству и власти князя приписывались  высокие моральные добродетели - добро, истина, милосердие, ответственность  за подданных, праведность. Все, кто  стремился разрушить государство, олицетворяли силы зла, были слугами  Антихриста. Таковыми считались бояре-изменники. Всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом  политического устройства российского  общества. Политическая мысль также  стремилась к обоснованию праведности  неограниченной власти монарха.

В силу географического положения, а именно расположенности России между Западом и Востоком, русская  политическая мысль развивалась  в значительной мере путем заимствования  идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние  Византии, а начиная с XVII века усилилось  влияние Запада, что выразилось в  появлении идейно-политического  движения -западников, заимствовавших либеральные ценности европейкой цивилизации.

Однако это вовсе не означало, что Россия не пыталась найти  собственный путь развития, собственную  идею. Символом, который выражал  самобытность народа, была русская  идея. Она стала одной из центральных  идей политических теорий, что нашло  отражение в формировании щирокого движения славянофилов.

Примечательно, что политическая мысль России развивалась параллельно  с развитием государства. Российское государство относилось к идеократтескому типу. В государствах этого типа объединение индивидов осуществляется на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории такими идеями выступали: "Москва - третий Рим", "православие, самодержавие, народность", идея "светлого будущего" и т. д.

То обстоятельство, что  русская политическая мысль развивалась  внутри религиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических учений. Это выразилось в более  позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.

Основные направления  развития Российской политической мысли

 Влияние французского  просвещения на развитие Российской  политической мысли.

С XVII века влияние религиозного мировоззрения на развитие политической мысли начинает ослабевать, она становится более самостоятельной. В этом проявилось влияние идей французского Просвещения, хотя на русской почве оно было относительным. Многие идеи просвещения, и в частности такие, как теория разделения властей, идея общественного договора, естественные права личности и т. д., не смогли укорениться тогда в российском общественном сознании. Однако процессы рационализации политической мысли, сближения ее с наукой постепенно набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божественный дар.

Так, сторонники идеи просвещенного  абсолютизма В. Н. Татищев (1686 - 1750), И. Т. Посошков (1652 - 1726) и другие трактовали государство как средство обеспечения  общего блага, как главное условие  сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство внимает разуму подданных, правит, опираясь на хорошо разработанный и строго соблюдаемый свод законов. Верховный носитель власти (монарх) по-прежнему ставился над гражданами и сословиями и любые действия его оправдывались. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец.

Сподвижник Петра I, церковный деятель Феофан Прокопович (1681 - 1737) пытался соединить идею божественной сущности власти с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа. Он считал, что государство - результат сознательного объединения людей: по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил монарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или расторгнуть договор между монархом и народом. Лучшей формой правления Ф. Прокопович признавал абсолютную монархию. Последняя может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна, по его мнению, наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику процветающее государство.

Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика  концепции просвещенного абсолютизма. На волне критики абсолютной власти родилась идея ее ограничения, введения принципов конституционализма и  парламентаризма. Собственно в развитии политической мысли России можно  выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.

 Либеральна  политическая мысль

Либерализм как политическая идеология исходит из верховенства прав и свобод личности над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие  самостоятельного хозяйствующего индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для  развития либерализма в России отсутствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограниченным.

Многие теоретические  положения классического западного  либерализма были взяты на вооружение различными сословиями, организациями, движениями. До отмены крепостного  права в России использование  либеральных идей о свободе личности неизбежно приводило к острым конфликтам с самодержавием. Так, дворянские революционеры (декабристы) в обосновании  своего протеста против самодержавия исходили из теории естественного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу собственность, равенство  всех перед законом. Кроме того, при  разработке основ формирования институтов государственной власти они использовали идею разделения властей. Лишь после  отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб  широкого идейно-политического и  общественного движения, получившего  название "западники". Это течение  политической мысли исходило из идеи общности исторических судеб России и Запада. Либерализм в России был  представлен различными направлениями.

Информация о работе Развитие политической мысли в России