Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа
В условиях социально-политических трансформаций современного российского общества, которые привели к нескольким волнам стихийных и организованных акций протеста, актуализируется изучение специфики, форм и способов современного политического протестного поведения. Изучение протестного поведения позволит по-новому понять содержание политического и социального пространства, которое формируется в современной России.
Во второй половине 1990-х к акциям протеста обратились и те, кто ранее не могли и помышлять об этом. Значительно обострилась ситуация на предприятиях оборонных отраслей и военно-морского флота. В сентябре 1996 года состоялась Общероссийская акция протеста профсоюзов оборонного комплекса. В ее рамках были организованы пикеты и шествия в 13 регионах РФ. Многодневная акция протеста работников отрасли прошла в марте — апреле 1999 года, в ней приняли участие более 120 тысяч человек. Еще более представительной явилась проведенная 8 июля 1998 года акция протеста профсоюзов оборонного комплекса и атомной энергетики, состоявшаяся во многих регионах; в Москве, в частности, в рамках этой акции было проведено пикетирование Министерства обороны РФ, в котором приняли участие более двух тысяч представителей «оборонки» из 30 регионов России [7].
В октябре 1998 года число городов и населенных пунктов РФ, где проходили массовые выступления трудящихся, возросло по сравнению с апрелем того же года почти в полтора раза, а число участников этих акций увеличилось более чем в три раза.
Проанализировав период развития протестного движения России (80-90 гг), можно выделить его некоторые специфические особенности.
Протестные действия трудящихся были вызваны серьезными социальными проблемами и все возрастающей рассогласованностью интересов руководителей и рядовых работников, неверием масс в благие намерения администрации и нежеланием всех участников трудовых конфликтов преодолеть барьер несовместимости и наладить нормальные партнерские отношения.
Общая и главная причина коллективных акций протеста, как свидетельствуют требования их участников и статистические отчеты Госкомстата РФ, заключалась в несвоевременной выплате заработной платы, а также в проблемах, связанных с ее повышением и индексированием. Среди других причин следует отметить условия труда, не соответствующие общепринятым мировым нормам.
Причиной выступления рабочих стала и их неудовлетворенность начавшейся приватизацией, серьезными издержками, допущенными в ходе ее проведения. Протест был направлен против так называемой номенклатурной приватизации, существенно осложнившей материально-бытовое положение рядовых работников и вызвавшей ощутимые сбои в работе целого ряда предприятий.
Трудящиеся протестовали и против кризисного состояния отдельных отраслей промышленности и социальной инфраструктуры. Причиной протестной активности становилось также и нежелание рабочих мириться с административным диктатом со стороны определенной части директорского корпуса.
Для
основной массы бастующих работников
стачки и другие акции социального протеста
оставались эффективным способом защиты
собственных социально-экономических
интересов, вследствие чего можно утверждать,
что протест, кажущийся политическим,
в современных условиях России носит скорее
социальный характер.
2.2
Анализ протестных настроений
молодежи г.
Краснодара и Краснодарского
края
По мнению многих экспертов, особое значение для общего политического исследования российского общества представляет Юг России, как регион со сложной этнополитической структурой и характерными политическими предпочтениями населения. Поэтому анализ протестных настроений именно в рамках Краснодара сделает важный вклад в изучение политического пространства России. Для этого было проведено исследование среди молодежи данного региона.
Исследование проводилось в рамках учебного процесса и носило пилотажный характер. Помимо основной цели – выявления уровня протестных настроений молодежи – существовала также и второстепенная: проверка разработанного инструментария (анкеты). В анкетирование приняло участие 50 человек. Сбор данных проводился с помощью метода «снежного кома». Учитывая пилотажный характер исследования, респондентам позволялось делать по желанию необходимые пометки в анкетных бланках.
По итогам исследования были получены следующие характеристики особенности протестного настроения молодежи Краснодара.
Несмотря на то, что по статистике на территории Краснодарского края в месяц проходит порядка 50 протестных акций, только один участник анкетирования (2%) заявил, что имел опыт активного участия в политическом протесте. Причиной этому послужил тот факт, что он является членом оппозиционного политического движения.
Уровень
протестных настроений молодежи данного
региона можно оценивать как достаточно
низкий. Только 28% опрошенных готовы сейчас
активно протестовать, но большинство
уточняло, что это возможно лишь случае
крайней необходимости или же отсутствии
выбора вообще
(см. Таблица 1). Как сказал один из респондентов,
«готов идти на баррикады, если уже нечего
терять».
Таблица
1 – Соотношение протестного
Готовы
ли Вы участвовать в |
Итого: | ||||
Возможны ли протестные выступления? |
Скорее всего да | Скорее всего нет | Нет, ни за что | ||
Вполне возможны | 5
36% |
7
27% |
2
20% |
14
28% | |
Маловероятны | 9
64% |
19
73% |
4
40% |
32
64% | |
Невозможны | - | - | 4
40% |
4
8% | |
Итого: | 14
28% |
26
52% |
10
20% |
50
100% |
Большинство респондентов (70%) однозначно считают, что именно личная заинтересованность, а не несогласие с политическими реформами в целом пр., является основной (главной) причиной участия в протесте. Поэтому можно утверждать, что последний по-прежнему сохранил больше социальный характер, нежели политический. Социальную несправедливость в качестве мотива участия в протесте выделило только 10% опрошенных.
6% вообще полагают, что в таких акциях принимают участие люди, которым, по сути, вообще нечем заняться. Один из респондентов (2%) уверен, что для некоторых это «больше развлечение, чем возможность проявление гражданской активности».
Если
оценивать протестные ожидания молодежи данного
региона, то, по мнению 64% респондентов,
в Краснодаре маловероятны массовые протестные
выступления: для этого нет особых поводов.
8% считают, что политический протест в
данном регионе в принципе не возможен
(«Наши граждане для этого слишком ленивы
и безынициативны»).
Рисунок
1 – Эффективные формы политического протеста
Несмотря на столь низкие показатели протестного потенциала молодежи, в целом респонденты (76%) оценивают участие в акциях протестах как явление положительное. Некоторые (10%) считают, что такой элемент является необходимым, если речь идет о демократическом государстве. При этом, если говорить об эффективных формах протеста, то большинство респондентов (54%) отдали свое предпочтение неконвенциональным протестным формам (деятельности оппозитных партий, забастовкам и т.д.), так как «понятия протест и согласие государства противоречат друг другу». Только один респондент (2%) отдал свое предпочтение насилию как форме политического протеста, обосновывать свое мнение он отказался (см. Рисунок 1).
В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что заявленная в начале исследования гипотеза о достаточно низком уровне протестности в данном регионе полностью подтвердилась: подавляющее большинство респондентов не желает принимать участие в активных политических протестах и оценивают их возможность как мало вероятную.
Можно утверждать, что практически отсутствует общая направленность протестного движения. По мнению большинства самих респондентов, в основе него всегда лежат личные интересы определенного круга лиц.
Несмотря на низкий уровень протестных настроений опрошенных, они оценивают в целом участие в политическом протесте как положительное явление. По мнению большинства, эффективность такого рода акций может быть достигнута при нековенциональных формах политической активности.
Тем
не менее, исходя из результатов данного
анкетирования, можно констатировать
отсутствие политического протеста в
рамках современного общества в классическом
его понимании, т.е. желания изменить политическую
ситуацию, зачастую, вплоть до полной смены
политического курса и режима.
Заключение
К настоящему времени политический протест можно выделить в качестве достаточно самостоятельной предметной области. При этом, как категория политической науки все еще остается недостаточно разработанной. В публикациях теоретического характера, специально посвященных анализу данной категории, сохраняется заметный содержательный разброс смыслов, вкладываемых в понятие политического протеста. Анализ существующей литературы по проблеме показывает, что в этой области исследований граница между журналистикой, политическим анализом и профессиональными политологическими работами особенно размыта.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
Заявленная в начале исследования гипотеза о том, что политическое протестное поведение молодежи в современной России характеризуется низкой долей участия населения в активных политических действиях, полностью подтвердилась. Только 1 человек (2%) из опрашиваемых принимал участие в активном протестном движении, и только потому что является членом оппозиционной политической организации.
Был зафиксирован достаточно низкий уровень протестной ожиданий: только каждый пятый из опрошенных предполагает, что в нашем регионе возможны в скором времени какие-либо массовые протестные акции. 62% опрошенных (31 человек) вообще не готовы участвовать в политическом протесте.
На основании полученных данных были сделаны определенные выводы об уровне протестных настроений молодежи в соременных политических условиях.
Бурное развитие процесса политической институализации в России в начале 90-х годов не могло не сказаться на состоянии политического протеста. Уход протестного потенциала в область партийного строительства заметно снизил уровень массового проявления протестного поведения. Снижению политической протестности в обществе способствовала сознательная политика господствующего политического режима, заинтересованного в обуздании стихии массовых политических протестов.
В
определенном смысле, в таком отношении
к протесту нет ничего удивительного.
Отношение к протестам и