Протестное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

В условиях социально-политических трансформаций современного российского общества, которые привели к нескольким волнам стихийных и организованных акций протеста, актуализируется изучение специфики, форм и способов современного политического протестного поведения. Изучение протестного поведения позволит по-новому понять содержание политического и социального пространства, которое формируется в современной России.

Работа содержит 1 файл

протестное поведение.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

     Однако  политический протест возникает  не только там, где имеют место  неэффективные действия государства, как такового, но и там, где наличествует тот человеческий «материал», который  способен к спонтанным или осознанным оппонирующим власти действиям. Не секрет, что, к примеру, российское население отличается долготерпением, повышенным привыканием даже к невыносимым политическим и социально-экономическим условиям (длительным невыплатам заработной платы, подавлениям демократических свобод и т.д.). В то же время в других странах граждане более активно и целенаправленно пытаются корректировать неудовлетворяющие их аспекты государственной политики.

     В зависимости от степени организованности политического протеста различаются два его уровня. Для населения с низким уровнем политической культуры характерны такие формы протеста, как абсентеизм, бунтарство, неорганизованные митинги. С ростом сознательности отдельных граждан политический протест приобретает другие формы культурного проявления: участие в общественных и политических организациях, работе профсоюзов, организации санкционированных властью митингов и других протестных акциях.

     В государствах любого типа политический протест протекает в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и т.д.). Главным отличием последних является то, что эти акции не предусматриваются законами. Тем не менее, они не предполагают обращения к насилию. Если же политическое действие нарушает последнее условие, его уже необходимо относить к политическому насилию.

     Существует  ошибочное  предположение о том, что все эти формы политического протеста составляют одномерную иерархию. Несмотря на то, что они не исключают друг друга, однако, можно лишь говорить об их систематизации.

     Важнейшее значение для характеристики состояния  политического протеста имеют отношения  между основными агентами политического  процесса – государством, системой представительства интересов и общественными движениями, а также между группами и организациями как внутри каждого из этих агентов, так и в глобальном международном контексте. Для того чтобы придать протесту цивилизованную форму, в демократических государствах обеспечивается свобода слова, формируется институт оппозициикоторый представлен деятельностью неправительственных партий и движений.

     Политический  протест вне традиционного определения  представляет собой одно из самых  сложных, многомерных явлений политической жизни. Во-первых, он может существовать только в виде внутреннего состояния неприятия субъектом господствующей политической системы в целом. В то же время политический протест – это определенная форма выражения несогласия, сопротивления, неприятия господствующего политического курса, проявляющаяся определенной акцией, действием, поступком протестного характера. И наконец, политический протест – это явление политики, атрибут политического, представляющий собой противодействующие силы, движения, тенденции, идущие вразрез основному течению политической жизни.

     К настоящему времени политический протест  вполне определенно выделился в  качестве самостоятельной предметной области. В последние годы в отечественной политической науке по разным причинам заметно возрос интерес к изучению проблем политического протеста. Одной из таких причин является то, что в России идея свободы способна консолидировать массовые оппозиционные движения лишь в сочетании с идеей социальной справедливости. Так было и в начале XX века, и на рубеже 1980-1990-х гг., когда под лозунгами борьбы с привилегиями коммунистической бюрократии проводились стотысячные митинги, а лидеры демократического движения утверждали, что для уничтожения таких привилегий необходимы либерально-демократические реформы.

     Тем не менее, политический протест в  России остается недостаточно изученным, интерпретации эмпирических результатов  противоречивы, отражая как слабую методологическую проработку подходов к исследованию данного феномена, так и нередкое отсутствие у исследователей установки на проверку гипотез, вытекающих из теорий, выдвинутых в современной социологии. 

     1.2 Трудности исследования феномена политического протеста 
 

     Проблематика  политического протеста в отечественном  профессиональном дискурсе  оказалась в начальной стадии разработки. В этой области исследований пока нет устоявшихся авторитетов и традиций, что делает данное направление нишей для непрофессионалов и маргиналов в сфере политического знания. Здесь граница между журналистикой, политическим анализом и профессиональными политологическими работами особенно размыта.

     В данном направлении научных исследований все еще сохраняются трудности, связанные с недостаточной изученностью феномена политического протеста. Находясь в начальной стадии развития, теория политического протеста нуждается в уточнении ряда теоретико-методологических позиций. Во-первых, предстоит формирование понятийного аппарата и профессионального языка для описания исследовательского поля феномена политического протеста. Необходим анализ традиций изучения феномена политического протеста и его теоретическая концептуализация с учетом содержания мировой дискуссии по данной проблематике. Нужна также разработка оригинальных теоретических моделей феномена политического протеста с учетом национальной специфики и исторических особенностей проявления.

     Во-вторых, определенные усилия предстоит предпринять  в области эмпирического знания изучаемого объекта. Сюда можно отнести  проведение эмпирических исследований, создание на их основе базы данных, а также обсуждение методики конкретных исследований различных форм проявления политического протеста. Теоретическая слабость направления приводит к противоречивой интерпретации результатов эмпирических исследований, а слабая методологическая проработка подходов к изучения данного феномена затрудняет проверку гипотез, вытекающих из теорий, выдвинутых в современной социологической и политической науке.

     В-третьих, большое значение имеет институциональный  аспект становления научного новообразования. Речь идет о проведении научных конференций и дискуссий по проблеме, создании исследовательских структур, занимающихся соответствующей проблематикой, а также возможности научных публикаций вплоть до появления в какой-либо форме самостоятельного периодического издания.

     Одна  из проблем, затрудняющих исследование протеста в российской политике,  – неудовлетворительный подход к  анализу «набора» протестных действий: изучаются либо отдельные акции (митинги и демонстрации, как в  большинстве опросов ВЦИОМ), либо набор действий, в котором достаточно грубо разделены «мирные» и насильственные формы протеста. Изредка проводится разделение на действия, которые допускаются при данном режиме, и на акции, выходящие за пределы законного. Начальный этап многих исследования очень часто характеризуется слабостью теоретических концепций, большим числом публикаций, посвященных обзору западных источников, а также описанию конкретных акций протеста, имевших место в практике политического развития последних лет.

     В публикациях теоретического характера, специально посвященных анализу данной категории, сохраняется заметный содержательный разброс смыслов, вкладываемых в понятие политического протеста. Чаще всего под политическим протестом понимается лишь «сознательное невыполнение правил, установленных политическим режимом» или разновидность неконвенционального действия [6].

     Столь существенное ограничение возможных  проявлений политического протеста носит явно односторонний характер, обедняя как саму категорию, так  и политическую действительность.

     В литературе также нет неустойчивого  единства представлений о конкретных специфических признаках феномена политического протеста как формы  политической активности. Слаба методологическая проработка подходов к исследованию политического протеста, а также связь выдвигаемых здесь гипотез с теоретическими положениями современной политологии, социологии и конфликтологии.

     Отечественные исследования протестных движений ведутся, как правило, в рамках более широкого дискурса, включающего в себя проблемы реформирования экономической и политической жизни, формирования гражданского общества и правового государства, становления и развития общественных движений разной направленности.

     Несмотря  на то, что проблематика политического  протеста, по мнению многих специалистов, находится в начальной стадии развития, отечественная наука смогла за короткий промежуток времени значительно продвинуться в понимании природы изучаемого явления. Суммируя опыт данный исследовательский опыт, в рамках учебного процесса было проведено исследование протестных настроений молодежи г. Краснодара. 
 

 

      2 Специфика политического протеста в современных условиях России 

     2.1 Развитие протестного  движения в России 
 

     В современной России протестное движение зародилось в 1989 году. В первые перестроечные годы население страны ожидало быстрых и ощутимых перемен во многих областях жизни и, прежде всего, самых насущных.

     Первые массовые акции открытого противоборства шахтеров с официальными структурами в Кузбассе состоялись в июле 1989 года, в них приняли участие 180 тысяч человек. Немногим позднее забастовки прошли на шахтах Воркуты, в объединении «Ростовуголь» и в Подмосковном угольном бассейне. Наряду с шахтерами в них приняли участие и рабочие других отраслей промышленности, строительства и транспорта.

     От материально-бытовых требований бастующие все чаще переходили к критике правительства, к политическим требованиям. Это был их ответ на жесткую и непримиримую позицию партийно-государственных органов и ведомственной администрации, не желающих идти на компромисс с наемными работниками и проводить в жизнь достигнутые договоренности, допустить стачкомы к активной общественно-политической деятельности. Следующий всплеск забастовочной активности был уже полностью связан с выдвижением политических лозунгов.

     В июле 1990 года под руководством рабочих комитетов и с требованием смены исполнительной власти, демократизации армии и правоохранительных органов, вывода парткомов с предприятий и другими подобными лозунгами прошла стачка, в которой приняли участие коллективы 120 предприятий угольной промышленности. Она прочно утвердила политическую направленность забастовочного движения. С этого времени два направления в массовом протестном движении — социально-экономическое и политическое — развивались параллельно, иногда сменяя друг друга, а порой и тесно переплетаясь. Так в августе 1991 года, требуя повышения зарплаты, шахтеры одновременно выступили против попытки государственного переворота и за продолжение демократических реформ в стране.

     Можно выделить три волны протестного движения, пиками которых стали 1992, 1995 и 1997 годы. Однако между этими этапами, равно как и внутри них, движение развивалось крайне неравномерно.

     В забастовочных акциях 1990-х годов приняли участие коллективы таких крупнейших российских производственных объединений, как Ростсельмаш, Кировский, Балтийский заводы в Петербурге, Норильский горно-металлургический комбинат, судостроительный завод «Янтарь» (г. Калининград) и ряд других предприятий федерального значения.

     Забастовки стали значительно более продолжительными и напряженными. Так, если в 1993 году средняя продолжительность стачки составляла 2 дня, а в 1995 году — 2,8 дня, то в 1997 году она составила уже 6,8 дня.

     Важным показателем роста забастовочного движения в стране стало его распространение на новые регионы. Так, с 1994 года по 1998 год доля регионов, где проходили стачки, в РФ увеличилась с 42 до 75 процентов[6]. Не ограничившись, таким образом, депрессивными регионами, оно получило распространение на большей части территории страны.

     Вместе с тем забастовочные действия разворачивались, в основном, в отдельных отраслях промышленности, и прежде всего в горнодобывающей и металлургической, бастовали также докеры, транспортники и т. п.

     В ходе этих забастовок наряду с социально-экономическими прозвучали и политические требования, призывы к акциям гражданского неповиновения; более 65 тысяч преподавателей в середине января 1997 года провели Всероссийскую акцию в защиту образования [9]. Напряженная ситуация в учебных заведениях страны сохранялась и в последующие годы.

     В ряде регионов России многие школы вовремя не начинали занятия. Около 300 школ страны с опозданием начали 1999/2000 учебный год.

     Особенностью забастовочного движения последних лет (прежде всего общерегиональных и общегородских акций протеста) было то, что в них солидарно действовали работники различных отраслей народного хозяйства. Например, одновременно провели всекузбасскую забастовку весной 1997 года подавляющее большинство (до 80 процентов) предприятий автотранспорта общего пользования, 15 тысяч работников коммунальной сферы и одного из городских управлений социальной защиты.

     Такие же солидарные действия трудящиеся проявляли не только в ходе забастовочной борьбы, но и в других протестных акциях, направленных против наступления на свои права со стороны федеральной власти, местной администрации, предпринимателей и отдельных представителей директорского корпуса. 

Информация о работе Протестное поведение