Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 22:08, реферат
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
врагов, не допустить конфликтов, а
если они неизбежны, то опреде лить
пути достижения победы в них. В современных
условиях власти и управления порой
бывает недостаточно для.того, чтобы
предотвра тить возникающие конфликты
в рамках общества. В условиях взаим
ных столкновений и социальных катаклизмов
сама власть и управле ние могут нарушаться.
Исходя из этого можно сказать, что важнейшие
функции полити ки заключаются в том, чтобы:
а) путем учета обстановки обезопасить
субъекта от отрицательных для него случайности
и непредсказуемос ти; б) уменьшить опасность
ненужных столкновений между людьми в
обществе; в) обеспечить рациональное
отношение к получению, сбере жению материальных
и духовных ценностей с тем, чтобы они
способ ствовали утверждению столь же
рациональных отношений между людьми
(техническая, экологическая, культурная
и т.д. политика); г) обеспечить выбор из
множества вариантов поведения самого
челове ка или субъекта наиболее совершенного
и эффективного, отвечающе го потребностям как самого субъекта, так и всего
социального целого.
Одним словом, политика представляет собой такую
сторону созна тельной деятельности человека,
которая направлена на обеспечение как наиболее рационального поведения
самих субъектов, так и рацио нальных отношений
между субъектами в рамках общества. При
этом предметом политики выступает сознательная
политическая деятель-ность, направленная
на регулирование отношений как между самими субъектами в рамках
общества, так и к окружающей среде.
Политика — такая сфера общественного
сознания, которая призва на обеспечить
рациональность в поведении и отношении
между субъ ектами в рамках общества (минимум
затрат и максимум результатов), а также
между обществом и социальной и природной
средой в обста новке стихийности и непредсказуемости
с учетом закона преимущест венного развития
в данных конкретных условиях.
В то же время политика, хотя и оказывает влияние
на все виды человеческой деятельности,
не может охватить все человеческое пове
дение в целом. Имея как бы верхние и нижние пределы, политика регулирует сферу человеческих
взаимоотношений и относящиеся к ним сферы
деятельности.
Одни ученые сводят политику к деятельности, не считая
ее нау кой. Другие относят политику к науке. Третьи обращают
внимание на связь политики с искусством, а некоторые даже рассматривают
поли тику в качестве теории игр. На самом
же деле подлинная политика — это и деятельность, и наука, и искусство.
Политика представляет собой науку, но
науку особого рода. Если естественные
и общественные науки призваны исследовать
опреде-
ленную реальность и законы, которые ей
присущи, то объектом поли тики выступает
сфера отношений между людьми, сфера случайного
и непредсказуемого в рамках общественной
жизни. Политика призвана обеспечить рациональность
в поведении и отношениях субъектов, привести
эти отношения в соответствие с объективными
законами и наличными условиями. Иными
словами, политика, учитывая случай ность
и непредсказуемость, призвана направить
ход событий в сторо ну рациональности,
обеспечив действие субъекта в соответствии
с объективными законами как внешней, так и присущей им внутренней
природы.
Политика представляет собой важнейшую
часть науки управле ния. Если наука управления призвана обеспечить
сохранение, упоря дочение и развитие
определенной структуры, то политика — это такая сфера деятельности,
которая направлена на отношения между
субъек тами (классами, нациями, другими
социальными группами), их учас тие в делах
государства и использование государственной
власти. При этом чем устойчивее та или
иная социальная система, тем больше в
ней возрастает роль управления. Напротив,
в неустойчивых системах, подверженных
конфликтности и другим катаклизмам, возрастает
роль политики и политической деятельности.
В этой связи было бы едва ли верно сводить
предмет политики к отношению субъектов по
поводу политической власти. В таком случае
из предмета политики исключаются такие сферы, как техническая, экологическая,
культурная, регулирующая отношения между
полами и т.д. К тому же и сама власть выступает
орудием политики лишь по тому, что в ней концентрируется
определенная материальная сила. Борьба
за власть поэтому напоминает столкновение
между борющи-мися за овладение оружием как материальной силой, помогающей
одержать победу над противником. В соответствии
с этим отношение субъектов по поводу
политической власти, проблема самой власти
в политике означают политику в узком смысле слова, в
отличие от по литики, включающей в себя
и другие сферы человеческой деятель ности.
Таким образом, логично предположить,
что в будущем социально- справедливом
обществе политика не отомрет, как считали до сих пор. Хотя ее функции
и изменятся существенным образом, но
она тем не менее сохранится.
В то же время предмет политики как науки не следует расши
рять, подводить под нее сознательную
человеческую деятельность вообще.
Изготовляя орудие труда, вспахивая поле,
человек так или иначе руководствуется
определенной стратегией поведения. Но
это, скорее,
именно стратегия поведения, но не политика. Политика — это такая сфера
сознательного человеческого поведения,
которая самым тесным образом связана
с отношениями между различными социальными
группами общества и его структурой.
В соответствии с таким подходом строительство
нового завода, со вершенствование механизмов
для защиты окружающей среды, ремонт космического
корабля и т.д. — это сферы деятельности,
подчиненные определенной стратегии,
но не являющиеся политикой. В то же время выбор пути
технического развития общества, защита
общества от за грязнения окружающей среды,
развитие космонавтики в целом и т.д. являются
предметом политики, так как они хотя и могут не затраги вать
систему власти, но затрагивают интересы
общества в целом и так или иначе влияют
на его структуру.
Поскольку человек и общество функционируют
в определенной социальной и природной
среде, можно выделить и разновидности
по литики: демографическая политика, социальная политика, экономи ческая политика, геополитика. Эти разновидности в свою
очередь подразделяются на более мелкие
части. Если демографическая поли тика
представляет собой концентрированное
выражение демографи ческих процессов
и путей их решения в данной стране или
странах, если экономическая политика выступает продуктом способа
произ водства материальных благ, то геополитика — это отражение наиболее
эффективных путей самореализации общества
в рамках того геополи тического пространства,
в котором находится данный народ или
народы.
Возникает проблема соотношения политики и морали. Между по литикой
и моралью существует как единство, так и различие. Мораль
определяет нормы и принципы поведения
социальных субъектов, на правленные на
обеспечение целостности общества. В отличие
от мора ли политика хотя и направлена на обеспечение
целостности общества, но обеспечивает
его несколько иначе, на основе относительной
само стоятельности и активности социальных
субъектов как элементов об щественной структуры.
Мораль отражает требования общества как целого к своим частям и социальным
субъектам. Политика же нередко отражает
то, что имеет отношение к свободе воли
субъекта и его выбо ру. Мораль призвана
обеспечить нормальное функционирование
об щества в глобальных масштабах и на
длительную перспективу. Прин ципы морали
отражают поэтому коренные долговременные
законы функционирования и развития общества,
его общечеловеческие инте ресы и принципы.
В отличие от морали политика занимается более конкретными
и менее долговременными вопросами, к
тому же она от ражает интересы конкретных
социальных субъектов. Именно поэтому
политика должна быть подчинена нравственности
и опираться на нее. Поскольку как нравственность, так и политика в конечном счете на правлены
на оптимальную самореализацию общества
и человека, по стольку политика должна быть нравственной,
а нравственность в свою очередь должна
учитывать политическую конъюнктуру и
не быть апо литичной.
В то же время в силу своей относительной
самостоятельности по литика может оказывать
обратное влияние на нравственность, моди
фицируя ее в ту или иную сторону. Так,
например, убийство стариков во время
голода в условиях первобытного строя
с позиций целого было нравственно, так как это позволяло роду поддерживать
свое су ществование, но было безнравственно
с точки зрения самих стариков, которых
обрекали на смерть.
Политическая рациональность не может
быть полностью сведена к нравственным
нормам, так как она имеет свои собственные логику
и принципы. В то же время она не может
в корне расходиться с нравст венными
нормами и противоречить нравственности,
а должна исхо дить из нее. Если же политика выходит за рамки нравственных
норм, то она приобретает безнравственный,
аморальный характер.
По-видимому, политику можно уподобить врачу,
который при ле чении больного должен
следовать принципу «не навреди». Политик, как и врач, осуществляя ту или иную
операцию, должен следовать принципу:
данная операция может быть оправдана
лишь в том случае, если в результате ее
проведения положительный результат для
опре деленной социальной группы и общества
в целом будет намного пре вышать те потери,
которые необходимы для ее осуществления.
Если же политик выйдет за эти нравственные
рамки, то его действия ока-жутся аморальными,
и рано или поздно придет возмездие. В
связи с этим возникает необходимость
в специальной науке — политической этике.
Большой интерес представляет также соотношение политики и науки. Поскольку в основе
функционирования и развития общества
лежат в конечном счете закономерные связи
и отношения, то не наука должна находиться на службе
у политики, как это случалось неодно
кратно, а наоборот, политика должна руководствоваться
данными науки и исходить из них. В то же
время знания одних научных истин без политики недостаточно для определения
конкретной линии пове дения ни социальных
субъектов, ни общества в целом в данной
кон кретной ситуации. Именно поэтому
нельзя противопоставлять науку и политику, так как залог их успеха — во взаимодополнении
друг друга. Политика должна быть научной,
так как без этого она не до бьется успеха,
а научные истины в свою очередь должны
конкретизи-
роваться политическими реалиями и действиями,
так как без этого наука рискует превратиться в абстракцию,
оторванную от жизни. И хотя нередко возникает
ситуация, при которой политика подчиняет себе науку, подобная
ситуация — пример извращенного состояния
по литики и науки. В нормальных условиях наука представляет собой основу политики и политических действий,
и в то же время сама ис-пытывает обратное
влияние политики.
Следует также, на наш взгляд, отличать
науку о политике, или по литическую науку,
от политологии. Предметом политологии
выступа-ет исследование закономерностей
функционирования всей полити ческой
сферы общественной жизни. Политология
стоит в ряду таких наук, как политическая экономия, социология,
культурология. Поли тику же нельзя связывать
только с экономической или только с поли
тической сферой общественной жизни и
тем более лишь с государст венной властью.
Политика на современном этапе присуща
всем сфе рам и формам человеческой деятельности,
и поэтому она так или иначе затрагивает
все сферы общественной жизни, где проявляется
активность частей по отношению к своему
целому, свобода выбора. Именно поэтому
и существует техническая, экономическая,
экологи ческая, культурная, внешняя и
внутренняя политика.
В рамках политической науки различают
внутреннюю и внешнюю политику, а также политику международных отношений,
включаю щую в себя деятельность субъектов
на международной арене. Послед няя представляет
собой относительно самостоятельную отрасль
поли тической науки, которая все больше
стремится приобрести роль от дельной
науки в рамках политической науки
ПОЛИТИКА И ПРАВО
При анализе политики весьма важным является
вопрос о ее взаимоотношении с правом. Проблема соотношения политики и права, их приоритетов,
существует давно. По этому поводу существует
даже притча. Как-то поспорили архитектор, политик и юрист о том, чья профессия
древнее. Архитектор сказал, что прежде
всего человек научился ^троить себе жилище.
Юрист заявил, что любое строение изначально
должно иметь план и нормативную базу.
Политолог же заметил, что еще до Существования
самого мира нужно было кому-то создать
хаос, а затем возглавить процесс созидания.
Право – одна из нормативных систем, регулирующих
отношения в обществе, дей-ствия и поведение,
функционирование объединений и государственных
органов. Право (др.-славянское правь –
закон) – 1) система общеобязательных норм,
охраняемых силой государства; 2) наука,
изучающая юридические нормы и правил,
регулирующая отношения людей в обществе
(правоведение).
Право характеризуется общеобязательностью
его правил, их определенностью, применением
единого масштаба и меры к ситуациям и
отношениям, имеющим одинаковые правовые признаки, Поддержкой и
охраной авторитета и силой госу-дарства.
Специфика и роль права в жизни общества
и его субъектов обусловлены тесной связью
с государством и характером этой связи.
Право не только поддер-живается и обеспечивается
государством, но и в свою очередь поддерживает
и обеспечивает его. Для правового государства характерно
признание связанности любых его органов,
как и государства в целом, предписаниями
права. Пока они не изменены в установленном
порядке.
Право и политика – две взаимосвязанные
сферы общественной жизни. Взаимоот-ношения
права и политического государства двусторонни:
с одной стороны, государство санкционирует
и Констатирует систему права, делая ее
публичной, общеобязательной, всеобщей,
причем ее нарушение влечет за собой меры
государственного воздействия; но с другой
стороны, само государство поддерживается
и обеспечивается правом.
Общим между политикой и правом является то, что они являются
регулятивными, взаимозависимыми системами
общества. [c.17]
Отличия же между ними в этом смысле проистекают
из того, что это различные регулятивные
системы. Известный голландский юрист
Г. Гроции полагал, что «предмет юриспруденции
– это вопросы права и справедливости,
а предмет политической науки – целесообразность
и польза».
Важное различие между политикой и правом проистекает из разницы между
политической и административно-правовой сферами управления. Право
и административно-правовая сфера – это прежде всего
законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления
– это стратегия и тактика поведения и
деятельности людей и их организаций,
воздействие властных структур на общество
с помощью не только, а иногда и не столько правовых норм, сколько многих других
средств и мер (силовых, материальных,
идеологических, психологических и иных).
Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права
достаточно определенны и «устойчивы»,
а политика более изменчива и непостоянна.
У разных групп людей существуют различные,
меняющиеся поли-тические ценности и принципы,
да и воспринимаются они по-разному. Политика
является более гибкой и противоречивой,
менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.
Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление,
чем право и государство. Она характеризуется
не только качеством всеприсутствия, но
и может распространять свое поле воздействия
на любые сферы, вопросы и проблемы общественной
жизни. Политика обычно есть везде, где
есть право, но закон далеко не всегда
присутствует в политических решениях,
отношениях и процессах. Различие между политикой и правом состоит и в том, что политика может видоизменяться очень
быстро, а право меняется медленнее и обычно
через официальное нормотворчество.
Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма
суще-ственное значение – способствовать
преодолению некоторых опасных тенденций
в развитии общества и его властных структур.
Одна из них – крайне расширительное толкование политики, объявление политическими
тех проблем, которые могут быть решены
административно-правовыми средствами. Именно такая
тенденция характера для тоталитарных
и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается
значение и самой политики – политические решения
принимаются не на основе научной стратегии
и тактики, а посредством насилия, «нажима»,
манипулирования общественным сознанием
и т.п.
Существует и другая опасная тенденция
– сведение или сужение политических
проблем до рамок административно-правовой системы» Стремление абсолютизи-ровать
существующий политический курс органов
власти и право, вывести из поля критического
анализа, представляется также нерациональным.
[c.18]
Можно выделить следующие основные варианты
взаимодействия между полити-кой и правом:
1) подчинение политикой права (например, в силу
«революционной» или иной «политической
целесообразности»);
2) абсолютизация права и приписывание
ему нереальных возможностей;
3) сохранение разумного взаимодействия политики и права: совпадение курса
де-мократических реформ и задач формирования правового государства.
Гармоничное взаимодействие политики и права благотворно отражается
как на самих рассматриваемых феноменах,
так и на обществе в целом. Правовое и социальное
государство служит надежной основой
для осуществления подлинно демократической политики в обществе, а она является,
в свою очередь, необходимым условием,
для соответствующего совершенствования правовых норм в установленном порядке.
В современную эпоху вопрос о взаимосвязи
и взаимодействии государственной политики с правом приобретает важнейшее значение
еще и потому, что юридиче-ское право только тогда справедливо и
гуманно, когда оно одинаково обяза-тельно,
а права и обязанности равны для всех граждан,
в том числе и для чиновников госаппарата,
депутатов, руководителей государства.
А действовать такое право будет только в условиях реального
политического курса подлинно демократических
и социальных реформ.
Принципиальным условием прогрессивного,
демократического развития совре-менной
России является соблюдение требований
ее Конституции, других зако-нов, норм
международного права, реализации «духа
и буквы» эти документов в политической
практике. «Государство должно их неукоснительно
соблюдать во всех политических решениях.
Такова самая важная и очевидная грань
соотношения политики государства с правом, юридически воплощенном в
законах»3.
Только политика, основывающаяся на праве,
будет подлинно разумной, стабили-зирующей
и объединяющей общество. Вне права и морали
нет места для гумани-стической и демократической политики. Идеал – это правовая, высокоморальная политика.
ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ
Мораль
(от лат. moralis – нрав, нравственный) – одна
из форм общественного сознания и его
реализации на практике, утверждающая
общественно необходимый тип поведения
людей. В отличие от правовых норм, соблюдение
которых поддерживается и контролируется
государственными органами, нормы морали опираются на общественное
мнение и воздействие, на убеждение, традиции
и привычку.
Мораль находит выражение в поступках
человека по отношению к обществу, властным
структурам, коллективу, семье и т.д. Ценности морали меняются с тече-нием времени
и различны у разных народов и слоев населения.
Основными про-блемами в морали являются вопросы о том, что
такое «хороший обычай, поведе-ние, деятельность»,
что «прилично, порядочно, достойно» и
т.д. [c.13] К господ-ствующей морали, кроме социальных ценностей
и оценок, принадлежат также и те, которые
расцениваются религией как «благое поведение».
Мораль – это составная часть индивидуального
мировоззрения, она во многом определяет
для личности картину социально-политического
мира.
Поскольку политика является одной из важнейших
сфер человеческой деятельно-сти, ее невозможно
отделить от морали. Моральные ценности и нормы,
имеющие отношение к политическому миру,
к его институтам, отношениям, политическому
мировоззрению и поведению членов того
или иного сообщества, в совокупности
составляют политическую этику, используются
в виде оценки политического курса в целом
и политической деятельности отдельных
лиц в частности.
Мораль удерживает человека от крайних
форм поведения, способствует разреше-нию
противоречий между индивидом и всей общностью.
В древности первичные человеческие коллективы
во многом регулировали взаимодействие
людей с помо-щью обычаев, традиций, табу,
а также таких институтов социального
контроля, как семья и община. С возникновением
сложных общностей и ослаблением традиционных
форм социального контроля возросла роль
политических институтов, которые стали
осуществлять основные властно-регуляционные
функции в развитии общества, а мораль – регулировать нравственные
нормы по-ведения.
Мораль может так или иначе характеризовать
политическое действие, влиять на его
реализацию. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного
поли-тического действия, поэтому политика часто стремится освободиться
от нее. Еще Н.И. Карамзин справедливо заметил,
что «правила нравственности и добродетели
святее всех иных и служат Основанием
истинной политики».
Общее между политикой и моралью состоит в том, что они относятся
к наиболее ранним регуляторам общественной
жизни, к сфере социального выбора, в силу
чего подвижны и изменчивы; являются регуляторами
поведения людей.
Многие императивы морали носят характер идеалов, с
которыми следует сообра-зовывать свои
действия; она оценивает субъективное,
внутреннее переживание поступков. Политика
же более «приземлена» и целенаправленна,
т.е. ориен-тирована на достижение определенных
целей, результатов.
Важной
особенностью политики является ее опора на силу,
использование принудительных санкций
за невыполнение требований. Мораль Же
опирается главным образом на «санкции»
совести.
Мораль в значительной части своих норм
выступает как своего рода антитеза насилию.
Так, индуистско-буддийская традиция морали основывается на принци-пах
«ненасилия». [c.14] Но утверждать, что мораль осуждает насилие в принципе,
т.е. по принципиальным «соображениям»не
приемлет его, – значит игнорировать некие
реальные ситуации. Так, мораль «освещает» ведение справедливых
войн, защиту Отечества; ислам предполагает
«священную войну против неверных» и др.
Далее, хорошо известно, что уголовно-правовые
нормы возникают, существуют и реализуются
как формализованное единство правовых
воззрений и моральных установлений общества.
Весьма показателен здесь институт необходимой
оборо-ны.
Наконец, существует и «корпоративная» мораль, есть моральные нормы, приня-тые в определенных
национальных, региональных и иных структурах
общества и оправдывающие применение
насилия в конкретных экстраординарных
обстоятельствах (например, дуэль как
способ защиты части и др.).
Выделяются следующие подходы к взаимоотношению политики и морали:
• морализаторский подход – означает,
что политика должна иметь не только
высоконравственные цели (общее благо,
справедливость), но и при любых обстоятельствах
не нарушать нравственные принципы (правдивость,
благожелательность к людям, честность)
используя при этом лишь нравственно допустимые
средства;
• ценностно-нейтральный подход – игнорирование политикой нравственных цен-ностей.
Такой подход делает ее аморальной. В некоторых работах (Н.
Макиавелли и др.) описаны способы формирования
твердой государственной власти по прин-ципу
«цель оправдывает средства»;
• компромиссный подход – преобладает
среди многих ученых и нравственных по-литиков.
Он исходит из признания необходимости
учета нравственных норм в политике, учитывая специфику последней.
В современном мире центральными направлениями
институализации нравствен-ных требований
к политике являются соблюдение прав
человека, социальная направленность политики, утверждение демократических
принципов жизнедея-тельности, укрепление
правовых основ общества.
В силу значимости своего функционирования
и его последствий, политика всегда была, есть и будет
сферой моральности и ответственности. Без
союза с моралью политика лишается компаса,
указывающего ей цель и направление движения
к ней, а также ответственности, без которых
она подобно вышедшей из-под контроля
людей технике и науке, грозит превратиться
в средство массового поражения, в антигуманный
механизм завоевания и сохранения власти,
в орудие порабощения людей, а не их освобождения
и защиты. [c.15]
Совместима ли политика с моралью и нравственными ценностями?
Вот что дума-ют по этому поводу известные политики и политологи.